Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
2 комментария«Возможность еще сохраняется»
Александр Железняков: Спутник можно заставить работать
«В мировой практике были прецеденты, когда спутники выводились на нерасчетные орбиты и потом дотягивали до точки стояния с помощью собственных двигателей», – рассказал в интервью газете ВЗГЛЯД член Федерации космонавтики России Александр Железняков. По его словам, запущенный в четверг российский спутник, который до сих пор не могут найти, теоретически еще может оказаться работоспособным.
Заказчик и разработчики спутника «Экспресс АМ-4», запущенного в ночь на четверг с Байконура (Казахстан) и до сих пор не вышедшего на связь, не располагают информацией о его местоположении, сообщает пресс-служба заказчика аппарата ФГУП «Космическая связь» (ГПКС).
«18 августа 2011 года сложилась нештатная ситуация при выводе на геостационарную орбиту космического аппарата «Экспресс АМ-4». До настоящего времени ФГУП «Космическая связь», разработчики спутника EADS Astrium и ФГУП «ГКНПЦ имени М.В. Хруничева», Роскосмос не располагают достоверной информацией о местоположении космического аппарата и возможности его дальнейшего использования по целевому назначению», – говорится в релизе.
Создан межведомственный оперативный штаб, координирующий работу специалистов указанных организаций в связи с ЧП. «ГПКС выражает искреннюю благодарность всем нашим коллегам за понимание и поддержку. Мы надеемся и прилагаем все усилия для позитивного разрешения ситуации», – отмечается в сообщении.
Газета ВЗГЛЯД обратилась к советнику президента РКК «Энергия», члену Федерации космонавтики России Александру Железнякову с просьбой рассказать, как может сложиться дальнейшая судьба аппарата.
ВЗГЛЯД: Александр Борисович, есть ли какая-то вероятность, что спутник, после того как его найдут, можно будет использовать по назначению?
По словам Александра Железнякова, теоретическая возможность того, что спутник можно будет использовать по назначению, сохраняется (Фото: wikipedia.org) |
Александр Железняков: Теоретически такая возможность еще сохраняется. В мировой практике были прецеденты, когда спутники выводились на нерасчетные орбиты и потом дотягивали до точки стояния с помощью собственных двигателей. А в 1997 году американцы вместе с гонгконгской компанией провели довольно уникальный вывод на геостационарную орбиту спутника Asiasat-5. Он тогда тоже был выведен на нерасчетную орбиту, но они направили его к Луне, использовали ее гравитационное поле, и потом перевели на геостационарную орбиту.
При возможности вывода на геостационарную орбиту с помощью собственных двигателей спутник может использоваться, но при этом срок его активного существования будет существенно снижен, потому что на это уйдет очень много бортового запаса топлива.
ВЗГЛЯД: То есть потерянный спутник может самостоятельно перемещаться?
- Пропавший российский спутник нашли на нерасчетной орбите
- Россия потеряла при запуске на орбиту новейший спутник связи
- NASA: Россия больше всего засоряет орбиту
- США начали готовить базу для ПРО в космосе
- Потерявший спутники ГЛОНАСС разгонный блок не испытывали
А.Ж.: Если не произошло ничего более фатального – если спутник найдут, и он функционирует, все бортовые системы в норме, будет возможность развернуть солнечные батареи, – тогда его можно будет использовать некоторое время. Меньше, чем рассчитывалось, но какое-то время можно. Но это, опять же, я подчеркиваю, если на самом спутнике не произошло что-то фатальное. Например, если он не отделился от разгонного блока, то использовать его уже точно будет нельзя.
ВЗГЛЯД: К вечеру четверга точное местоположение спутника неизвестно. Насколько сложным является процесс поиска?
А.Ж.: Все зависит от средств наблюдения за околоземным космическим пространством. В нашей стране такая система существует, но есть некоторые сектора, которые мы просто не можем отслеживать. У американцев более совершенная система, как сообщалось, они уже что-то обнаружили, но что это – один разгонный блок или разгонный блок со спутником, или еще что-то – пока непонятно.
ВЗГЛЯД: Почему вы назвали американскую систему NORAD более совершенной?
А.Ж.: Во-первых, у американцев гораздо больше наземных средств наблюдения, они разбросаны практически по всему миру. Во-вторых, они используют для этого еще и космическую составляющую. Поэтому технических возможностей у них гораздо больше, чем у нас.
ВЗГЛЯД: То, что у них больше технических возможностей, может оказать какое-то влияние на международную безопасность?
А.Ж.: Здесь надо различать систему предупреждения о ракетном нападении и систему слежения за объектами в космическом пространстве – это разные вещи. Они, естественно, обмениваются информацией, но задачи у них разные. Система предупреждения о ракетном нападении должна обнаружить факт запуска ракеты, рассчитать, куда она летит, и сколько времени это займет. Объекты в космическом пространстве отслеживают для того, чтобы обезопасить космические полеты. То есть данные этих систем дополняют друг друга, но, с другой стороны, эта информация имеет разное предназначение.
ВЗГЛЯД: Если вдруг реализуется самый худший сценарий и спутник окажется неисправным, какова будет его судьба?
А.Ж.: Это зависит от того, на какой орбите он окажется. Если это орбита с очень низким апогеем, то через несколько витков или несколько дней он сам войдет в атмосферу и сгорит. Если его найдут на более высокой орбите и его нельзя будет использовать, тогда, конечно, это превратится в космический мусор. А там все зависит, опять же, от того, есть ли возможность управлять, например, двигательной установкой. Если, предположим, он неработоспособен по бортовым системам, но у него в порядке двигательная установка, его можно будет сориентировать и сжечь в плотных слоях атмосферы.
Говорить об этом точно можно будет, когда что-то прояснится. Пока вопросов больше, чем ответов.