Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Новая оппозиция Санду сформировалась в Москве

Прошедшее в Москве объединение молдавской оппозиции может означать, что либо уже готов ответ на возможное вторжение Кишинева в Приднестровье, либо есть понимание, что Санду не решится на силовое решение проблемы.

0 комментариев
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Социализм заложен в человеческой природе, сопротивляться ему бесполезно

Максимальное раскрытие талантов и не невротизированное население – вот плюсы социализма. А что делать с афонями, как мотивировать этот тип людей, не прибегая к страху – отдельная и действительно большая проблема из области нейрофизиологии.

69 комментариев
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Россия утратила комплекс собственной неполноценности

Можно обсуждать, что приключилось с западной цивилизацией – куда делись те качества, которые веками обеспечивали ей преимущество в конкурентной гонке. А вот текущим успехам и прорывам России может удивляться только тот, кто ничегошеньки про нее не понимает.

44 комментария
16 августа 2011, 17:30 • Общество

«Мне западло плакать»

Чеченская семья судится с норвежскими властями

«Мне западло плакать»
@ rusnovosti.ru

Tекст: Константин Кобяков

Норвежские полицейские в день теракта на острове Утойя задержали не только Андерса Брейвика. Почти сутки провел в заключении 17-летний чеченский подросток Анзор Джукаев, семья которого теперь намерена требовать компенсации от властей. Анзор утверждает, что к Брейвику в тюрьме относились лучше. А задержали Джукаева, по его словам, из-за того, что он был единственным, кто не плакал.

Чеченский подросток, задержанный в суматохе в день теракта на острове Утойя одновременно с Брейвиком, намерен судиться с норвежскими властями.

Брейвика возили на допросы. У него были сигареты и кофе. Его хорошо содержали

После теракта 17-летний Анзор Джукаев был посажен в тесную камеру, где провел 17 часов – до того момента, как полицейские разобрались, что к расстрелу он не причастен. Все это время родители безуспешно пытались разыскать подростка.

Молодому человеку не понравилось, что его тыкали дубинкой и дергали за наручники. При этом он признал, что его не пытали. Однако после того, как Анзор вышел на свободу, его адвокат Харальд Стабель объяснил, что по законам Норвегии полиция должна была сразу после задержания оповестить об этом факте его родителей. Кроме того, задержанному нужно было предоставить адвоката. Ни того, ни другого сделано не было.

На допросе Анзора Джукаева спросили, знаком ли он с Брейвиком, на что чеченец ответил отрицательно. «Она (следователь) сказала, что я имею право на адвоката. Она попросила рассказать, как там все произошло. Я рассказал, что я стоял у палатки, потом услышал выстрелы. Все убежали, а я остался, чтобы посмотреть, кто там, кто стреляет. Я стоял у палатки, видел, как Брейвик поднимается и стреляет. Эти трое сразу умерли, я понял, что это настоящий убийца. Он целился в меня, я начал бежать! Мы со знакомым Алмиром вместе прятались. Он выжил, мы вместе спаслись», – цитирует юношу «Русская служба новостей».

Джукаев также рассказал, что его держали с Брейвиком по соседству, при этом последнего, утверждает подросток, содержали даже в лучших условиях: «Брейвика возили на допросы. У него были сигареты и кофе. Его хорошо содержали».

Про предоставленные ему условия подросток рассказал так: «Это не камера, это карцер. Там не было туалета, раковины. Просто 2,5–3 квадратных метра, камера бетонная, желтого цвета, с красной дверью. Там я сидел без еды и воды, без телефона. Все дома думали, что я уже мертв», – сказал Джукаев.

Джукаев считает, что полиция задержала его из-за поведения, которое контрастировало с поведением большинства подростков с острова Утойя: «Они говорили, что у меня поведение не соответствовало ситуации. Когда зашли в комнату, где уже было безопасно, большинство сидело и плакало. Я просто сидел и холодно себя вел. Я не плакал. Мне западло плакать», – сказал он.

В настоящее время семья Джукаевых собирается судиться, требуя компенсации от норвежских властей. «В ближайшее время нам должны выдать адвокатов, которые будут заниматься нашими делами. И как только, так сразу. Я хочу правосудия, чтобы все было честно. То, что они со мной сделали, никак уже не возместить, – заявил Джукаев. – Такие выходки и нарушения своих личных законов не пройдут. Это неправильно. Мы живем в Норвегии. Это нападение на демократию».

Между тем, глава Чечни Рамзан Кадыров во вторник прокомментировал информацию о двух других чеченских подростках, якобы закидавших Брейвика камнями и спасших более двух десятков человек. По его словам, это известие он воспринял с удовлетворением.

«Двое чеченских подростков, 16-летний Рустам Даудов и 17-летний Мовсар Зямаев, несмотря на прямую угрозу для жизни, спасли более двадцати человек от пуль террориста Брейвика. Это поступок, достойный настоящих мужчин», – заявил во вторник Кадыров, слова которого приводит его пресс-служба. Он подчеркнул, что решение ребят помочь своим сверстникам в такой страшной ситуации говорит об их смелости и благородстве. «Я считаю, что они сохранили лучшие традиции своего народа. Ими гордятся в Норвегии, но еще больше – на их исторической родине: в России, в Чеченской Республике», – отметил Кадыров.

Как сообщала газета ВЗГЛЯД, ранее Мовсар Зямаев и Рустам Даудов заявили газете Dagbladet, что они и еще один подросток попытались подобраться к Брейвику сзади, чтобы оглушить террориста ударом камня, но тот обернулся и убил одного из них. После этого подростки бросили в него камни и убежали, при этом Мовсар утверждает, что попал в Брейвика. Такой вывод он, по собственным словам, сделал после того, как убийца завыл и обозвал чеченца «чертовым ниггером».

После этого, рассказали юноши, они нашли расщелину в скале и стали собирать туда всех, кого им удалось встретить. По рассказу Мовсара, он лично вытащил из воды троих тонувших, которые пытались уплыть с острова. Подростки утверждают, что спасли 23 человека.

Пресс-секретарь главы республики Альви Каримов сообщил РИА «Новости», что связался по поручению Кадырова с Рустамом Даудовым, который пересказал события того дня. «В тот день я проспал обед. Успел на последний прием пищи. Это было где-то в 17 часов. По дороге я встретил своего друга Мовсара Зямаева. С нами были и Хамзат, и Нуради. Всего, насколько я знаю, на острове было 6 чеченцев. Вдруг мимо нас пробежал мужчина военный какой-то, за ним много людей. Мы подумали: куда они? Мы понятия не имели, что там что-то происходит. Мы побежали за ними. Думали, что нам хотят что-то сообщить», – рассказал Даудов.

По его словам, среди спасенных ими оказался и восьмилетний мальчик, «который не соображал от страха ничего, и Мовсару пришлось нести его на руках в поисках укрытия». Найдя пещеру в скале, подростки стали заводить туда всех попадавшихся им детей. Увидев в воде детей, Мовсар сделал три заплыва и вытащил еще несколько человек.

«Он сильно замерз. Метрах в десяти в воде был парень. Мы поняли, что, если Мовсар еще раз войдет в воду, он умрет. Я сказал Мовсару: «Если ты умрешь, мы с Нуради тоже умрем, тоже пойдем в воду. Мы не оставим тебя одного». Мовсар раздумывал, пойти или нет. Я сказал ему: «У тебя не хватит сил ты устал, ты замерз». Мы уговорили его остаться», рассказал Даудов. Прибывший через несколько часов катер забрал всех спасшихся детей более 20 человек с острова.

Комментарии экспертов

Александр Шатилов, заместитель генерального директора Центра политической конъюнктуры
Александр Шатилов, заместитель генерального директора Центра политической конъюнктуры
Сейчас в Европе, на мой взгляд, есть две опасные тенденции. <a href=http://actualcomment.ru/news/28760.html target=_blank>Читайте также</a>
..............