Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Чем современная Украина похожа на УНР 1918 года

Время идет, но украинские политики соблюдают «традиции», установленные более чем 100 лет назад – лизать сапоги западным покровителям, нести ахинею и изолировать политических оппонентов.

4 комментария
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

6 комментариев
18 июля 2011, 22:10 • Общество

«В худшем случае оштрафуют»

Юрий Николаев: Самое страшное – приостановка лицензии

«В худшем случае оштрафуют»
@ РИА "Новости"

Tекст: Елена Сидоренко

«Например, жена узнала по SMS, что у мужа есть любовница. Ну, присудит суд, я думаю, три тысячи рублей ему, и все», – рассказал в интервью газете ВЗГЛЯД адвокат Юрий Николаев о возможных последствиях скандала с попавшими в открытый доступ SMS. На компенсацию, по его мнению, могут рассчитывать немногие.

В понедельник более восьми тысяч SMS, отправленных с сайта компании «Мегафон», оказались в выдаче поиска «Яндекса». Сотовый оператор заявляет о техническом сбое и выясняет обстоятельства произошедшего. Проверку проводят и компетентные органы. Газета ВЗГЛЯД обратилась к председателю московской коллегии адвокатов Юрию Николаеву с просьбой рассказать, чем может грозить «Мегафону» этот технический сбой и на что могут рассчитывать те, чья конфиденциальная информация была обнародована.

По мнению Юрия Николаева, рассчитывать на компенсацию могут лишь  часть тех, чьи SMS попали в открытый доступ (Фото:  http://pravorub.ru)

По мнению Юрия Николаева, рассчитывать на компенсацию может лишь часть тех, чьи SMS попали в открытый доступ (Фото: pravorub.ru)

ВЗГЛЯД: Юрий Николаевич, какие юридические последствия может повлечь за собой это происшествие?

Юрий Николаев: В худшем случае компанию «Мегафон» оштрафует Федеральная антимонопольная служба за распространение конфиденциальной информации о личности, потому что нарушена тайна переписки. Собственно говоря, все.

ВЗГЛЯД: А что касается абонентов, чьи сообщения попали в открытый доступ?

Ю.Н.: Для граждан это вряд ли что-то изменит. Если у «Мегафона» не будет доброй воли компенсировать какие-то потери, которые понесли граждане с учетом раскрытия этой информации, абоненты будут вынуждены обращаться в суд. Во-первых, это долгое время, полгода, а то и больше. Во-вторых, какая судебная перспектива? Допустим, даже признают факт, что это вина «Мегафона». Но этого недостаточно для компенсации морального вреда. Кроме того, что это сделал «Мегафон», нужно установить причинно-следственную связь между действиями оператора и теми негативными последствиями, которые наступили для гражданина, если они вообще наступили. Если этих последствий нет, то платить, собственно говоря, не за что. Если они есть, то какие? Например, жена узнала по SMS, что у мужа есть любовница. Ну, присудит суд, я думаю, три тысячи рублей ему, и все.

ВЗГЛЯД: На чем основывается это предположение?

Ю.Н.: В России в правилах возмещения имущественного ущерба отсутствует норма о компенсации морального вреда. Есть лишь одна статья Гражданского кодекса, которая говорит о том, что размер компенсации оценивается по внутреннему убеждению судей. Это относительное понятие, но больших сумм в практике никогда не было, мы не Америка. Поэтому вряд ли здесь будут серьезные суммы, тем более, чтобы добиться этого, гражданин должен сам обратиться в суд и потратить много сил, времени и, кстати, денег на получение решения суда, удовлетворяющего иск.

ВЗГЛЯД: Это событие может как-то отразиться на абонентах «Мегафона» в целом?

Ю.Н.: Самое страшное для пользователей – приостановка лицензии, поскольку она нарушена. Но я сомневаюсь, что ФАС будет это делать, потому что пострадает не столько оператор, сколько люди, которые им пользуются. Представим, что приостановили лицензию на неделю. То есть вся Россия, которая подключена к «Мегафону», останется без средств связи? Это было бы антигосударственное решение.

Поэтому, если будет расследование, оно ограничится штрафом, и то он пойдет не в пользу граждан, а, как обычно, в пользу государства.

ВЗГЛЯД: Может ли «Яндекс» понести какую-то ответственность?

Ю.Н.: Чтобы установить ответственность «Яндекса», нужно понимать, причем здесь «Яндекс», собственно говоря. Кто здесь виноват? Например, если программное обеспечение «Яндекса» позволило увидеть SMS,и его поставил «Яндекс» некорректно, или его специалисты неправильно его написали, то в случае взыскания денег с «Мегафона» – как гражданами, так и ФАС – «Мегафон» имеет право подать регрессный иск. Сами граждане подавать к «Яндексу» вряд ли смогут – он не вступал с ними в правовые отношения и не обязан сохранять их тайну.

Вполне возможно, что это может быть вина специалистов «Мегафона». Потому «Мегафон» отдельно будет разбираться по этому поводу. Вполне возможно, что это будет сделано вне рамок суда путем достижения неких договоренностей.

ВЗГЛЯД: Что следует делать людям, которые хотят получить компенсацию за попадание своих сообщений в открытый доступ?

Ю.Н.: Если вы отправили SMS, это вскрылось и наступили негативные последствия, то надо оформлять иск к «Мегафону». Подчеркну, это может сделать не любой гражданин, а тот, для кого наступили негативные последствия именно из-за отправки SMS, которое стало публичным.

В суде гражданин должен доказать: этот телефон принадлежит ему на основании контракта; наличие отправленной SMS; неблагоприятные последствия (развод и раздел имущества, или конкуренты узнали конфиденциальную информацию); наступление негативных последствий (жена подала на развод, любовница тоже отказалась). Наконец, надо обосновать ущерб. Почему миллион, почему не сто рублей?

ВЗГЛЯД: Тем, кто не сможет доказать негативные последствия, рассчитывать не на что?

Ю.Н.: По российскому законодательству они ничего сделать не смогут. Если просто стало известно, что вы пошли в магазин или написали своей супруге «целую, мышка», то это, конечно, очень некрасиво, но российские суды такие вещи не будут сильно оценивать.

ВЗГЛЯД: Как можно доказать то, о чем вы говорили выше?

Ю.Н.: Нотариус заходит на сайт, набирает в «Яндексе» соответствующую команду, видит это SMS, распечатывает и пишет, что «такого-то числа мной было обнаружено то-то и то-то». И этот выход в Интернет, и принтскрин страницы «Яндекса» с SMS будет являться доказательством факта публикации. А доказательством негативных последствий будут являться другие вещи, в зависимости от негативных последствий.

ВЗГЛЯД: А если человек не успел сделать заверенную нотариусом распечатку?

Ю.Н.: Значит, он этого никогда не докажет. Можно заверить и архивную страницу «Яндекса», но здесь я не знаю, как будет действовать «Яндекс».

ВЗГЛЯД: Граждане могут обратиться к «Яндексу» с просьбой предоставить архивную копию?

Ю.Н.: Могут, но бесполезно. «Яндекс» в итоге будет соответчиком, если будут иски. Думаю, что ответчик предоставлять информацию не будет. Люди потеряют время. Сейчас они обратятся, через месяц «Яндекс» даст ответ «нет». Или вообще никакого ответа не даст. А вы просидели. И никакого доказательства у вас не будет, кроме того, что вы направляли запрос. А судья скажет: «Это хорошо, что вы запрашивали, но ответа-то нет?» А «Яндекс» придет и скажет: «Извините, ничего не было».

Я подчеркиваю, мы говорим про суд. Может быть, «Мегафон» все признает и в добровольном порядке все выплатит, в чем я лично сильно сомневаюсь.

..............