Владимир Можегов Владимир Можегов Правый поворот Европы неостановим

Если все эти умозрительные проекты (Австро-Венгрия Орбана, Ле Пен во Франции, АдГ в Германии, консервативный Юг) реализуются, то мечта Де Голля и Аденауэра о «Европе отечеств» может оказаться вновь актуальной. И то, что не удалось в шестидесятых, может вполне обрести новую жизнь.

11 комментариев
Андрей Рудалёв Андрей Рудалёв Демография – не про деньги

Дом строится, большая семья создается через внутреннее домостроительство, через масштабность задач и ощущение собственной полноценности и силы. Это важное ощущение личной человеческой победительности было достигнуто в те же послевоенные годы, когда рожали детей вовсе не ради денег, а для будущего.

13 комментариев
Анна Долгарева Анна Долгарева Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

33 комментария
2 декабря 2011, 20:29 • Общество

Задумался о расстреле

Лукашенко обещал подумать о помиловании осужденных

Задумался о расстреле
@ Reuters

Tекст: Анастасия Петрова

Александр Лукашенко, возможно, еще и отменит казнь осужденных за теракт в минском метро. При этом он заявил о поддержке самого приговора. Между тем руководители силовых ведомств рассказали, что во время следствия с обвиняемых «сдували пылинки» и даже переносили время допросов, если те объедались.

По итогам судебного процесса, завершившегося смертным приговором Дмитрию Коновалову и Владиславу Ковалеву, обвиняемым по делу о терактах в минском метро, руководители силовых ведомств рассказали о том, как шло следствие.

В ближайшее время мне придется принимать это решение

Первый заместитель председателя КГБ Белоруссии Виктор Вегера рассказал, что обвиняемых во время суда и следствия охраняли с применением беспрецедентных мер безопасности. «Они содержались в изоляторе КГБ с другими лицами, не в одиночных камерах. Для их безопасности были приняты беспрецедентные меры», – сказал Вегера.

«Для исключения отравления пища им доставлялась в опечатанных термосах. Одежда, которая им передавалась, перестирывалась и проходила термическую обработку», – рассказал он.

В свою очередь первый заместитель генерального прокурора Белоруссии Андрей Швед заявил, что «с них пылинки сдували». «Были случаи, когда время допроса переносили, так как Коновалов говорил, что он объелся», – сказал Швед.

Судя по протоколам допросов на предварительном следствии, озвученным во время процесса, Ковалев заявлял о том, что на него оказывалось физическое воздействие. В то же время исполняющий обязанности министра внутренних дел Белоруссии Олег Пекарский заявил, что физическая сила к осужденным применялась только при задержании.

«Физическая сила была применена, так как была угроза повторения взрыва. Поэтому были применены и спецсредства», – сказал Пекарский.

Заместитель генерального прокурора Андрей Швед в свою очередь заявил, что по результатам прокурорской проверки факты применения насилия не подтвердились. При этом Пекарский отметил, что в дальнейшем во время следственных действий сила в отношении Коновалова и Ковалева не применялась.

Он рассказал, что выявить террориста удалось благодаря его походу за спиртным. Фотография подозреваемого была сделана камерами наблюдения в метро. «После совершения теракта три человека распивали водку. Им ее не хватило, и было принято решение выйти и купить еще», – сказал Пекарский. Он отметил, что до 5 утра Коновалов находился в достаточно сильном состоянии опьянения, а с 5 утра он сам начал говорить, что причастен к взрыву.

Его признание подтвердилось, когда эксперт снял отпечатки пальцев, которые совпали с отпечатками на неразорвавшемся в 2008 году в Минске взрывном устройстве.

Накануне семья Ковалева обратилась к Лукашенко с просьбой о помиловании. В пятницу глава белорусского государства заявил, что в ближайшее время рассмотрит этот вопрос.

«В ближайшее время мне придется принимать это решение. Но я уже об этом думал после вынесения приговора, и я почему-то не сомневался, что суд придет к такому мнению», – приводит БЕЛТА слова главы белорусского государства. Лукашенко отметил, что в результате теракта погибли люди, однако родители осужденных, часть общества, встали на их защиту. «И вот начинаешь все это взвешивать. Я приму решение в ближайшее время и обязательно вас проинформирую», – сказал Лукашенко.

«Это тяжелое для меня решение по этим двум, не знаю, людьми мне их назвать или как. Но вами не забыто то, что было, а мною тем более. Это был сильнейший удар по нашему обществу. И то, что суд принял такое решение, мне его не в чем упрекнуть. Теперь слово за президентом», – добавил он.

Президент сказал, что в его работе принятие подобных решений – это самое тяжелое. «Я должен подписать указ и подтвердить решение суда, или же, если обратились за помилованием, я должен рассмотреть эти документы. Это самое тяжелое, что может быть в работе президента», – сказал он.

#{crime}Верховный суд Белоруссии в среду приговорил Дмитрия Коновалова и Владислава Ковалева, которые обвиняются по делу о теракте в минском метрополитене, к высшей мере наказания – расстрелу. Взрыв прогремел 11 апреля вечером в час пик на пересадочной станции метро «Октябрьская», рядом с которой расположена резиденция Александра Лукашенко. Устройство было спрятано в большой спортивной сумке, оставленной у скамейки на перроне. Теракт унес жизни 15 человек, более 200 были госпитализированы. Спустя сутки после взрыва белорусские спецслужбы задержали Коновалова и Ковалева.

Суд признал, что взрыв организовал Коновалов. Ковалев, согласно приговору, помог ему в этом деле, доставив вместе с Коноваловым бомбу на съемную квартиру. Кроме того, Ковалев помог организатору и исполнителю теракта привести ее в действие.

Судья объяснил свое решение тем, что организатор теракта Коновалов совершал неоднократные акты терроризма, последний из которых повлек смерть 15 человек, и с каждым последующим преступлением стремился ко все более тяжелым последствиям. Ковалев же как соучастник на протяжении многих лет знал о действиях Коновалова, не сообщая об этом правоохранительным органам, а в случае с терактом в метро его пособничество носило целенаправленный характер, говорится в приговоре.

Коновалов также признан виновным в осуществлении взрыва, произошедшего в Минске в День независимости Белоруссии в 2008 году. Тогда пострадали 52 человека. Кроме того, суд счел доказанной вину Коновалова  во взрывах в Витебске 14 сентября 2005 года и 22 сентября 2005 года. Все эти преступления суд квалифицировал по ч. 1 и ч. 2 ст. 289 в редакции УК 1999 года («Терроризм»).

Напомним, в сентябре 2005 года в белорусском городе Витебске с интервалом в неделю прогремели два взрыва самодельных устройств, которые были начинены болтами и гайками. Тогда пострадали восемь человек, погибших не было. По данным суда, Ковалев знал о подготовке все этих терактов, но в правоохранительные органы не сообщил.

По факту взрыва 11 апреля было возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 289 («Терроризм») УК РБ, создана следственная группа из специалистов прокуратуры, КГБ, МВД. Россия также предложила Белоруссии помощь в расследовании теракта. Подозреваемые были задержаны белорусскими спецслужбами спустя сутки после взрыва.

Первого предполагаемого террориста оперативники вычислили после просмотра видеоматериалов на всех станциях метро за предшествующие теракту несколько дней. Выяснилось, что он регулярно выходил на станции метро «Фрунзенская». На этой станции было установлено наружное наблюдение, сотрудники которого во вторник увидели человека, похожего на подозреваемого, проследили за ним до места жительства и вызвали спецподразделение МВД «Алмаз» для задержания.

Кроме того, уходя с платформы, перед тем как нажать кнопку пульта и привести бомбу в действие, злоумышленник позвонил по мобильному телефону своей подруге. Увидев это на записи с камер, силовики сделали запрос сотовым операторам, чтобы узнать, с каких номеров совершались звонки около шести вечера на станции «Октябрьская».

По номеру чекисты вычислили владельца телефона. На допросе задержанный признал, что первый теракт он совершил в Витебске в сентябре 2005 года. После этого, оставшись безнаказанным, он отслужил в белорусской армии. По его словам, после возвращения из армии он в Интернете нашел сведения о том, как сделать более мощное взрывное устройство, изготовил его и привел в действие в июле 2008 года в Минске.

..............