Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

2 комментария
Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

5 комментариев
28 сентября 2010, 17:01 • Общество

«Строится новый правоохранительный орган»

Александр Москалец: Зарплату следователя надо повышать

«Строится новый правоохранительный орган»
@ РИА "Новости"

Tекст: Роман Крецул

«Ответственность Следственного комитета, коль скоро он становится самостоятелен, естественно, выходит на новый уровень, и мы вправе с него спрашивать больше», – заявил газете ВЗГЛЯД депутат Госдумы РФ Александр Москалец. Он не исключил, что единый СК возьмет на себя функции следственных органов всех ведомств.

Президент России Дмитрий Медведев во вторник прокомментировал свое решение о создании единого Следственного комитета (СК). Глава государства не исключил, что новая структура получит функции следственных органов всех ведомств.

Функции следствия и функции надзора становятся действительно самостоятельными

«Я сейчас не определяю окончательно конфигурацию, но, в принципе, я допускаю, что в какой-то момент Следственный комитет может впитать всю подследственность, имеющуюся на сегодняшний день у других следственных подразделений. Я такой сценарий допускаю, но допускаю и иной: я допускаю, что мы можем сохранить несколько следственных ведомств, как, собственно, это существует во всем мире», – заявил Медведев.

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Москалец, с 1974-го по 1992 год работавший в органах прокуратуры, рассказал газете ВЗГЛЯД о предстоящих изменениях в правоохранительной системе.

ВЗГЛЯД: Александр Петрович, президент заявил, что ему еще предстоит принять решение, передавать ли СК функции следственных органов всех ведомств или оставить их у МВД, ФСБ и ФСКН. По-вашему, какой вариант был бы более целесообразен?

Александр Москалец: Сейчас строится совершенно самостоятельный и новый правоохранительный орган, который работает в режиме взаимодействия с другими органами. Мы начинали постепенно. Сначала Следственный комитет при прокуратуре – практика показала обоснованность принятия такого решения. Теперь нужно на практике обкатать вот эту новую ситуацию, а затем сделать и следующий шаг. Лучше все-таки эволюционный путь, чем революционный. И в этом плане президент совершенно прав, логика его действий нам понятна, мы находимся на его стороне.

ВЗГЛЯД: Под «следующим шагом» вы подразумеваете как раз передачу функций следствия всех ведомств единому СК?

А. М.: Думаю, что когда он полностью встанет на ноги и мы увидим, что это устойчивое состояние, тогда да, вполне можно будет рассмотреть и этот вопрос.

ВЗГЛЯД: Если пока все остаются при своих полномочиях, что меняется с созданием новой структуры?

А. М.: Функции следствия и функции надзора становятся действительно самостоятельными, теперь эти системы даже через приставку «при» (Следственный комитет при Генеральной прокуратуре – нынешнее название ведомства – прим.) никак не взаимодействуют, а работают, выполняя каждая свои задачи. Тем самым надзорная система тоже получит определенный импульс, а ответственность самого Следственного комитета, коль скоро он становится самостоятелен, естественно, выходит на новый уровень, и мы вправе с него спрашивать больше, чем было до этого.

ВЗГЛЯД: У вас есть предположения, кто может возглавить Следственный комитет?

#{smallinfographicright=368883}А. М.: Этот вопрос я не комментирую.

ВЗГЛЯД: СМИ часто проводят аналогии между создаваемым единым СК и американским ФБР, хотя последнее как раз подчинено минюсту и генеральному прокурору. Насколько корректно, на ваш взгляд, такое сравнение?

А. М.: Все-таки ФБР работает в режиме другой конституции, другого взаимодействия штатов и федерального центра, других традиций и другой правоохранительной системы. Поэтому тут сравнивать и не нужно.

ВЗГЛЯД: Однако у ФБР есть некоторые черты, которые нередко приводят в пример. В частности, открытость системы: по каждому случаю собираются пресс-конференции, общественности подробно рассказывают о ходе работы и т. д. Как будут обстоять дела с этим у нас?

По мнению Александра Москальца, изменения в правоохранительной системе должны идти постепенно (фото: ИТАР-ТАСС)

По мнению Александра Москальца, изменения в правоохранительной системе должны идти постепенно (фото: ИТАР-ТАСС)

А. М.: Мы к этому идем, и я это вижу. Вы того же Маркина (Владимир Маркин, официальный представитель СКП – прим.) постоянно показываете, открыт Бастрыкин (председатель СКП РФ Александр Бастрыкин – прим.), так что я вижу, что движение в этом направлении идет, и я думаю, что мы отладим и этот вопрос.

ВЗГЛЯД: После того как был создан Следственный комитет при прокуратуре, отмечались случаи, мягко говоря, не очень эффективного взаимодействия между прокуратурой и следствием, в прессе писалось о так называемых ведомственных войнах. Новая система гарантирует, что подобных прецедентов не будет?

А. М.: Прокуратура всегда являлась органом, который координировал действия правоохранительной системы по борьбе с преступностью. Я считаю, что таковым органом она и останется. Высвободившуюся энергию она направит на борьбу с коррупцией.

ВЗГЛЯД: Возможны ли при новой системе конфликтные ситуации, скажем, между следователями СК и сотрудниками правоохранительных органов?

А. М.: Конфликт при такой структуре правоохранительной системы отодвигается куда-то далеко и объективными реалиями вызываться не будет. Его здесь только придумать можно.

ВЗГЛЯД: Как следователи СК и полицейские будут делить дела?

А. М.: Делить дела и не надо. Есть Уголовно-процессуальный кодекс, который четко указывает подследственность. Тут у нас проблем никогда не было, нет сейчас и не будет потом.

ВЗГЛЯД: Александр Петрович, немаловажным является и вопрос о зарплате...

А. М.: Зарплата в Следственном комитете сейчас такая же, как в органах прокуратуры. В принципе, она достаточная, но я абсолютно отдаю себе отчет, что ее нужно повышать. Следственная работа и надзорная работа – это разные вещи. Нагрузка, физические и психологические затраты на следственной работе намного выше.

ВЗГЛЯД: При этом следователи МВД отмечают, что у них зарплата существенно ниже, чем в СКП. На ваш взгляд, нужно ли исправлять такой перекос?

А. М.: Ничего здесь страшного нет, потому что у следователей прокуратуры совершенно другая подследственность уголовных дел. Это более тяжкие, более сложные дела, требующие более высокой квалификации, поэтому с таким подходом я согласен.

ВЗГЛЯД: Дело в том, что следователи МВД стараются перейти на работу в Следственный комитет, где больше платят, и их начальники жалуются на кадровую проблему...

А. М.: Если есть высшее образование, то пожалуйста. Но там (в МВД), насколько я знаю, не все следователи имеют высшее юридическое образование.

..............