Ирина Алкснис Ирина Алкснис Нетерпимость к воровству у государства объяснимо выросла

В России растет число расследованных коррупционных дел. Прошедший год показал, что никакие должности не дают индульгенцию, даже если это замминистра, министры или губернаторы. Это указывает на общие изменения мировоззренческих подходов в госуправлении.

10 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

38 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
27 сентября 2010, 17:27 • Общество

«Следственный комитет станет независимым»

Владимир Колесников: 30% следователей перейдут в новый СК

«Следственный комитет станет независимым»
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Роман Крецул

«Со временем тяжкие и особо тяжкие преступления перейдут в ведение сотрудников СК, а все остальные преступления будут переведены на оптимальную форму расследования – дознание», – прокомментировал газете ВЗГЛЯД зампредседателя комитета Госдумы по безопасности Владимир Колесников изменения, которые произойдут с появлением нового Следственного комитета.

В понедельник президент России Дмитрий Медведев подписал указ о создании единого Следственного комитета (СК) России. Это ведомство станет правопреемником аналогичной структуры, которая на сегодня существует при прокуратуре. Как уточняется в указе, во главе нового СК встанет председатель и 13 заместителей.

Какие ведомственные войны, когда мы наделяем генерального прокурора правом расследовать уголовные дела, в том числе и в отношении следователей?

Сообщалось, что все сотрудники прежнего СКП уже подписали заявления об увольнении. Однако позднее официальный представитель Следственного комитета при прокуратуре РФ Владимир Маркин заявил, что в связи с созданием единого Следственного комитета РФ сотрудники ведомства будут не отстранены, а уволены переводом. То есть продолжат исполнять свои обязанности по ранее замещаемым должностям и сохранят ранее присвоенные им классные чины прокурорских работников. «Никаких организационно-штатных мероприятий в СКП не будет проводиться», – заверил он.

Газета ВЗГЛЯД обратилась к бывшему заместителю генпрокурора, нынешнему заместителю председателя комитета Госдумы по безопасности Владимиру Колесникову с просьбой рассказать об изменениях в работе следствия в связи с президентским указом.

ВЗГЛЯД: Владимир Ильич, что изменится с созданием единого Следственного комитета, каковы будут его структура и функции?

Владимир Колесников: Новая структура будет находиться под контролем президента. Думаю, что со временем тяжкие и особо тяжкие преступления перейдут в ведение сотрудников СК, а все остальные преступления будут переведены на оптимальную форму расследования – дознание.

#{smallinfographicright=368883}Категория тяжких и особо тяжких преступлений – это примерно 30% в общей структуре преступности. Соответствующее количество следователей будет передано в систему Следственного комитета от других ведомств.

Я считаю, что остальным 70% нынешних следователей достанется расследование менее тяжких преступлений, то есть функции дознания.

Дознанием будут заниматься в МВД. Эти следователи тоже могут возбудить уголовное дело, расследовать и отправить его в суд, но, повторюсь, они будут заниматься преступлениями уровня краж. То же самое касается преступлений, подведомственных ФСБ и ФСКН, – они будут расследовать нетяжкие правонарушения.

Что касается структуры Следственного комитета, она будет такой же, какую сейчас имеет СК при прокуратуре РФ: территориальные органы плюс военные следственные органы.

ВЗГЛЯД: То, что СК выводится из ведения Генпрокуратуры, будет означать, что надзорное ведомство не сможет оказывать влияние на следственный процесс?

В. К.: Следствие, а также органы дознания других структур будут находиться под надзором генерального прокурора. Я считаю, что генпрокурору необходимо вернуть право возбуждать уголовные дела и расследовать их, возложить на него задачи надзора за сотрудниками Следственного комитета.

Необходимо также создать структуру при президенте, которая будет осуществлять постоянный контроль за деятельностью правоохранительной и судебной системы, а также контролировать реализацию идей президента о разделении правоохранительной и судебной системы.

Эти эксперты как раз будут давать объективную оценку деятельности той или иной структуры, потому что они не заинтересованы и не приказывают этой структуре. Они лишь должны наблюдать, как реализуется концепция президента. Но, в принципе, могут разобраться, что делает конкретный сотрудник, чем занимается такое-то подразделение, как работает система в целом.

ВЗГЛЯД: Вы могли бы назвать ключевое изменение в деятельности следственных органов в связи с президентским указом?

В. К.: Создаваемый следственный комитет становится независимым и ведет основную работу по защите безопасности человека, общества и государства. Подчеркну, это только начальный этап, работа будет продолжена и дальше.

ВЗГЛЯД: И какие еще изменения произойдут?

В. К.: Нужно рассмотреть вопрос о возвращения в суд прокурора не как стороны, участвующей в процессе, а как структуры, которая осуществляла бы надзор за теми или иными решениями.

Необходимо также пересмотреть процессуальное право, но это должно проходить параллельно с соответствующей ревизией судебной системы. Надо помочь ей, чтобы она выработала оптимальный алгоритм своей деятельности, при которой было бы меньше издержек.

ВЗГЛЯД: В понедельник в СМИ появились неофициальные сообщения о якобы увольнении всех сотрудников СКП с 1 декабря, позднее опровергнутые...

В. К.: Такого не может быть. Сотрудникам предстоит пройти переаттестацию, после которой будет принято решение, кого оставить, кого отправить на пенсию, но ни о каком массовом увольнении не может быть и речи.

ВЗГЛЯД: История знает немало примеров, когда изменение системы подчинения правоохранительных органов приводило к так называемым ведомственным войнам. Есть ли вероятность, что нечто подобное может произойти в результате таких изменений?

В. К.: Нет. Какие ведомственные войны, когда мы наделяем генерального прокурора правом расследовать уголовные дела, в том числе и в отношении следователей? Все должны быть под законом.