Александр Носович Александр Носович Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

2 комментария
Андрей Медведев Андрей Медведев Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

6 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?

6 комментариев
13 мая 2010, 22:24 • Общество

Главные в небе

На каких самолетах летают президенты разных стран

Главные в небе
@ eccleasing.com

Tекст: Геннадий Нечаев

После катастрофы самолета Ту-154, унесшей жизни президента Польши и целого ряда высших чиновников, правительство республики решило закупить для полетов руководства два новых самолета Embraer-175. Среднемагистральные лайнеры этого типа давно используются национальной авиакомпанией LOT, в которой они заменили советские Ту. Газета ВЗГЛЯД попыталась разобраться, на каких типах лайнеров летают главы государств и правительств стран мира.

«Договор на использование самолетов для полетов важнейших государственных чиновников будет подписан в течение нескольких дней. В течение ближайшего месяца самолеты авиакомпании LOT смогут перевозить наши VIP-персоны», – сказал министр национальной обороны Польши Богдан Клих, сообщает Gazeta Wyborcza.

Самолеты будут оставаться собственностью национального авиаперевозчика – компании LOT, при этом лайнеры будут перекрашены и переоборудованы, сообщает РИА «Новости». Кроме арендованных лайнеров, польский правительственный авиаотряд располагает одним самолетом Ту-154, двумя Як-40 и двумя М-28 (польская модификация регионального Ан-28).

На вопрос о том, какие типы самолетов чаще всего используют главы государств и правительств, ответить на самом деле довольно сложно. Как уже отмечала газета ВЗГЛЯД, если в стране есть какая-то авиапромышленность, то большую часть «президентского авиапарка» составляют машины национального производства, за исключением тех классов лайнеров, которые в стране не производятся.

На Embraer 190 VC-2 летает бразильское руководство. Нажмите, чтобы увеличить (фото:airlines.net)
На Embraer 190 VC-2 летает бразильское руководство. Нажмите, чтобы увеличить (фото:airlines.net)

Характерный пример – Бразилия: именно самолеты этой страны фирмы Embraer и выбрали поляки. В распоряжении президента Бразилии два новейших лайнера типа Embraer 190 (отличаются от серии E-170/175 крылом увеличенного размаха и более экономичными двигателями) под собственными именами Bartolomeu de Gusmão и Augusto Severo – оба используются для визитов в государства континента. Для перемещения по стране чаще используются два региональных лайнера Embraer ERJ 145. И лишь через океан бразильский президент летает на дальнемагистральном европейском Airbus A319 Santos-Dumont, названном в честь одного из пионеров авиации, француза бразильского происхождения Альберто Сантос-Дюмона.

Кстати, как и во многих других случаях, как, например, в США, бразильский борт № 1 несет также военное обозначение VC-1A и является летающим командным пунктом главнокомандующего вооруженными силами страны.

Boeing VC-25A (747-2G4B) президента Обамы. Нажмите, чтобы увеличить (фото:airlines.net)
Boeing VC-25A (747-2G4B) президента Обамы. Нажмите, чтобы увеличить (фото:airlines.net)

Коль скоро речь зашла о США, там обслуживанием высших лиц государства занимаются самолеты, входящие в состав ВВС. В настоящий момент роль президентского самолета выполняет Boeing 747-200B с военным обозначением VC-25A (согласно американской системе обозначения военных самолетов V = VIP, С = Cargo). Вице-президенту полагается лайнер поскромнее: Boeing 757 с военным обозначением С-32. Независимо от того, на каком конкретно борту находится президент США, ему автоматически присваивается позывной, начинающийся с цифры «1» и рода войск, которому приписан данный транспорт: Army One, Air Force One, Navy One, Coast Guard One или Marine One. Последний позывной чаще всего принадлежит президентскому вертолету, обслуживаемому экипажами Корпуса морской пехоты. С апреля прошлого года это европейская машина AgustaWestland EH101 Merlin. Соответственно, борта вице-президента автоматически получают позывные, начинающиеся на «двойку».

На CC-150 Polaris (Airbus A310-300) путешествуют премьер-министр и генерал-губернатор Канады. Нажмите, чтобы увеличить (фото:airlines.net)
На CC-150 Polaris (Airbus A310-300) путешествуют премьер-министр и генерал-губернатор Канады. Нажмите, чтобы увеличить (фото:airlines.net)

Вообще перевозка первых лиц военными бортами для англо-саксонских стран весьма характерна. Так, премьер-министр и генерал-губернатор Канады путешествуют на специальной версии самолетов Airbus A310-300 под военным обозначением CC-150 Polaris, которые входят в состав 437-й транспортной эскадрильи (437 Transport Squadron) на авиабазе Трентон, Онтарио. Так же обстоят дела и в другом крупнейшем британском доминионе, только в Австралии премьера, генерал-губернатора и министра иностранных дел возят комфортабельные Boeing 737BBJ (к которым питают любовь и некоторые наши олигархи) из 34-й эскадрильи Королевских австралийских ВВС (No. 34 Squadron Royal Australian Air Force).

Кроме того, для полетов на небольшие расстояния у авиакомпании Hawker Pacific арендованы два самолета Dassault Falcon 900, которые пилотируют летчики из Военного резерва национальной авиакомпании Qantas (Qantas Defence Services).

Airbus A340-200 F-RAJB закреплен за руководством Франции. Нажмите, чтобы увеличить (фото:airlines.net)
Airbus A340-200 F-RAJB закреплен за руководством Франции. Нажмите, чтобы увеличить (фото:airlines.net)

А в самой метрополии обслуживанием випов занимается 32-я (королевская) эскадрилья (No. 32 (The Royal) Squadron). Поскольку в Великобритании большие транспортные самолеты не выпускаются с 1980-х годов, в ее составе три отряда из небольших самолетов бизнес-класса British Aerospace BAe 125 СС Mk.2 и несколько четырехмоторных BAe 146−300 для более дальних полетов, третий отряд состоит из вертолетов. Для королевских визитов формально предназначены два военно-транспортных Vickers VC10 C.1 с военными номерами XR807и XV106из 101-й эскадрильи, но они не использовались по назначению очень давно: Ее Величество в силу возраста путешествует мало, а премьер-министр и министр обороны все чаще для поездок пользуются «Боингами» 777 компании British Airways.

Французская эскадрилья 3/60 «Эстерель» (Escadron de transport 3/60 Esterel) располагает внушительным парком ВИП-транспорта, включая 3 Airbus A310-300 и 2 Airbus A340-200, в дополнение к которым минобороны заказало в 2008 году еще два A330-200 для замены дальнемагистральных узкофюзеляжных Airbus 319 CJ (гражданская регистрация F-RBFA и F-RBFB), которые сегодня официально закреплены за главой французского государства.

На Falcon 7X F-RAFA летают первые лица Франции. Нажмите, чтобы увеличить (фото:airlines.net)
На Falcon 7X F-RAFA летают первые лица Франции. Нажмите, чтобы увеличить (фото:airlines.net)

Кроме того, в распоряжении первых лиц Пятой Республики большой флот business-jet Falcon различных серий и модификаций.

В распоряжении первых лиц ФРГ два «Аэробуса» 310-304 с собственными именами Konrad Adenauer (бортовой код Luftwaffe 10+21, где «+» обозначает знак госпринадлежности, коим является изображение «железного креста») и Theodor Heuss – в честь первого канцлера и первого президента ФРГ соответственно.

Руководство КНР с середины 1980-х годов летает исключительно на Boeing серии 737, кроме двух самолетов 747-й серии для председателя КНР и главы КПК. Самолеты входят в состав ВВС Народно-освободительной армии Китая и несут военные бортовые номера. Можно сказать, что это «национальные» машины: сборка 737-х и производство некоторых частей для них осуществляются в КНР.

Что касается остальных стран, где авиапромышленность развита в меньшей степени, то первые лица используют, как правило, Boeing или Airbus различных моделей, в зависимости от государственных амбиций и состояния казны. Кто что может себе позволить: от шикарных летающих дворцов арабских шейхов до подержанных аэропланов лидеров небогатых стран Африки. Причем выбор того или иного производителя часто зависит от внешнеполитических приоритетов государства: недаром бразильский президент пользуется европейской, а не американской машиной. Кстати, когда Хафизулла Амин сменил Ту-154 на американский Boeing-727, это стало одним из настораживающих факторов для советского руководства.

Кроме того, в последнее время наметилась тенденция, когда первые лица государств, способных себе позволить содержание спецавиапарка, все чаще пользуются услугами национальных авиаперевозчиков. Законодатели моды тут – европейцы и англосаксы. Не исключено, что когда-нибудь понятие «борт № 1» уйдет в историю, но пока, по примерным подсчетам, небо бороздят более 1000 гражданских самолетов, принадлежащих правительствам стран мира – от скромненьких Cessna до роскошных Boeing.

..............