Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариев«Задача – не делать плохого»
Марат Гельман: "Москва-Сити" - очень болезненная ошибка
«Сейчас у московской общественности, у тех, кто входит в коалицию защитников города, очень приподнятое настроение. Люди, которые опустили было руки, снова готовы заниматься городскими проблемами, лишь бы власть их слушала», – так прокомментировал газете ВЗГЛЯД появление нового мэра Москвы член комиссии ОП по сохранению и развитию отечественной культуры Марат Гельман*.
В четверг Сергей Собянин, наделенный полномочиями мэра Москвы, сделал ряд заявлений о том, что собирается предпринять на этом посту. Значительная часть его программного заявления касалась градостроительной политики столицы.
Это тяжелое наследство, которое просто так, одной подписью не изживешь. Нужны интересные, творческие, талантливые решения
По словам нового мэра, не исключено, что Генплан развития надо будет изменить, при этом строить не в ущерб историческому облику города. А проект «Москва-Сити» Собянин вообще назвал градостроительной ошибкой.
Газета ВЗГЛЯД обратилась к члену комиссии Общественной палаты по сохранению и развитию отечественной культуры Марату Гельману, который был активным противником прежнего мэра Юрия Лужкова по вопросам городского строительства, с просьбой прокомментировать заявления нового руководителя столицы и рассказать, какие проблемы Собянину следует решить в первую очередь.
ВЗГЛЯД: Марат Александрович, как бы вы прокомментировали заявления Сергея Собянина о том, что в Генплан развития Москвы могут быть внесены изменения?
Марат Гельман*: Нормальный человек, прислушался к мнению общественности. Во вторник Общественная палата передала ему наши предложения. Среди первоочередных как раз были переработка Генплана и очерчивание исторического центра Москвы.
Вообще сейчас у московской общественности, особенно у тех, кто входит в коалицию защитников города, очень приподнятое настроение. Люди, которые опустили было руки, снова готовы заниматься городскими проблемами. Есть очень много людей, которые готовы делать это на общественных началах, лишь бы была вера в то, что власть их будет слушать. Мы надеемся, что это случится.
Первоочередная задача сейчас – не делать плохого. А чтобы сделать хорошее, чтобы появилась хорошая современная архитектура, нужно сломать коррупцию в градостроительном деле. Мы все понимаем, что результатом коррупции являются богатые жены мэра. Но не все понимают, что в результате коррупции лучшие архитекторы сегодня не допущены к тому, чтобы проектировать в Москве. Допущены как раз худшие. Надо сделать так, чтобы лучшие силы московских архитекторов, историков могли, наконец, внести свой вклад в развитие города.
ВЗГЛЯД: Вы известны как ярый противник Генплана в принятой редакции. Полагаете, его реально будет изменить?
М.Г.: Фундаментальная проблема заключается в том, что при всем желании невозможно сделать хороший Генплан Москвы без совместной работы с областью. Собственно говоря, мы с самого начала поддерживали кандидатуру Собянина потому, что это человек, который сможет с помощью федеральной власти заставить Громова – и сам захочет – сесть за стол переговоров, чтобы создать единый Генеральный план. Решить этот вопрос чисто из красного дома невозможно.
Что касается технических вещей – приостановить, а потом внести в Мосгордуму закон о том, чтобы его отменить – я не специалист, но юристы, с которыми мы консультировались, говорят, что это реально.
- Собянин утвержден мэром Москвы
- Сергей Собянин вступился за права москвичей перед приезжими
- Собянин приоткрыл Мосгордуме свои планы на посту мэра
- Собянин рассказал о своем отношении к Лужкову
- Политики рассказали, чего они ждут от Сергея Собянина
ВЗГЛЯД: Собянин назвал градостроительной ошибкой строительство комплекса «Москва-Сити»...
М.Г.: Да, это ошибка. Это очевидно всем, потому что даже сейчас, когда «Москва-Сити» заполнена меньше чем на треть, уже скапливаются пробки. Это очень болезненная ошибка, тем более что в нее было вложено очень много государственных, не только частных денег. Думаю, что какие-то дома надо будет перепрофилировать.
ВЗГЛЯД: То есть ошибку еще не поздно исправить?
М.Г.: Главное, чтобы к делу были допущены талантливые умные архитекторы, которые внесут свои предложения. Чтобы решить те или иные задачи, кроме доброй воли, нужен профессионализм. Это касается и архитектурной, и транспортной проблемы, и агломерации, развития города. Сейчас одна из важнейших задач для общественников – создание профессиональной экспертной «подушки» для мэра.
ВЗГЛЯД: Новый мэр в своем программном заявлении также предложил некоторые пути решения транспортной проблемы. В частности, он говорил о создании специальной программы и дорожного фонда.
М.Г.: Все правильно. Только не надо забывать, что дорожные и транспортные проблемы очень близки, но это не одно и то же. Пробки, которые у нас есть, – это не просто результат нехватки дорог. Это результат неверной градостроительной политики. У нас сейчас в центре города на 5% территории работают около 40% людей.
В Москве внутри исторического центра сконцентрированы деловой, административный центры плюс элитное жилье. А нужна децентрализация. Необходимо сделать так, чтобы центр города перестал быть транзитной зоной. Нужно разобраться с ситуацией со стоянками. Очень важно, чтобы не было ощущения, будто транспортный коллапс – это проблема только дорог.
Я разговаривал с министром транспорта Подмосковья, он говорит, что если отодвинуть от МКАД ярмарки на 200 метров, это уже наполовину решит проблему пробок на этой трассе.
ВЗГЛЯД: Но при этом новый мэр заявил принципиальную позицию: в городе должны строиться торговые комплексы вместо «диких рынков». Нет ли опасности, что проблема пробок, которую в местах транспортных развязок отчасти создают ТРЦ, так и не решится?
М.Г.: Если под «дикими рынками» имеется в виду огромное количество палаток около метро, особенно, например, у станции метро «Павелецкая», то, конечно, они лишают транспортные узлы мобильности.
Торговые центры на кольце, которые находятся около развязок, действительно закупоривают их. Но решить эту проблему очень легко – надо просто поменять дислокацию ТРЦ.
Главное – чтобы все делалось исходя из интересов москвичей. Нужно изменить приоритеты. Когда принимается градостроительное решение, прежде всего надо думать о жителях, а если речь идет о центре города, то о сохранении культурного наследия, а не об интересах инвесторов.
ВЗГЛЯД: Сергей Собянин затронул еще одну тему, которая волнует многих москвичей: по его словам, Москве необходимо привлекать мигрантов, но при условии регистрации, и у них должны быть «высокотехнологичные места». Вы согласны с этим мнением?
М.Г.: Это серьезная проблема, которая еще всерьез не всколыхнулась. Ужас заключается в том, что основными поставщиками нелегалов в Москву являются не частные корпорации, а муниципальные власти. Я понимаю, что они таким образом экономят какие-то деньги. Но я живу в самом центре города, и в одной из квартир в моем подъезде живут человек 15 нелегалов. Их там поселил наш ЖЭК, поскольку они убирают улицы. Но надо понимать, что эти люди неблагоустроенны, они здесь находятся без семей, они в принципе социально опасны. Думаю, если муниципалитеты просто перестанут принимать на работу нелегалов, мы уже решим эту проблему.
Но проблема с мигрантами – одна из тех, которые легко решаются. А есть задачи более сложные.
ВЗГЛЯД: Какие, например?
М.Г.: Например, как нам справиться с тем ужасом, который сотворен на Манежной площади. Это реальное преступление над городом, оставлять все так, как есть, нельзя. Надо решить, а сделать это очень сложно. Транспортная задача тоже очень непростая, она будет связана с резкими мерами, и не все из них могут вызвать поддержку большинства. Надо решать ситуацию с парковками, запускать парковочный бизнес и резко сокращать «дикие стоянки», особенно в центре города.
Все-таки это тяжелое наследство, которое просто так, одной подписью не изживешь. Нужны интересные, творческие, талантливые решения.
ВЗГЛЯД: По вашим прогнозам, за какой срок это «наследство» можно переработать?
М.Г.: К сожалению, часть Москвы мы уже не спасем. Есть первоочередные задачи, такие, как отмена Генплана, приостановка некоторых строек, но при этом я бы дал новому мэру полгода на осмысление этого объема задач, после этого еще полгода на обсуждение с экспертами и где-то три года на реализацию. То есть четыре года, соответственно, – это время тяжелой работы для Собянина. Но если он с ней справится, то потом сможет пожинать плоды.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом