Анна Долгарева Анна Долгарева Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

2 комментария
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

0 комментариев
Александр Носович Александр Носович Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

11 комментариев
24 сентября 2009, 21:16 • Общество

«Мы будем защищать мозги учеников»

Депутаты Донецка борятся с фальсификацией истории

«Мы будем защищать мозги учеников»
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Ивана Янина,
Киев

Депутаты Донецкого горсовета приняли решение обратиться в Верховную раду и Министерство образования и науки Украины по вопросу фальсификации истории в школьных учебниках 5–11-х классов. Парламентариев, в частности, не устраивает одностороннее изложение истории событий, касающихся России, «оранжевой революции» и истории Донецко-Криворожской республики. Местные учителя намерены разъяснять детям «спорные исторические факты» и проводить «уроки исторической правды».

История всегда была самой идеологизированной из гуманитарных наук, поскольку любое государство, особенно постсоветское, стремится воспитать с ее помощью «правильных» граждан. Например, в учебнике для 9-го класса Струкевича (Киев, издательство «Грамота»), сказано: «Тарас Шевченко как художник завершил романтический период… Его путь в искусстве характерен для художника-крепостного». То есть, по-видимому, автор считает, что каждый крепостной художник во времена Шевченко мог поехать в Петербург, поступить в Академию художеств, потом получить вольную и так далее...

Местная власть рекомендует критически воспринимать информацию, содержащуюся в учебниках по истории

Или же тот факт, что самая знаменитая картина на казачью тематику – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» – принадлежит не этническому украинцу, а русскому художнику Репину, не дает покоя Министерству образования. Поэтому в учебнике истории для 9-го класса выдающегося живописца одним махом загнали в представители украинской культуры: «В разработку исторической тематики в украинском искусстве сделал значительный вклад И. Репин».

И такие «ляпы» эксперты отмечают в темах, которых особенно спорными не назовешь. Это даже не «оранжевая революция» или деятельность ОУН*-УПА.

Отдельная тема – украинско-российские отношения. Во время Переяславской рады в большинстве украинских учебников подчеркивается нежелание присягать московскому царю ближайших сподвижников Богдана Хмельницкого – Ивана Сирко, Иван Богуна, братьев Гуляницких, части казаков Уманского, Полтавского, Брацлавского и Корсунского полков, митрополита Киевского. В то же время ничего не говорится о том, какова пропорция сторонников и противников этого выбора, поэтому создается впечатление, что это чуть ли не затеянная гетманом авантюра.

В разделе, касающемся гетманства Ивана Мазепы, автор одного из учебников для девятиклассников некий г-н Швыдько так и не объясняет, за что его предала анафеме Православная церковь, и также немного идеализирует образ гетмана. Например, говоря о том, что он надеялся спасти Украину при помощи Швеции, Швыдько пишет: «И. Мазепа знал, что так действовал бы и Б. Хмельницкий». Интересный вывод в качестве аргумента действий гетмана.

Далее сказано, что в 1994 году Украинская православная церковь сняла анафему с Мазепы, однако не уточняет, что речь идет об УПЦ Киевского патриархата.

Безусловно, самой сложной для однозначной трактовки является история Украины ХХ века. В большинстве учебников Октябрьская революция называется большевистской. Великая Отечественная война в них фигурирует в контексте Второй мировой и порой даже называется советско-немецкой.

Поэтому Донецкий горсовет предлагает Минобразования уже в этом году исключить из заданий независимого внешнего тестирования (в российской практике ЕГЭ) «спорные исторические вопросы».

Свою позицию депутаты обосновали результатами анализа учебников истории Украины для 5–11-х классов, подготовленного управлением образования горсовета «с привлечением ведущих учителей истории школ города».

По словам председателя постоянной комиссии по вопросам образования Донецкого горсовета Аси Горшковой, была создана рабочая группа, которая проанализировала учебники 5–11-х классов по истории.

Мы отстали по содержанию не только истории, но и физики, биологии, химии и многих других предметов

Анализ показал, что в учебнике по истории для 5-го класса при освещении событий «оранжевой революции» использованы фотоматериалы с изображением лишь одной стороны, что говорит об «одностороннем изложении событий». Кроме того, личность Мазепы подается однобоко. Исключительно как освободителя. Также, когда речь идет о ликвидации гетманщины, не упоминается о предательстве Разумовского.

А в учебнике истории для 8-го класса Московское княжество «однозначно преподносится как агрессор, а Литва – как жертва».

Особое возмущение вызвало то, что в учебнике для 10-го класса «практически не раскрыт вопрос создания и деятельности Донецко-Криворожской республики в 1918–1919 годах».

Депутаты горсовета поручили городскому управлению образования внести изменения в преподавание истории в школах города. Учителя истории в Донецке будут не только разъяснять «спорные исторические факты», но и проводить «уроки исторической правды», на которых они должны предлагать детям иные, чем в учебнике, версии событий в украинской истории. Местная власть рекомендует критически воспринимать информацию, содержащуюся в учебниках по истории, провести конкурс на лучший учебник истории для школы.

«Мы будем защищать мозги учеников, чтобы их не исковеркали ложью, и попытаемся привить детям критическое отношение к истории», – заявил инициатор обращения, секретарь Донецкого горсовета Николай Левченко.

Депутаты Донецкого горсовета предлагают Верховной раде создать экспертный совет по рецензированию учебников истории, в который бы входили представители всех регионов Украины.

Бывший министр образования Украины Станислав Николаенко в интервью газете ВЗГЛЯД заявил, что согласен с постановкой вопроса о том, чтобы пересмотреть спорные темы – например, касающиеся деятельности ОУН-УПА* – в учебниках.

В то же время он считает неверным исключать эти вопросы из тестов. По мнению экс-министра, прежде всего, нужно пересмотреть учебные планы, поскольку тесты составляют именно на их основании, а, следовательно, из учебных планов и надо извлекать подобные темы.

«Я поддерживаю эту дискуссию, но считаю, что все это относится к содержанию украинского образования, которое отстает по многим параметрам. Мы отстали по содержанию не только истории, но и физики, биологии, химии и многих других предметов», – заявил Николаенко.

Также депутаты поручили управлению образования заложить средства в бюджет 2010 года для разработки методического пособия по истории.

Между тем, один из авторов учебников, раскритикованных донецкими депутатами, заведующий кафедрой новейшей истории Украины Запорожского национального университета, доктор исторических наук Федор Турченко назвал обращение горсовета «великороссийским заказом».

«Когда историей начинают заниматься политики, история исчезает. С тем же успехом они могли бы поставить вопрос об изменении трактовки закона Ома», – заявил он.

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ

..............