Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариев«Ангару» держит земля
На запуск новой российской ракеты не хватает денег
Новая российская ракета-носитель «Ангара», которую планировалось запустить в 2011 году, поднимется в небо, по меньшей мере, на год позже. Проект «Ангара» не раз назывался высшими лицами государства в числе высокоприоритетных национальных программ. Однако пуск пришлось перенести из-за недофинансирования работ по строительству наземного комплекса. Между тем базовая ступень «Ангары» уже летает, правда, в составе корейского носителя.
Деньги были, деньги будут
Дата первого полета новой российской ракеты-носителя «Ангара» будет перенесена как минимум на год, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на анонимный источник в отрасли.
Из-за задержки с вводом в строй стартового и технического комплексов первый запуск может состояться не ранее 2012 года
Основной причиной переноса пуска, изначально планировавшегося на 2011 год, называется недофинансирование работ по строительству наземного комплекса для нового носителя.
«Планировалось, что космический ракетный комплекс для запуска «Ангары» будет готов в Плесецке уже в 2010 году. Это позволило бы осуществить старт легкой и тяжелой ракет в первом и третьем кварталах 2011 года. Однако из-за задержки с вводом в строй стартового и технического комплексов первый запуск может состояться не ранее 2012 года», – сообщил источник. При этом он добавил, что готовность основных сооружений на месте старта новой ракеты оценивается как высокая, однако монтаж специального оборудования на большинстве объектов стартового и технического комплексов пока не начался.
По словам источника, «в 2009 году значительная часть расходов на завершение строительства космического ракетного комплекса была урезана». Он не уточнил причины сокращения финансирования. Однако можно предположить, что расходы были урезаны из-за мирового экономического кризиса.
«В результате с июня практически на всех объектах работы свернуты. Их возобновление ожидается в 2010 году, когда начнется полноценное финансирование строительства», – отметил источник.
- Ares поднялся в небо
- Космические планы
- Спутник не полетел
- С российской помощью
- Ракета по собственному желанию
Позднее информацию о переносе запуска подтвердил РИА «Новости» руководитель Роскосмоса Анатолий Перминов.
Напомним, проект «Ангара» не раз назывался высшими лицами государства в числе высокоприоритетных национальных программ. Так, секретарь Совета Безопасности РФ Николай Патрушев заявил, что строительство на космодроме Плесецк космического ракетного комплекса «Ангара» относится к задаче особой государственной важности. «На одном из очередных совещаний в Совете Безопасности мы планируем рассмотреть вопрос о ходе работ по созданию космического ракетного комплекса «Ангара», – заявил Патрушев, добавив, что комплекс позволит обеспечить независимый доступ России к запускам космических аппаратов на любые орбиты.
А в августе этого года премьер-министр РФ Владимир Путин на совещании по вопросу структурных преобразований в ракетно-космической промышленности поставил задачу уделить проекту создания ракет-носителей «Ангара» особое внимание. «Что касается конкретных проектов, то особое внимание следует уделить универсальному ряду ракет-носителей «Ангара», разработке принципиально новых космических аппаратов навигации, связи, дистанционного зондирования Земли, метеоспутников», – сказал Путин.
Почему этой программе придается такое значение?
Уникальность «Ангары» заключается в том, что это первая космическая ракета, создаваемая только в России. Впервые на суд специалистов и посетителей макет ракеты «Ангара-1» был представлен в 1999 году во Франции на 43-м международном авиакосмическом салоне в Ле Бурже, где он стал одним из главных экспонатов.
Тем не менее в недавнем послании президента Дмитрия Медведева, посвященном модернизации страны, практически ни слова не было сказано о космических амбициях России. Президент лишь указал на необходимость разработки суперкомпьютерных систем, которые в пятилетней перспективе позволят спроектировать новейшие космические аппараты. Он также заявил, что российские спутники связи уже к 2015 году должны выйти на мировые показатели по мощности и срокам активного существования.
Дело в том, что носитель «Ангара» имеет модульную конструкцию. Составив определенную комбинацию модулей, как в конструкторе Lego, можно получить носители четырех классов – от легкого до тяжелого – в диапазоне грузоподъемностей от 1,5 («Ангара 1.1») до 35 («Ангара А7») тонн на низкой околоземной орбите (при старте с космодрома Плесецк). Различные варианты «Ангары» реализуются с помощью различного числа универсальных ракетных модулей (УРМ-1 – для первой ступени, УРМ-2 – для второй и третьей): один УРМ для носителей легкого класса («Ангара 1.1» и 1.2), три УРМ для носителя среднего класса («Ангара А3») и пять УРМ для носителя тяжелого класса («Ангара А5»). Длина УРМ составляет 25,1 м, диаметр − 2,9 м, масса с заправленным топливом − 149 тонн. УРМ комплектуется кислородно-керосиновым двигателем РД-191.
Что касается конкретных проектов, то особое внимание следует уделить универсальному ряду ракет-носителей «Ангара
Таким образом, «ракетный конструктор» способен заменить сразу несколько типов применяемых сейчас ракет: легкие «Рокот» и «Зенит», средние «Союз» и тяжелые «Протон», при практически полной унификации блоков. Подобная идея была заложена в проект транспортной космической системы «Энергия», но реализована так и не была. Вообще движение в направлении универсальных модульных систем в настоящее время является мейнстримом в ракетостроении. Ближе всего к реализации идеи подошли европейцы с ракетой Ariane V, однако это семейство позволяет комплектовать из стандартных блоков лишь носители среднего и «нижнего» тяжелого классов – от 6 до 21 тонны на низкой орбите при старте с экваториального космодрома Куру во Французской Гвиане.
Выводить меньшие нагрузки таким носителем не выгодно экономически, однако доля легких космических аппаратов в последнее время все увеличивается, и заказчикам приходится порой ждать, пока «перевозчик» не наберет достаточное количество «пассажиров» – легких спутников, чтобы забросить их в ходе одного пуска. По идее, «Ангара» сделает пуски одиночных легких КА в рамках единой транспортной платформы экономически оправданными.
В настоящее время программа Ariane V успешно развивается, проводятся пуски, на подходе пятый носитель на базе этой платформы, Ariane 5 ECB класса 12 тонн с новым двигателями Vinci. Не отстают и китайцы, в последнее время успешно осваивающие рынок коммерческих пусков. В 2001 году, почти одновременно с «Ангарой», в КНР началась разработка космической транспортной системы Changzheng 5 («Великий поход − 5»), идеологически очень похожей на российскую: пять модульных носителей с нагрузкой от 1,5 до 25 тонн на низкой орбите (до 14 − на геостационарной). Первый старт назначен на 2014 год, стартовой площадкой будет очень удачно расположенный космодром Венчань на острове Хайнань. Аналогичные программы развивают и некоторые частные американские компании, и даже в «государственной» ракете Ares, в принципе не предназначенной для коммерческой эксплуатации, реализован модульный принцип.
Наша страна имеет хороший задел в этой области. По словам чиновников, разработка носителя идет по плану. Летом 2009 года состоялись огневые испытания универсального ракетного модуля (УРМ-1) «Ангары». В подмосковном Сергиевом Посаде 30 июля прошли успешные огневые испытания первой ступени ракеты-носителя нового поколения «Ангара». В Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ) подходят к концу работы в рамках программы расчетно-экспериментальных исследований особенностей аэротермодинамики, баллистики и управления перспективной ракеты-носителя «Ангара» – таковы заголовки новостей по данной теме за последнее полугодие.
Более того, УРМ-1 уже летает в составе южнокорейского носителя KSLV-1, созданного Корейским институтом аэрокосмических исследований (KARI) совместно с авиакомпанией Korean Air и российским космическим Центром имени Хруничева – генеральным разработчиком проекта. По сообщениям южнокорейских СМИ, KSLV-1 на 80% повторяет ракету-носитель «Ангара». Правда, первый пуск, состоявшийся 25 августа 2009 года, закончился неудачей по причине проблемы с отделением головного обтекателя полезной нагрузки, что привело к падению спутника в Тихий океан. Специалисты заверяют, что не отделившийся обтекатель полезной нагрузки – не наша проблема, его конструировали корейцы.