Александр Носович Александр Носович Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение её на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

0 комментариев
Андрей Медведев Андрей Медведев Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

4 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?

6 комментариев
17 июля 2008, 19:22 • Общество

Россия теряет свое наследие

В музеях России массовые пропажи экспонатов

Россия теряет свое наследие
@ Дмитрий Коротаев/ВЗГЛЯД

Tекст: Иван Жуков

Российское культурное наследие под угрозой. Работа комиссии по ревизии музеев показала, что в запасниках и хранилищах российских музеев не хватает 50 тыс. экспонатов. Не все они украдены: часть была утеряна при переездах или не должным образом оформлена при передаче в филиалы, однако объемы пропажи все равно смущают специалистов. Ситуация усугубляется ухудшением условий, в которых хранятся произведения искусства.

50 тысяч пропавших экспонатов. Таковы объемы недостачи, выявленной правительственной Комиссией по проверке сохранности культурных ценностей, находящихся в фондах музеев РФ. В ее состав вошли представители практически всех федеральных служб и министерств, а возглавил комиссию заместитель председателя правительства РФ Александр Жуков, передает «Интерфакс».

При средней зарплате музейных работников в 5 тыс. рублей рассчитывать только на их честность и порядочность было бы смешно

«Из двух тысяч российских музеев комиссия проверила более 80%. Ревизии продолжаются в крупных музеях федерального подчинения, таких, как ГИМ (Государственный исторический музей) и Государственный Эрмитаж, экспозиции и запасники которых насчитывают порядка 7 млн единиц хранения в каждом. На сегодня выявлена недостача около 50 тыс. предметов музейного фонда», – заявил журналистам представитель Департамента уголовного розыска МВД России Илья Рясной.

Он уточнил, что часть экспонатов была не украдена, а утрачена при переездах или передана в другие филиалы без должного учета. Однако общие объемы пропажи шокировали специалистов.

Как отметил представитель Департамента уголовного розыска, качество учетов и описаний музейных ценностей не выдерживает никакой критики. По его словам, из 80 млн предметов музейного фонда России менее двух млн (2,5%) имеют в своем описании требуемые законом фотоизображения.

«Некоторые описания состоят из одного слова, например: «портсигар». В случае обнаружения похищенного экспоната доказать его подлинность невозможно. Наглядный тому пример – случай с кражей ювелирных изделий в Эрмитаже. Из 221 похищенного предмета удалось вернуть только около 30, в том числе из-за отсутствия фотографий у 90% похищенных предметов», – подчеркнул полковник милиции.

Напомним, работа правительственной комиссии по ревизии музеев началась именно из-за скандала в Эрмитаже. Ориентировочная стоимость экспонатов, пропажа которых была обнаружена в 2006 году, составила 130 млн рублей. По факту случившегося было возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 158 УК РФ («кража, совершенная в крупном размере»). Расследование существенно осложнил тот факт, что хранитель большей части этих экспонатов скоропостижно скончалась на рабочем месте в самом начале проверки.

Спустя несколько месяцев глава Министерства культуры Александр Соколов открыто заявил, о том, что вся музейная отрасль в России переживает глубочайший кризис. При средней зарплате музейных работников в 5 тыс. рублей рассчитывать только на их честность и порядочность было бы смешно», – не стал отрицать он.

Министр даже назвал общую сумму, которая нужна для выхода из сложившейся ситуации. Она составляет 13 млрд рублей. По его словам, эти деньги позволили бы приобрести современные средства наблюдения и контроля, повысить зарплаты и пособия музейным работникам, а также отреставрировать музейные здания.

Позднее он озвучил еще один способ решения проблемы – передать крупнейшим музеям (таким, как Эрмитаж, Русский и ГМИИ им. Пушкина) часть функций Федерального агентства по культуре и кинематографии, а также сделать их саморегулируемыми организациями.

Однако существенных шагов в этом направлении сделано так и не было. На это указывают не только последние итоги работы комиссии, но и сами музейные работники. По их словам, в первую очередь проблема в недостаточной материальной поддержке со стороны правительства.

В общей сложности, в данный момент в розыскной базе МВД России находится 60 тыс. предметов антиквариата, похищенных с 1990 года. Из них 40 тыс. икон, 3,5 тыс. картин, 4,7 тыс. монет, 3,2 тыс. орденов и медалей, 2,1 тыс. предметов культовых обрядов, 1,6 тыс. редких книг и 326 уникальных ювелирных изделий. Часть выявленных комиссией похищенных экспонатов в базу уже помещена.

Полные итоги проверки комиссии станут известны после 1 сентября этого года, когда она завершит работу.

Комментарии экспертов

Лидия Иовлева, заместитель генерального директора Государственной Третьяковской галереи
Лидия Иовлева, заместитель генерального директора Государственной Третьяковской галереи
<b>– В результате последних проверок все чаще раздаются упреки в адрес музейных работников. Насколько они обоснованы?</b><br><br> – Конечно, научные сотрудники – тоже люди, а значит, они не безгрешны. Недавний случай в Эрмитаже – прямое тому подтверждение. Но не корректны и утверждения, что они «все разворовали». Прошедшие проверки показали, что случаев кражи единицы. У нас, в Третьяковской галерее, такого вообще не было зафиксировано. Кроме того, такой объем недостачи выявлен потому, что таких глобальных проверок музеев в нашей стране еще не проводилось. По крайней мере, в последние 50 лет. Конечно, утраты есть. Но в большинстве случаев речь идет о предметах прикладного искусства, которые очень трудно учитывать. Особенно это касается фондов, где хранятся археология, ткани, пуговицы. И очень мало среди пропавших вещей картин, рисунков, скульптур.<br><br> <b>– Часть экспонатов была признана утерянной в результате неправильного оформления документов при передаче в другие филиалы. Как это могло произойти? </b><br><br> – Передача экспонатов в другие музеи была очень распространенным явлением в советское время. Но нужно понимать, что это происходило не по воле музеев, а по указанию свыше. Только на Украину в 1930–1960-е мы отправили более 2 тысяч произведений разного характера. Кроме того, долгое время из фондов Третьяковской галереи, Эрмитажа и Русского музея формировались фонды областных музеев. И далеко не всегда при этих передачах сохранялись документы. Такой эпизод был и в нашей истории. В начале 1990-х годов на выставку в Грузию были отправлены две картины из фондов Третьяковской галереи, а дом, в котором они экспонировались, сгорел. Сейчас министерство требует от нас письма с подтверждением происшедшего из Грузии. Однако получить его мы не можем. В итоге, по документам работы числятся за нами, хотя на самом деле их давно уже нет. И таких историй в музейной отрасли – великое множество. <br><br> <b>– Требует ли хранение экспонатов каких-то особых условий, и есть ли проблемы в их соблюдении? </b><br><br> – В каждом музее должна действовать автономная климатическая система, потому что экспонаты, а особенно – живопись, нуждаются в постоянном температурном режиме. Согласно стандартам разных стран, температура в помещениях музея может составлять от 18 до 23 градусов по Цельсию, а влажность – около 50%. В России придерживаются более усредненных показателей: от 20 до 21 градуса. Но нужно понимать, что искусственное поддержание автономного климата требует установки сложной инженерно-технической системы. А это сопряжено с большими затратами. Лично нам удалось получить на это деньги у государства, но не уверена, что этим же могут похвастаться другие музеи, особенно – в регионах. Кроме того, многие музеи расположены в старинных зданиях и памятниках архитектуры, оборудовать которые климатической системой очень непросто. В итоге все опять упирается в деньги. Конечно, существуют варианты более упрощенных систем, но это не решает проблему поддержания единого климатического фона полностью. <br><br> <b>– Можно ли говорить о нехватке квалифицированных специалистов в музейной отрасли? </b><br><br> – Вся гуманитарная наука в России (а именно к ней относится музееведение) в последние годы переживает непростые времена. И зарплата сотрудников музея в данном случае – один из важнейших факторов. Официально она составляет всего 6–7 тысяч рублей. Именно поэтому выпускники вузов не очень охотно идут в нашу профессию. В последние годы их не хватает. Слава Богу, не так давно государство дало музеям право доплачивать сотрудникам из самостоятельно заработанных денег, иначе нам вообще невозможно было бы существовать. Заработать деньги удается благодаря производству слайдов и прокату выставок за рубежом. Это позволяет платить сотрудникам музея в два, а то и в три раза больше официального оклада. Что же касается тех сумм, которые платят посетители, то их доля в общем доходе музея невелика. Для того чтобы мы могли жить за счет тех, кто нас посещает, нам следовало бы брать с каждого за вход по 20 долларов, как в Америке. Но тогда мы вообще потеряем посетителей./ВЗГЛЯД
..............