Ирина Алкснис Ирина Алкснис Переход дипломатии к военным аргументам – последний звонок для врага

Можно констатировать, что Киев с Европой почти добились своего, а Вашингтон получил от Москвы последнее предупреждение, которое прозвучало в исполнении российского министра иностранных дел.

8 комментариев
Игорь Мальцев Игорь Мальцев «Файлы Эпштейна» открыли обыкновенный фашизм

Сдается мне, что вот это публичное насаживание свиной головы Эпштейна на кол – скорей дымовая завеса от того, что в реальности происходит сейчас в некоей группе «влиятельных лиц».

12 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Четыре условия устойчивого мира на Украине

Ни сегодня, ни завтра, ни через несколько месяцев никакого устойчивого мирного соглашения подписано не будет. Разве что на фронте или в украинском тылу произойдет такое событие, которое заставит руководство киевского режима (очевидно, не Зеленского) резко протрезветь и принять тяжелые условия.

17 комментариев
30 июня 2008, 16:55 • Общество

Скончался Александр Фурсенко

Скончался историк Александр Фурсенко

Скончался Александр Фурсенко
@ ras.ru

Tекст: Денис Нижегородцев,
Санкт-Петербург

Александра Александровича не стало на 81-м году жизни. Он был академиком-секретарем Отделения истории Российской академии наук и очень уважаемым в ученых кругах человеком. Большинство трудов Фурсенко посвящены истории США. А его книги о Карибском кризисе стали настоящими бестселлерами по ту сторону океана. Другой повод для гордости – сыновья. Андрей – министр образования, Сергей возглавлял «Зенит», теперь руководит «Национальной медиа-группой».

В Москве скончался петербургский историк Александр Фурсенко. Его звания, награды и должности можно перечислять очень долго. Он был академиком РАН, членом комиссии по правам человека при администрации Петербурга, почетным консулом республики Филиппины в Петербурге, председателем попечительского совета Центра стратегических разработок «Северо-Запад», представителем России в исполкоме Международной ассоциации экономической истории и т. д.

Для нас тогда, да и всегда он был практически отцом родным

Александр Александрович родился в Ленинграде 11 ноября 1927 года. Его семья по-своему уникальна. Она дала миру сразу несколько выдающихся ученых и просто известных людей. Дед будущего академика Василий Васильевич был учителем истории в Петрограде, затем стал одним из инициаторов, а потом и руководителем Главного геодезического управления страны. Отец Александр Васильевич был исследователем в области палеонтологии и нефтяной геологии.

Сыновья Александра Александровича тоже добились многого. Старший – Андрей (1949 года рождения) – вот уже четыре года является министром образования и науки России. Младший – Сергей (1954 года рождения) – до недавнего времени был генеральным директором компании «Лентрансгаз» и президентом футбольного клуба «Зенит», а в этом году возглавил «Национальную медиагруппу», включающую в себя 5 канал, «Ren-TV» и ряд других активов.

Глава семьи Фурсенко Александр Александрович окончил исторический факультет Ленинградского госуниверситета, а затем аспирантуру Ленинградского отделения Института истории АН СССР. В 1954 году стал кандидатом наук, защитив диссертацию, посвященную разделу Китая на зоны влияния в конце XIX века.

Позже стал доктором исторических наук, с 1988 года – заведующий отделом всеобщей истории Ленинградского (затем – Петербургского) отделения Института истории АН СССР (потом – РАН). С 1987 года – член-корреспондент Академии наук, с 1990 года – академик. С 1996 года – член Президиума РАН, академик-секретарь Отделения истории.

Фурсенко являлся одним из самых известных российских американистов. Его труды «Американская буржуазная революция XVIII века», «Нефтяные тресты и мировая политика. 1880-е годы», «Династия Рокфеллеров», «Критическое десятилетие Америки», «Президенты и политика США. 1970-е годы» получили очень высокую оценку коллег. А труды, посвященные Карибскому ядерному кризису, написанные в соавторстве с канадским специалистом Тимоти Нафтали, стали настоящими бестселлерами в США.

Ровно год назад, в июне 2007 года, Александр Фурсенко вместе с Нафтали получили за книгу «Хрущев и холодная война» («Khrushchev & Cold War») престижную английскую медаль «За военную литературу» от герцога Вестминстерского. По мнению экспертов, эта книга для западной аудитории пролила свет на личность известного советского лидера, его импульсивный характер и стремление играть по высоким ставкам.

О том, каким ученым и человеком был Александр Фурсенко, корреспонденту газеты ВЗГЛЯД рассказал директор Санкт-Петербургского Института истории РАН Виктор Плешков (в этом институте Фурсенко возглавлял отдел общей истории): «Это был очень большой ученый. Он создал целую петербургскую школу американистики. Мне повезло, что в свое время он стал моим научным руководителем. Я, кстати, был его первым аспирантом. Для нас тогда, да и всегда он был практически отцом родным.

Знаете, как бывает, человек защитил диссертацию и руководитель сразу забывает о его существовании. Фурсенко был совсем не такой. Он продолжал следить за успехами своих учеников, продолжать пестовать нас всю жизнь. Помогал советами, решал вопросы с командировками, стажировками, публикациями.

Отношения у нас всегда были не рабочие, а родственные. Он всегда был в курсе и семейных, личных проблем своих учеников и ближайших сотрудников. На самом деле, я обязан Александру Александровичу жизнью… В свое время у меня были проблемы с сердцем, и именно он направил меня к лучшим специалистам. 13 лет живу благодаря ему».

Говоря о Фурсенко как об ученом, Виктор Плешков рассказывает, что он был великолепным организатором науки и типичным петербургским интеллигентом. Со всеми коллегами общался очень ровно, имел массу друзей, как в нашей стране, так и за границей, особенно в США, проблемами которых долго занимался. На Рождество, бывало, из-за океана приходили целые стопки писем с поздравлениями от коллег. Крупнейшие мировые ученые звали его просто Алекс.

«Он активно работал до самого последнего времени, – рассказывает Виктор Плешков. – В прошлую среду Александр Александрович был в Москве, вел заседание отделения истории Академии наук, выступал, много шутил, потом поехал в Президиум. По дороге ему стало плохо.

Фурсенко поместили в клинику Склифосовского, сделали операцию. Но в воскресенье поздно вечером ученый скончался. Он желал, чтобы его похоронили в Петербурге на Комаровском кладбище. Церемония прощания состоится в среду. Теперь там будет лежать еще один великий человек, помимо Дмитрия Лихачева, Анны Ахматовой и других».