Денис Миролюбов Денис Миролюбов США никогда не нападут на Гренландию

История с Гренландией – предвестник того, как великие державы будут решать арктический вопрос в ближайшие десятилетия.

0 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Ирану без шаха лучше, чем с шахом Пехлеви

Мухаммед Реза Пехлеви очень хотел встать в один ряд с великими правителями прошлого – Киром, Дарием и Шапуром. Его сын, Реза Пехлеви, претендует на иранский трон сейчас. Увы, люди в самом Иране воспринимают его внуком самозванца и узурпатора и сыном авантюриста.

9 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Нефтяные активы как барометр мира

Никто сейчас не может сказать, когда произойдет серьезная подвижка по украинскому кризису. Нет ни сроков, ни дат. Но зато они есть в кейсе «ЛУКОЙЛа» – 28 февраля.

3 комментария
2 декабря 2008, 21:29 • Общество

«Незачем сидеть за банку варенья»

Тюрьму хотят заменить арестом

«Незачем сидеть за банку варенья»
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Дмитрий Усов

В скором времени может существенно сократиться количество заключенных в российских тюрьмах, а за мелкие правонарушения срок административного ареста может возрасти с 15 суток до 3 месяцев. С такой инициативой выступил министр юстиции РФ Александр Коновалов. Одновременно с этим главный юрист России предлагает изменить порядок реабилитации и надзора за вышедшими на свободу заключенными, а также создать реестр самых коррупционно-опасных должностей.

Министр юстиции России Александр Коновалов выступает за ужесточение Административного кодекса и предлагает увеличить сроки административных арестов с нынешних 15 суток до нескольких месяцев.

Людям вовсе незачем сидеть долгие сроки за украденную у соседа банку варенья – тюрьмы нужно разгружать. Необходимо составить список «лёгких» статей, которые нужно будет вывести из Уголовного кодекса и перевести в Административный

«Я считаю, что административная юстиция у нас недооценена. По целому ряду административных правонарушений – мизерные штрафы, общественные порицания, после которых суд закрывает дело, – приводит агентство «Интерфакс» слова главы Минюста РФ. Роль административных мер должна быть повышена. Полагаю, надо проработать вопрос ужесточения административных наказаний. Не только штрафы, но и сроки административных арестов необходимо увеличить. До двух–трех месяцев».

Подобная мера, по мнению Александра Коновалова, позволит резко сократить количество заключенных в российских тюрьмах, одновременно с этим внушив обществу неотвратимость наказания при совершении правонарушения. «Время от времени должна происходить декриминализация ряда составов преступлений, чтобы то или иное деяние, которое сейчас рассматривается как преступление, считалось административным правонарушением, – говорит Коновалов. – С одной стороны, проступки будут наказаны, с другой – это сократит поток граждан в учреждения уголовно-исполнительной системы, где они не будут погружаться в уголовную среду. Кроме того, у них не будет судимости, которая ограничивает жизненный путь человека». При этом министр юстиции отметил, что речь идет о незначительных преступлениях: мелких кражах или хулиганстве.

Инициативу главного российского юриста поддерживает и президент России. «Я согласен с тем, что нужно ограничить применение лишения свободы и достаточно широко использовать административные меры наказания, – сказал Дмитрий Медведев на прошедшем во вторник Всероссийском съезде судей. – Мы прекрасно знаем, как это отражается впоследствии на их (Заключенных. – Прим.) общественных установках, насколько сложна их социализация в дальнейшем». В связи с этим президент России предложил обобщить практику и подготовить предложения по совершенствованию законодательства в этой сфере.

«Людям вовсе незачем сидеть долгие сроки за украденную у соседа банку варенья – тюрьмы нужно разгружать, – поделился с корреспондентом газеты ВЗГЛЯД заслуженный адвокат России Леонид Ольшанский. – Однако для того чтобы механизм, предложенный Коноваловым, заработал, необходимо составить список «лёгких» статей, которые нужно будет вывести из Уголовного кодекса и перевести в Административный». По словам Ольшанского, для того чтобы предложение Коновалова можно было претворить в жизнь, потребуется немалый срок. «Для того чтобы изменить закон, необходимо внести предложение в Госдуму. При самых оптимистичных прогнозах от внесения до принятия пройдет как минимум полгода», – резюмирует юрист.

Еще одной мерой по реформированию сложившейся в России практики Александр Коновалов считает надзор за освободившимися из тюрем преступниками, который должен сочетаться с их социальной реабилитацией.

«Сегодня надзор за освободившимися из тюрьмы должен сочетаться с эффективной системой по ресоциализации человека после освобождения. Осужденный должен иметь некий социальный лифт, – сказал глава Минюста РФ. – Я сейчас не говорю о действительно опасных лицах: серийных убийцах, педофилах и тех, у кого, как говорится, устойчивые криминальные взгляды. Остальные люди, оказавшись на социальном дне, должны поверить, что смогут вернуть социальный статус – при наличии их воли и желания».

По мнению Коновалова, за освободившимися из тюрьмы заключенными должен быть введен дифференцированный надзор в зависимости от тяжести совершенных преступлений.

«В советское время бывали случаи, когда человек совершал небольшое преступление, отбывал срок и на воле не мог устроиться. В результате он получал по 6–8 судимостей за нарушение правил об административном надзоре. Вся жизнь сломана, – говорит Коновалов. – По документам получался опасный рецидивист, хотя серьезной общественной опасности он не представляет».

Кроме того, по словам Александра Коновалова, в Минюсте РФ готовят список должностей, подверженных коррупции, которые необходимо взять под особый контроль, передает агентство «Интерфакс» со ссылкой на интервью Коновалова «Российской газете», которое будет опубликовано в среду.

Правда, определить реестр самых «взяткоопасных» профессий Коновалов не взялся. «Трудно сказать до буквы, о каких должностях идет речь, – ответил Коновалов на вопрос корреспондента издания. – Можно говорить об определении принципов, с помощью которых будут определяться коррупционноемкие участки. Здесь должно сойтись два фактора. Первое: наличие у должностного лица возможности решать что-то по своему усмотрению. Второе: актуальность государственной услуги, определяющая «цену вопроса» и, соответственно, потенциальную коррупционноемкость».