Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра, из которой доносились проклятия.

Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

26 августа 2007, 15:10 • Общество

Марс раскусили

Найдены доказательства жизни на Марсе

Марс раскусили
@ GettyImages

Tекст: Андрей Резчиков

На днях стало известно о сенсационном открытии немецких ученых. Они не исключают, что на поверхности планеты Марса могут обитать микробактерии. К такому предварительному выводу ученые пришли после перепроверки данных, собранных еще 30 лет назад во время первого полета на Красную планету.

Научные гипотезы о существовании жизни на Марсе переживают новый виток развития, поведал на Европейском научном планетарном конгрессе в Потсдаме Йооп Хоуткопер из университета немецкого города Гессен.

Анализ одного из исследований «Викинга» не исключает, что 0,1% поверхности Красной планеты заселено микробиологическими элементами

В последней трети прошлого столетия человечеству хватило знаний сконструировать и построить космический корабль «Викинг». В достигнутый позже результат мало кто верил. Тогда в 1976 году «Викинг» коснулся поверхности планеты. Весь мир замер в ожидании сенсационных новостей. Но никакой биологической активности зафиксировано не было.

Дело в том, что приспособления для анализа полученного материала еще не были столь совершенны, как сейчас. Имея под рукой крайне скупой космический материал, ученые вынуждены идти на разного рода ухищрения, чтобы получать как можно больше информации из самой, каа кажется на первый взгляд, пустой породы.

Ученый Хоуткопер один из таких. Он полагает, что жизнь на Марсе существует, так как в промерзшем безводном грунте содержится пероксид водорода. Иными словами, это обычная перекись водорода, которая продается в любой аптеке и используется для обработки ран. А русские женщины во времена безденежья и дефицита осветляли ей волосы. В этой прозрачной жидкости содержится огромное количество кислорода – 94%.

Анализ одного из исследований «Викинга» не исключает, что 0,1% поверхности красной планеты заселено микробиологическими элементами. Их клетки заполнены в пока не установленной пропорции пероксидом водорода с водой. В результате, считает господин Хоуткопер, эти микроорганизмы морозостойки. Они не погибают при температуре минус 150 градусов по Цельсию.

В интервью Reuters ученый пояснил, что «0,1% – не такое уж маленькое число». В качестве наглядного примера он предложил сравнить количество этих микроорганизмов с уровнем биомассы в Антарктике. Как известно, там тоже обитают морозостойкие бактерии и произрастают лишайники.

В рамках своей гипотезы ученый объяснил еще одно непонятное до сих пор явление, о котором узнали после посадки «Викинга» на Марсе. Специалисты не могли объяснить повышенный уровень кислорода и диоксида углерода. Ученый объяснил это очень простым явлением – разрушением органического материала. Процесс гниения как таковой невозможен, потому что атмосфера Марса и температура этому не способствуют.

Сделанное открытие воодушевило Хоуткопера. Он намерен всерьез заняться изучением земных микроорганизмов, а затем сравнить их с теми, что есть на Марсе. Это делается с целью доказать, что они каким-то образом попали с Марса на Землю. «Мы еще должны получить подтверждение этих выводов, изучая микроорганизмы, которые обитают на Земле. Существует вероятность, что много лет назад жизнь с Земли попала на Марс или наоборот», – делится планами на будущее Хоуткопер.

В своих предположениях ученый не одинок. До него эти версии высказывались другими исследователями. В конце 90-х годов прошлого века некоторые ученые после исследования древнего метеорита в Антарктике сообщили, что они наконец-то получили долгожданные доказательства жизни на Марсе. Но эти заявления вызвали резкую критику со стороны ряда скептически настроенных ученых. Поэтому поиски артефактов и новых теорий продолжаются.

Возможно, все вопросы исчезнут, когда в мае 2008 года космический корабль NASA нового поколения приземлится на Марсе.

Но кроме NASA Марс навестят и европейцы. Тем более что в этом масштабном проекте может поучаствовать и Россия. В начале этой недели глава Европейского космического агентства (ЕКА) Жан-Жак Дорден сообщил, что европейский космический аппарат по изучению Марса («Экзо-Марс») может быть запущен с помощью российской ракеты-носителя «Протон». Правда, по его словам, штатное выведение этого космического аппарата пока предполагается на европейской ракете-носителе «Ариан-5».

Ранее некоторые СМИ сообщали, что «Экзо-Марс» полетит к Красной планете в 2011 году на российской ракете-носителе «Союз».

ЕКА готовит проект «Экзо-Марс» в сотрудничестве с Роскосмосом и NASA. Проект одобрен правительствами стран – членов ЕКА в декабре 2006 года и предполагает высадку на Марсе в 2013 году марсохода. Его главная задача – поиск следов жизни.

Как отметил директор управления пилотируемых полетов ЕКА Даниэль Сакотт, его агентство хочет договориться с Россией об установке на «Экзо-Марсе» нагревательных приборов, работающих на радиоизотопных источниках энергии (необходимы для предотвращения замерзания аппаратуры робота).

От NASA европейцы хотели бы получить исследовательские приборы для робота. Руководство ЕКА надеется достигнуть соответствующих договоренностей с Роскосмосом и NASA к ноябрю 2007 года.

В холодном и несущем разного рода неприятности космосе марсоходу составит компанию Европейская автоматическая станция. Она будет передавать с орбиты планеты на Землю информацию, получаемую от робота.

ЕКА в своих планах забегает так далеко, что уже предлагает NASA и Роскосмосу использовать этот зонд для ретрансляций их будущих марсианских экспедиций. По оценкам ЕКА, реализация проекта «Экзо-Марс» обойдется примерно в 1 млрд евро.