Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Россия тестирует новый тип политики на Востоке

Сейчас, когда очертания международного порядка в Европе определяются на полях сражений, стабильность на юго-восточном направлении требует от Москвы инициативы и терпения.

2 комментария
Сергей Худиев Сергей Худиев Прощение создает противовес озлобленности

Певец Эдуард Шарлот (включен в перечень террористов и экстремистов) мало кому известен своей музыкой, зато приобрел известность благодаря грубым и хамским роликам, в которых среди прочего оскорблял патриарха Кирилла. Но церковь его простила. Почему?

3 комментария
Кирилл Кабанов Кирилл Кабанов В школах Афганистана точно нет свинины

Отмена свинины в наших школьных столовых – это не мелочь, это первый шаг к уничтожению нашего мира. Новогодние елки в наших русских школах приезжие родители и их имамы уже пытались отменить.

42 комментария
15 августа 2007, 07:47 • Общество

Дорожные Нострадамусы

Новая программа предсказывает пробки на дорогах

Дорожные Нострадамусы
@ Reuters

Tекст: Константин Куц, Франкфурт-на-Майне

В Германии о возможных дорожных пробках с сентября будут сообщать по радио уже за день. Компьютерное know-how, созданное в регионе Гессен на западе страны, учитывает время, погоду и особенности трассы. Предсказывать ДТП новая программа не умеет, однако ученые напоминают, что аварии блокируют дороги лишь в каждом пятом случае. Эксперты считают, что программа будет иметь успех, и дело не только в точности прогнозов: послушно исполняя рекомендации предсказателей, водители предпочтут объездные пути, и пробка на главной трассе не образуется.

«Наша база данных о транспортных потоках - это самое дорогое сокровище, - говорит Вольфганг Шерц, представитель транспортного ведомства земли Гессен, - И его ценность день ото дня растет».

Делая выводы, компьютер учитывает прогнозы погоды: в дождь интенсивность дорожного движения, как правило, снижается примерно на 15%

Его подчиненные способны предсказывать возникновение пробок уже за день с точностью плюс-минус четверть часа. Ученые настолько уверены в точности своих прогнозов, что с сентября намерены объявлять их по радио. Прежде столь долгосрочных прогнозов в Германии еще не бывало.

Это стало возможно благодаря тысячам замеров на автобанах страны. Учтены и региональные особенности. Например, компьютерная система в курсе, что посетители международной книжной ярмарки во Франкфурте лихачествуют на дорогах куда реже, чем гости крупнейшего в мире автомобильного форма. Делая выводы, компьютер учитывает прогнозы погоды: в дождь интенсивность дорожного движения, как правило, снижается примерно на 15%.

«Чем долгосрочней прогноз компьютера, тем больше вероятность, что пробки не будет», - говорит Михаэль Шрекенберг, из университета Дюисбурга.

Единственный в стране транспортный физик вместе с группой ученых первым взялся за создание программы, которая способна с особой точностью прогнозировать затруднения на скоростных трассах. Эксперимент был начат три года назад в земле Северный Рейн-Вестфалия. Расчет компьютера основываются на данных, которые регистрируют более двух тысяч автоматических дорожных датчиков. Для создания этой системы была создана цифровая карта местности общей площадью в 2250 км. Предсказания о возможных пробках на ближайшие полчаса там делаются с точностью до 90%. За час, по словам эксперта, точность прогноза составляет не менее 80%.

Михаэль Шрекенберг, комментируя проект своих гессенских коллег, говорит о «феномене самоуничтожающихся прогнозов»: послушно исполняя рекомендации предсказателей, водители предпочитают объездные пути, главная трасса между тем уже оказывается пуста.

Говоря о необходимости подобных проектов, ученые напоминают, что каждый немецкий водитель проводит в пробках около 60 часов в год. При этом около 70% пробок возникают из-за переизбытка машин на дороге. В идеале пропускная способность немецкой автотрассы составляет 2600 машин в час. Однако в реальности – почти в два раза меньше.

Михаэль Шрекенберг объясняет это высокой плотностью автомобильного потока, чересчур медленным обгоном и неожиданным торможением. Замечено, что вторая машина тормозит более резко, нежели первая. Так возникает цепная реакция, провоцирующая глухие пробки. Обычно дорожный затор растет со скоростью до 15 км/ч. «Новая машина подъезжает каждую секунду, - объясняет немецкий эксперт, - А машинам, стоящим впереди, чтобы выбраться из пробки нужно, как минимум, две секунды».

Желая предупредить транспортный хаос, в Германии организуют, порой, довольно экстравагантные проекты. Для жителей окрестностей Франкфурта, к примеру, создана интернет-биржа, на которой можно найти себе попутчика. Однако успехи ее оставляют желать лучшего.

«Многие просматривают предложения, но не предлагают свои услуги, - рассказал корреспонденту ВЗГЛЯДа руководитель проекта Саша Мюллер. - Бывает, что люди просто внутренне не готовы утром и вечером сидеть в одной машине с посторонними. Или им не хочется связывать себя какими-либо обязательствами».

Между тем, только в окрестностях Франкфурта в часы пик на дорогах оказывается около 400 тыс. человек.

«Очень неприятно стоять в пробке и утром, и вечером», - пожаловался «Взгляду» Петер Шульц, сотрудник Deutsche Bank, офис которого находится во франкфуртском пригороде.

К радиособщениям о пробках на дорогах он всегда прислушивается, однако не спешит съезжать на проселочные дороги.

«В последний раз была семикилометровая пробка, а я заранее выбрал другой автобан. Сэкономил примерно час, - рассказывает он о своей недавней поездке из Швейцарии».

По словам Шульца, который называет себя «обычным водителем», в крайнем случае, на помощь ему приходит навигационная система, которая информирует о серьезных затруднениях на выбранном пути – «поэтому я включаю навигацию даже если знаю дорогу».

«У каждой пробки есть причина, - убежден Шрекенберг, - Правда, ее причину иногда уже невозможно определить».

По его словам, стопроцентные прогнозы невозможны. Если ожидания синоптиков не влияют на температуру воздуха, то предсказания транспортных экспертов сказываются на формировании пробок.

Вообще, ученые выделяют три типа водителей: чувствительные, осторожные, консервативные.

«Чувствительных» примерно 44%: они моментально реагируют на информацию о пробках и меняют дорогу. «Они считают, что поступают правильно, но на самом деле им приходится ехать дольше», - говорит Шрекенберг.

Примерно 14% водителей именуются «тактичными»: они специально направляются в сторону пробки, рассчитывая, что ее разрушит уже само сообщение. «Разумно, - признают эксперты, - но есть и более разумный путь».

42% немецких водителей – «стоики-консерваторы». Они попросту игнорируют предупреждения, следуя тем же путем, который выбрали изначально. По расчетам ученых, это самый быстрый способ добраться до цели.

По словам транспортного психолога Альфреда Фура, каждый третий прогноз оказывается неверен. «В тот момент, когда говорят о пробке, ее уже нет», - убежден специалист из германского автоклуба.

Альфред Фур замечает, что у пробок имеется и приятная сторона: есть время поговорить по душам, завязать новые интересные знакомства. «Для многих путешественников пробка на дороге – это часть привычного отдыха», - говорит он. Как правило, курортники вынуждены преодолевать на машине огромные расстояния, и вынужденная пауза может пойти им на пользу.

..............