Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

19 декабря 2007, 10:45 • Общество

Над Землей нависла черная угроза

Земле угрожает сверхмассивная черная дыра

Над Землей нависла черная угроза
@ jupiters.narod.ru

Tекст: Наталья Ямницкая

Учеными зафиксирован мощнейший поток частиц из сверхмассивной «черной дыры», расположенной в галактике, которую ученые сравнивают со «Звездой смерти» из «Звездных войн». Астрономы подсчитали: если бы удар был направлен в нашу сторону, Земля была бы уничтожена за пару месяцев – поток не способен разрушить планету, зато может испепелить ее озоновый слой.

Астрономы, сделавшие неутешительный вывод о поглощении Земли, были свидетелями беспрецедентного космического события. «Черная дыра», находящаяся в большей из галактик, которую астрономы сравнивают со «Звездой смерти» из «Звездных войн», выбросила мощный поток заряженных частиц, который ударил в галактику, находящуюся по соседству, сообщает BBC.

Защитный озоновый слой был бы разрушен за считаные месяцы, что привело бы к гибели всего живого на планете

По словам ученых, подобные инциденты фиксировались и раньше, однако «выстрел» подобной мощности они наблюдали впервые. Знаменательное событие произошло в соседней галактике 3C321, которая находится на расстоянии 1,4 млрд световых лет от Земли. Там в настоящее время идет процесс слияния двух галактик.

Дело в том, что подобные «удары» могут оказать сильное влияние на любую галактику, которая случайно станет их целью. Так, объясняют астрономы, поток частиц из «черной дыры» может оказать сильное влияние на планеты, которые попадутся на его пути, а также запустить процесс формирования новых галактических образований.

Считается, что «черные дыры» располагаются в центре многих, если не всех, галактик. Потоки выбрасываемой ими энергии «видны» в радиодиапазоне. Они летят во Вселенной на скорости, близкой к световой, и могут преодолевать большие расстояния. Потоки несут с собой огромное количество радиации – рентгеновские и гамма-лучи.

Млечный Путь – галактика, в состав которой входит наша планета, – тоже несет в себе такой центр.

По подсчетам ученых, если бы «космический выстрел», подобный последнему, ударил в нашу галактику, это повлекло бы серьезные изменения на планетах, оказавшихся зоне действия радиационного потока. Для планет типа Земли последствия были бы губительны. Защитный озоновый слой был бы разрушен за считаные годы или даже месяцы, что привело бы к гибели всего живого на планете.

Ученые считают, что галактику, только что подвергшуюся массированной атаке, ждут большие перемены – она находится всего в 20 тыс. световых лет от источника атаки. Примерно на таком же расстоянии находится Земля от центра Млечного Пути.

Некоторым утешением для нынешних жителей Земли могут послужить сроки, которые необходимы потокам заряженных частиц, чтобы достичь конечной цели. Протяженность увиденного астрономами луча составила порядка тысячи световых лет, по некоторым оценкам, он пролетел один или два миллиона световых лет от своей отправной точки.

Кроме того, если не считать потенциальной угрозы для атмосферы планет, заряженные частицы могут провоцировать и положительные процессы, например формирование большого числа звезд и планет.

Все эти данные удалось получить с помощью телескопов Hubbl, Spitzer и других мощных приборов NASA. В рентгеновском диапазоне за двойной галактикой наблюдение вела обсерватория Chandra.

«Черная дыра» – это область пространства, в которой гравитационное притяжение настолько сильно, что ни вещество, ни излучение не могут ее покинуть. Для находящихся там тел вторая космическая скорость должна была бы превышать скорость света, что, увы, абсолютно невозможно.

Ученые считают, что направленные потоки (джеты) образуются в окрестностях сверхмассивных «черных дыр». Поглощение вещества «черной дырой» приводит к выделению огромного количества энергии. Из-за сложного взаимодействия магнитных полей часть вещества ускоряется до больших скоростей и выбрасывается в виде струи.

«Космические удары» подобного толка начались около миллиона лет назад – срок по космическим масштабам ничтожный. На Земле природа формирования таких космических процессов, равно как и самих «черных дыр», пока плохо изучена учеными.

Детальный отчет о наблюдении будет опубликован в научном издании Astrophysical Journal.