Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
5 комментариевПотребителям дали 15 суток
Российским потребителям дали больше прав
Поправки к закону «О правах потребителей» вступают в силу 12 декабря и, по мнению экспертов, могут обернуться серьезными неприятностями для автодилеров и производителей технически сложных товаров. Дело в том, что нововведения расширяют права покупателей и позволяют возвращать товар на условиях, сильно отличающихся от тех, что действовали ранее. Производители бьют тревогу, а общества защиты прав потребителей празднуют победу.
Изменения вносятся, в частности, в статью 18, согласно которой потребитель получает право вернуть продавцу технически сложный товар – автомобиль, крупную бытовую технику, компьютер – в течение 15 дней после покупки при обнаружении в нем любых недостатков и получить его полную стоимость или замену, пишут «Ведомости». Раньше это было возможно только в случае, если недостатки признавали существенными.
Введение поправок к закону, конечно же, в первую очередь принесет пользу покупателям. Для продавцов перспективы чуть менее радужные
Деньги можно будет требовать назад и в том случае, если ремонт изделия занял более 45 дней. Когда исправление недостатков проходит по гарантии, то компенсацию можно требовать, если товар пребывал в ремонте в совокупности более 30 дней.
Кроме того, начиная с 12 декабря будет введена плата за нарушение сроков доставки. Она составит 0,5% в день от суммы предоплаты. Ранее, согласно Гражданскому кодексу, можно было требовать плату только за пользование деньгами (в размере учетной ставки ЦБ – 10% в год).
Автодилеры бьют тревогу. Так, по мнению президента Российской ассоциации дилеров Дмитрия Гулина, продавцы популярных иномарок пострадают от ограничения срока гарантийного ремонта: сервисных мощностей и запчастей для таких машин сейчас не хватает. А дилеры бюджетных автомобилей, которые в первые дни эксплуатации выявляют все огрехи сборки, столкнутся с частыми возвратами.
А вот производители технически сложной техники, напротив, полагают, что новая редакция закона серьезно не отразится на их деятельности. Крупные сети и так выполняют большинство требований, предписанных законом. Тем не менее и они относятся к поправкам с некоторым опасением.
«Введение поправок к закону, конечно же, в первую очередь принесет пользу покупателям. Для продавцов перспективы чуть менее радужные – по меньшей мере это увеличение объема замороженных средств на возвраты. Также это влечет за собой изменение схем взаимодействия с сервис-центрами и поставщиками по гарантийной замене аппаратов», – пояснила газете ВЗГЛЯД пиар-директор компании «Цифроград» Татьяна Москалева.
Однако общества защиты прав потребителей считают, что поправки, принятые осенью и подписанные президентом в конце октября, не создадут ничего нового, а всего лишь устранят коллизию между законом «О правах потребителей» и Гражданским кодексом.
«До вступления в силу поправок к закону статьей 503 ГК РФ продвинутому в юридическом смысле потребителю представлялась возможность возврата дорогостоящего технически сложного товара даже при наличии несущественного недостатка», – рассказал газете ВЗГЛЯД пресс-директор Института национального проекта «Общественный договор» Олег Комаровский.
- Потребитель всегда прав
- Туристы попали под гарантии
- Обнародован список опасных продуктов
- Москвичам придется съесть пуд соли
- Mercedes поедет в суд
«В случае обнаружения вполне устранимого недостатка продавец должен был не только вернуть деньги, но и возместить затраты, которые понес потребитель», – продолжает эксперт.
«Теперь противоречие закона ЗПП и ГК РФ устранено, – отмечает Комаровский. – Потребитель может обменять или сдать обратно товар только при наличии в нем существенного (неустранимого) недостатка. Новая же норма о возможности для потребителя вернуть товар с недостатком в течение 15 дней с момента покупки вынуждает продавца со всей ответственностью подходить к предпродажной подготовке товара, чтобы не только вернуть покупателю уплаченные деньги, но и компенсировать разочарованному клиенту все затраты, связанные с возможной судебной тяжбой (гонорар адвоката, затраты на независимую экспертизу, а также моральный вред)».
По мнению пресс-директора, производители должны будут грамотно составлять договор с контрагентами - поставщиками. И если в договоре будет прописана четкая система взаиморасчетов, в случае претензий со стороны третьих лиц, особых проблем не возникнет.
«У потребителей появится возможность ничего не доказывать, но это не отменяет права предпринимателей на экспертизу по поводу причины возникшей неисправности», - подчеркнул эксперт.
Не согласен он и с мнением, что дальнейшее ужесточение контроля за качеством автомобилей спровоцирует активность покупателей-экстремистов. Как напомнил Комаровский, первый закон «О защите прав потребителей появился» в феврале 1992 года, а бум потребительской активности пришелся только на конец 90-х годов.
В то же время, по мнению директора по информационным технологиям, пожелавшим остаться неназванным, в результате нововведений, покупатели могут столкнуться с перепродажей «серой» техники, которая уже не раз побывала в чужих руках. Однако пресс-директор с ним не согласился.
А те, кто рискует покупать технически сложную продукцию у «серых лошадок» рынка, могут пенять лишь на самих себя», - подытожил Комаровский.