Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.

0 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Чем современная Украина похожа на УНР 1918 года

Время идет, но украинские политики соблюдают «традиции», установленные более чем 100 лет назад – лизать сапоги западным покровителям, нести ахинею и изолировать политических оппонентов.

4 комментария
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

5 комментариев
22 ноября 2007, 15:31 • Общество

Балет теряет основателей

Умер Морис Бежар

Балет теряет основателей
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Оксана Бойко

Известный французский хореограф Морис Бежар скончался в возрасте 80 лет в одной из больниц в Швейцарии. Печальное сообщение пришло от представителей Лозаннского балета, которым Бежар руководил 20 лет. Это была вторая госпитализация Мориса Бежара за последний месяц. По заявлению лечащих врачей хореографа, ему предстояло пройти курс лечения из-за проблем с сердцем и почками.

Великий балетмейстер попал в больницу в Швейцарии 16 ноября, передает РИА «Новости». Медики сообщили, что у Мориса Бежара очень слабое сердце.

Бежар предпринял грандиозный эксперимент по созданию синтетических спектаклей, где танец, пантомима и пение занимают равное место

Кроме того, ему предстояло пройти курс по восстановлению работы почек. На 6-й день госпитализации Морис Бежар скончался.

Знаменитый балетный мастер известен своими спектаклями с начала 50-х годов прошлого века. Морис Бежар начал выступать на сцене с 1948 года, а спустя несколько лет ставил спектакли, ставшие известными всему миру.

Заслугой выдающегося хореографа является то, что он во многом перевернул традиционное представление о балете. Его успех как постановщика и педагога объясняется тем, что он начинал как танцовщик и сам прошел тот путь, по которому затем направлял учеников.

Стремясь разнообразно использовать пластические возможности тела, Бежар не только ставил сольные партии, но и вводил в постановки исключительно мужской кордебалет. Он последовательно развивал концепцию универсального мужского танца, исходя из традиций античных зрелищ и массовых действ разных народов.

Будущий балетмейстер был сыном выходца из турецкого Курдистана и каталанки. Как позже признался сам балетмейстер, это соединение национальных корней наложило отпечаток на все его творчество. Бежар начал обучаться хореографии в 1941 году, а в 1944-м уже дебютировал в балетной труппе марсельской Оперы. Однако для формирования индивидуальной творческой манеры Бежар решил продолжить образование.

Поэтому с 1945 года балетмейстер совершенствовался у Статса, Егоровой, мадам Рузан в Париже и у Волковой в Лондоне. В результате он освоил множество разных хореографических школ.

В Швеции Бежар дебютировал как хореограф, поставив для кинофильма фрагменты балета «Жар-птица» Стравинского. Для реализации своих творческих замыслов Бежар в 1953 году совместно с Лораном основал в Париже труппу «Балле де л'Этуаль», которая просуществовала до 1957 года.

В то время Бежар ставил балеты и одновременно выступал в них в главных ролях. Репертуар строился на сочетании произведений классических и современных авторов.

В 1959 году сделанная Бежаром хореография балета «Весна священная», поставленная для Королевского балета Бельгии на сцене брюссельского театра Монер, была принята настолько восторженно, что Бежар наконец решил основать собственную труппу «Балет XX века», которую он и возглавил в 1969 году. Ее ядром стала часть брюссельской труппы. Вначале Бежар продолжал работать в Брюсселе, но через несколько лет переехал вместе с труппой в Лозанну. Там они выступали под названием «Балет Бежара».

Вместе с этой труппой Бежар предпринял грандиозный эксперимент по созданию синтетических спектаклей, где танец, пантомима, пение (или слово) занимают равное место. Тогда же Бежар выступил в новом для себя качестве художника-постановщика. Этот эксперимент привел к тому, что пришлось расширять размеры сценических площадок.

Творческие поиски Бежара вызывали интерес зрителей и специалистов. В 1960 и в 1962 годах он был награжден премией Театра наций, а в 1965 году стал лауреатом Фестиваля танца в Париже.

В 1970 году он основал в Брюсселе специальную школу-студию. Свойственные XX веку яркий эпатаж и зрелищность отразились в названии студии – «Мудра», представляющем собой изобретенный Бежаром акроним, отражавший его интерес к классическому танцу Востока.

Бежар создал и поставил более 100 балетов, написал пять книг. Долгие годы сотрудничества связывали Мориса Бежара с великой русской балериной Майей Плисецкой. Он поставил для нее балет «Айседора», а также несколько сольных концертных номеров для ее выступлений. Наиболее известны среди них «Видение розы» и «Аве, Майя».

Напомним, что это вторая непоправимая потеря для мира балета. 2 ноября ушел из жизни легендарный балетмейстер Игорь Моисеев. Основоположник советского сценического танца умер в одной из московских больниц от сердечной недостаточности.

..............