Игорь Переверзев Игорь Переверзев Социализм заложен в человеческой природе, сопротивляться ему бесполезно

Максимальное раскрытие талантов и не невротизированное население – вот плюсы социализма. А что делать с афонями, как мотивировать этот тип людей, не прибегая к страху – отдельная и действительно большая проблема из области нейрофизиологии.

39 комментариев
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Россия утратила комплекс собственной неполноценности

Можно обсуждать, что приключилось с западной цивилизацией – куда делись те качества, которые веками обеспечивали ей преимущество в конкурентной гонке. А вот текущим успехам и прорывам России может удивляться только тот, кто ничегошеньки про нее не понимает.

42 комментария
Сергей Худиев Сергей Худиев Европа делает из русских «новых евреев»

То, что было бы глупо, недопустимо и немыслимо по отношению к англиканам – да и к кому угодно еще, по отношению к русским православным становится вполне уместным.

14 комментариев
23 августа 2006, 07:05 • Общество

«Акула» снова в строю

Россия возобновляет производство «Черной акулы»

«Акула» снова в строю
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Геннадий Нечаев

На Арсеньевском машиностроительном заводе «Прогресс» в Приморье после пятилетнего перерыва возобновляется производство вертолета Ка-50 «Черная акула». Наблюдатели связывают такое решение с 70-й годовщиной основания прославленного предприятия и визитом на завод министра обороны РФ Сергея Иванова.

Эти машины армейская авиация намерена использовать в качестве «скальпеля» для нанесения «хирургических» ударов по важным объектам. До конца года на «Прогрессе» будет собрано три таких машины. Возможно, следующим этапом станет запуск в серийное производство Ка-52 – двухместного варианта вертолета, получившего имя «Аллигатор».

«Акулий» полк

Пилота защищает довольно совершенная композитная броня, которая держит даже попадания 23-мм снарядов

Как обещал главком ВВС, генерал армии Михайлов, до 2009 года на заводе будут собранны как минимум 14 «Черных акул», что позволит вооружить этими вертолетами полноценный боевой полк АА. «Мы сегодня не можем сформировать свои перспективные планы, чтобы сказать рабочим, что они будут иметь определенный уровень зарплаты в течение 2007, 2008, 2009 годов», - говорит Юрий Денисенко, генеральный директор авиационной компании «Прогресс».

Так почему Ка-50 оказался снова востребованным? Все дело в конструкции машины. «Черная акула» создана по традиционной для КБ Камова соосной схеме. Дело в том, что в «классических» вертолетах для компенсации реактивного момента, создаваемого несущим ротором, существует хвостовой винт, создающий компенсирующую тягу, вектор которой направлен противоположно вектору момента, создаваемого несущим винтом.

При разрушении хвостового ротора в результате боевых повреждений или задевания за препятствия фюзеляж машины начинает вращаться в сторону, противоположную вращению несущего винта, что, как правило, приводит к тяжелейшим катастрофам с человеческими жертвами. Кроме того, редуктор и силовая передача (помимо того, что эта система уязвима в бою) отнимают мощность от силовой установки машины, понижая ее КПД.

Вертолет соосной схемы лишен этих недостатков. Оба его несущих ротора, расположенных один над другим, вращаясь в противоположные друг другу стороны, не просто взаимно компенсируют крутящие моменты, но и участвуют в создании подъемной силы. Таким образом, КПД двигателя становится выше и повышается безопасность полетов.

Зубы «Акулы»

Вертолет Ка-50 «Черная акула» (фото ИТАР-ТАСС)
Вертолет Ка-50 «Черная акула» (фото ИТАР-ТАСС)

Впрочем, соосная схема имеет и свои недостатки: более сложную конструкцию редуктора, передающего мощность от двигателя (двигателей – если вертолет двухмоторный, как Ка-50) и сложную конструкцию колонки несущих винтов.

Кроме того, за счет более длинной колонки втулки винтов общая высота вертолета получается больше, что практически не позволяет разместить на машине надвтулочную РЛС или инфракрасную станцию наблюдения и разведки (как это сделано на вертолетах AH-64 Apаche или Ми-28Н). Такая станция позволяет вертолету «не светиться» до времени атаки цели.

Оснащенная такой станцией машина может висеть, скрываясь за препятствием (лес, постройки, естественный рельеф местности), выдвинув из-за него только станцию наблюдения. Между тем у вертолетов соосной схемы, к каковым относиться и Ка-50, есть масса достоинств. Во-первых, он может летать как носом, так и хвостом вперед практически с одинаковой скоростью (у классических вертолетов разница составляет до 100 км/ч).

Такой маневр дает «Акуле» преимущество как в бою против наземной цели, так и против воздушной. Вообще, маневренность соосных вертолетов делает их неплохими истребителями себе подобных машин – создавая прототип Ка-50 (назывался В-80) камовцы изначально заложили в него такую возможность.

Кроме того, Ка-50 может совершать маневр «воронка». Выглядит он так: вертолет с опущенным носом ходит по кругу над целью. Поскольку цель находится в «горловине» воронки (то есть постоянно «на мушке»), все бортовое оружие направленно точно на нее. Сам же вертолет, находясь постоянно в движении, представляет из себя трудную мишень для ПЗРК и зенитной артиллерии. Вот эта возможность «Акулы», делающая ее настоящим «скальпелем», и была востребована ВВС.

Ка-50 обладает еще и повышенной стойкостью к боевым повреждениям. Пилота защищает довольно совершенная композитная броня, которая держит даже попадания 23-мм снарядов (не всякий БТР или БМП рассчитан на такое), кроме того, во время испытаний в одной из лопастей вертолета сделали 30 пробоин из автоматического стрелкового оружия, тем не менее машина после этого уверенно летала.

Вероятно, вертолет имеет и экспортные перспективы: ВВС Индии и КНР проявляют к Ка-50 заметный интерес. Однако сложившаяся практика показывает, что иностранные заказчики, как правило, не закупают машины, не состоящие на вооружении ВВС страны-производителя в заметных количествах. Таким образом, формирование полка АА на Ка-50 поможет продвижению машины на внешние рынки.

..............