Игорь Переверзев Игорь Переверзев Реальную экономическую революцию подменили имитацией

Бизнес начинает выдумывать всякие несуществующие проблемы и навязывать потребителям мысль, что у них что-то страшно болит. Маркетолог из человека, который ищет боли, превратился в человека, который зомбирует потребителя, убеждая того, что ему плохо.

0 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева «Ребятушки, милые, как к нам Россия относится?»

«Нетвойнисты» пытаются прежде всего себя самих убедить, что у них есть моральное превосходство. Ведь они за мир во всем мире. И им очень жалко людей, которые страдают от войны. Им жалко всех вокруг. Но правда в том, что им жалко только себя. И моральное превосходство они потеряли в тот самый момент, когда не заметили бабу Любу.

5 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Русские за рубежом тоже выбрали Россию

Люди, уехавшие из страны в последние годы, проходят трудную школу, в которой проясняется их отношение и к загранице, и к родной стране. Собственно, мы все проходим такую школу, но у них это прямо-таки интенсив.

3 комментария
25 августа 2016, 22:14 • В мире

ВСУ действительно могут пойти на штурм Ясиноватой

ВСУ действительно могут пойти на штурм Ясиноватой
@ Gleb Garanich/Reuters

Tекст: Евгений Крутиков

По данным ДНР, в течение одного-двух дней украинские силовики предпримут попытку штурма города Ясиноватая, прорвав линию фронта. Поведение ВСУ в последнее время настолько алогично, что действительно позволяет задуматься о чем-то подобном. Так что на сей раз речь может идти не о крике «Волки!», а о реальном анонсе страшных событий.

Сообщения о возможном наступлении на Ясиноватую были четко привязаны ко времени, что и смущало. Нет смысла ставить под сомнение слова Эдуарда Басурина о фиксации перемещения колонн ВСУ и об увеличении активности беспилотников. Но у поведения на передовой, когда туда стянуты слишком крупные силы, есть несколько характерных особенностей, которые подчас начинают влиять на развитие событий сами по себе, без внешнего воздействия или даже четкого приказа. Например, перемещение колонн – это источник напряжения. Завести моторы танковой роты в три часа ночи и включить фары – уже форма тактики. Да, тактики средневековой, но ведь так действительно можно всю ночь трепать нервы тем, кто в окопах напротив, – к утру небось устанут. При этом нарастает и взаимное раздражение, а «раздражение» – слово, в наибольшей степени доступное именно для военных, ведь они лучше прочих знают, что означают такие демонстративные акции.

При желании заинтересованных сторон сползание в большую войну можно остановить политическими методами. А вот чего нельзя будет остановить, так это разовую штурмовую операцию по захвату какого-нибудь ключевого пункта

У плана крупномасштабной «молниеносной» операции против Новороссии слишком много лоббистов в Киеве, чтобы просто отмахиваться от такой перспективы под предлогом миролюбия и минских соглашений. ВСУ сейчас создают новый имидж, армия обязана реабилитироваться за все, что с ней делали за последние два года. Сказки про миллионы русско-бурятских солдат, подло победивших гордых сечевых стрельцов, все еще в рабочем состоянии, но и они должны получить новое объяснение в новых обстоятельствах. С другой стороны, после тотальных поражений на фронте генералитет Украины не претерпел никаких кадровых изменений, чем обязан лично президенту Порошенко, который таким образом превратил ВСУ в верную себе структуру, не доверяя бывшим добрбатам. А варианты возможного поведения уже исчерпаны и для самого Порошенко.

В списке киевских лоббистов возобновления боевых действий может и не оказаться американского посольства. Это важно, но есть оговорка: США могут неадекватно оценивать боеготовность ВСУ, а киевляне в состоянии убедить своих «главных», что способны совершить быстрый прорыв на фронте, после чего до смерти надоевшая всем «проблема Донбасса» может быть закрыта. А американцы уже ввиду особенностей менталитета готовы поверить в подобное, ведь они сами причастны к «переформатированию» ВСУ, значит, это их детище, а любое американское детище по определению прекрасно. Все же видели грузинскую армию. Она – прекрасна. Форма изумительная и поют великолепно.

Планы киевского Генштаба изначально были заточены на организацию двух проникающих прорывов внутрь ДНР. Их цель – отрезать главную городскую агломерацию (Донецк – Ясиноватая – Макеевка) от других крупных населенных пунктов к востоку (Горловка, Дебальцево, Енакиево) с их окружением и дальнейшим быстрым продвижением в сторону российской границы. На луганском и мариупольском направлении предполагались сковывающие атаки с возможностью прорыва в степь в Тельмановском районе и с последующим выходом через Амвросиевку к российской границе.

Чего здесь больше – фантастики или зависимости от уже созданной мифологии, непонятно. Осенью прошлого года усилиями западных пиарщиков был создан миф о «героическом марше» 79-й и 95-й аэромобильных бригад ВСУ, которые в июле 2014 года зачем-то прошли почти 500 километров в тыл ДНР, а в итоге были рассеяны и разбиты на Саур-Могиле, в Лугутине, луганском аэропорту и в конце концов в Иловайске. Круговое и бессмысленное движение 95-й бригады, которая смогла вернуться в расположение чуть менее потрепанной, чем 79-я, было объявлено канадскими кинематографистами и американскими экспертами «самым длинным рейдом в военной истории мира» (это цитата, ни грамма иронии). Канадцы сняли пропагандистский фильм, на презентации которого присутствовал Порошенко в полевой форме (пустынный американский камуфляж без знаков различия), и с тех пор 95-я бригада используется в роли «героической затычки». Ее перемещали из-под донецкого аэропорта и Спартака под Дебальцево, а оттуда под Авдеевку, где она находится по сей день. Так мифология загнала военную мысль в тупик: в Киеве предполагают, что сейчас тоже можно бросить в прорыв слабо механизированную бригаду, чтобы она доскакала до российской границы и там бы удерживала оборону. Ведь в мифе также указано, что аэромобильные бригады где-то на границе разбили чуть ли не две российские дивизии.

Такого рода психиатрию тоже приходится учитывать при оценке ситуации на фронте. Так что киевский Генштаб на полном серьезе предполагает попытку прорыва в направлении густонаселенных районов и сплошной промышленной застройки. Для этого целый год создавалась 35-тысячная группировка от аэропорта через Авдеевку до Светлодарска с двумя совершенно независимыми штабами – в Авдеевке и Бахмуте, последний из которых стал мигрировать в сторону линии фронта, и с тылом в Краматорске. На эту же дугу закачано и несуразно большое количество артиллерии, которая давно уже пристреляла все, что хотела. При этом само командование у группы запутанное. Бывшие штабы направлений уже ничего не решают, поскольку тактическое командование переведено на уровень ротных групп, которые подчинены невесть кому. Все попытки «разведки боем», которые предпринимали ВСУ на этом участке, провалены именно из-за недостатка взаимодействия и «разноплеменности» этих самых ротных групп, которые просто не понимали, как взаимодействовать в ближнем бою.

Несмотря на все это, ВСУ упорно продолжают наращивать активность на данном участке, что уже выходит за пределы разумного. Аналогичная группировка заведена в Мариуполь, но само ее расположение и характер действий говорят скорее об оборонительном или даже провокационном характере, чем о наступательном. К примеру, большая часть артиллерии и РЗСО отведена к западу от города, а пристреляна по восточным кварталам, металлургическому заводу и мостам через Кальмиус. Передовые же части, в первую очередь морская пехота с ее «американской выправкой» и бывший батальон «Азов», то входят, то выходят в Широкино, Сартану, терроризируют Коминтерново. А все это напоминает провокацию с целью заманить части ВСН в ловушку.

#{ussr}Одно время слабым звеном считался Тельмановский район и направление от Волновахи на Докучаевск, где степь и много открытого пространства. Но столкновения летом прошлого года показали, что ВСУ не могут организовать быстрое продвижение даже в районе, где между двумя населенными пунктами более 30 километров степи и закрепиться для обороны негде. Как же они будут наступать в сплошной застройке в Ясиноватой или в промышленной зоне Авдеевки? Горловка с ее терриконами тоже не подарок. Мифология – это прекрасно, но в бою ты ее на местность не приладишь.

Все еще остающиеся преимущества ВСУ – бесконтрольное применение артиллерии и трехкратный перевес в живой силе. Попытка совместить эти преимущества с целью пробить брешь в линии фронта и послать через нее нечто быстрое приведет к чудовищным потерям. Альтернативу ВСУ продемонстрировали на светлодарской дуге: выдавливание ВСН с первой линии обороны на второстепенном участке фронта, после чего, дождавшись переброски резервов, попытка перехода к прорыву. Результата это тоже не дало, но продемонстрировало, в каком направлении работает мысль киевского Генштаба.

Поскольку все это выглядит как игра в монополию в сумасшедшем доме, разумно проверить более вменяемые сценарии. И в этом случае привлекает внимание то самое постоянное и раздражающее перемещение колонн вдоль линии фронта. Мариупольская группировка стоит недвижимо и лишь изредка мешает жить местным, а вдоль северной дуги, и без того перегруженной, постоянно кто-то перемещается. Это имело бы смысл, если бы пространство для прорыва было чуть больше или менялось бы по рельефу местности. Но колонны ВСУ движутся не по рокадам, не вдоль линии фронта, а именно к нему. Причем на небольшом участке, который по насыщенности противотанковой артиллерией уже превратился в подобие «Китайской фермы» на Линии Бар-Лева. Это тревожащий симптом, поскольку логически он не объясняется ничем, кроме как дополнительным наращиванием сил. Эти резервы не структурированы административно, на помощь выдвинутой глубоко вперед 58-й бригаде гонят всех кого ни попадя. При этом расширение возможной зоны прорыва дальше на восток, на территорию ответственности ЛНР, для ВСУ невозможно, они и раньше-то могли только терроризировать нейтралку у Попасной и Трехизбенки без какого-либо намека на стратегическое развертывание.

Другое дело, что сама акция перехода от статичного фронта к наступлению началом чего-то крупномасштабного может и не быть. Что представляет собой начало «новой большой войны»? Новую череду нарастающих боестолкновений, в которые будут втягиваться все более крупные части. Война может начать раскручивать сама себя, и ответственность по принятию решений будет постепенно подниматься от ротных командиров до Генштаба, а не наоборот. При некотором желании заинтересованных сторон такое сползание в большую войну можно остановить политическими методами. А вот чего нельзя будет остановить, так это разовую штурмовую операцию по захвату какого-нибудь ключевого пункта. Это не многомесячное «отжатие нейтралки», это как раз захват Ясиноватой, как предполагали в Донецке, или новая попытка продвинуться на Логвиново или Горловку. Правда, для этого требуется скрытное перемещение сил, обладающих специальной подготовкой и вооружением, которых у ВСУ просто нет.

Зато есть много человеческих ресурсов. И бросок 5–10 ротных групп через промышленную зону Авдеевки на Ясиноватую – вполне себе сценарий, хотя и попахивает фантастикой. На линии соприкосновения мы имеем дело с людьми, у которых не совсем адекватное восприятие реальности и израненное самолюбие.

Между самым большим в Европе Авдеевским коксохимическим комбинатом и селом Ласточкино чистое поле, а именно туда, по данным из Донецка, в последние два дня прибывают новые колонны ВСУ. Постоянно отслеживать их – занятие вынужденное, но, к сожалению, все это так или иначе приближает фронт к развязке. И все еще сохраняются шансы на то, что может стать еще хуже.

..............