Сергей Миркин Сергей Миркин Восстановление новых регионов для Зеленского страшнее, чем «Орешник»

Новые регионы превращаются в витрину, показывающую, как может выглядеть жизнь территорий, которые некогда входили в состав Украины. Это все очень контрастирует с тем, что происходит на Украине. И этого боится Зеленский.

3 комментария
Станислав Смагин Станислав Смагин На Украине не должна повториться ошибка Первой чеченской кампании

Хочется надеяться, что военным преступникам и отдающим преступные приказы главарям киевского режима, включая самых высокопоставленных, уготована та же участь, что и Дудаеву, Масхадову, Басаеву и Радуеву.

19 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Остановка транзита российского газа разделит Украину на две части

Остановка транзита газа фактически разрушает украинскую ГТС как единый производственный комплекс. Образуются две независимые друг от друга части ГТС. В этом смысле это будет первый – экономический – раздел Украины. Который, вероятно, является предвестником раздела уже политического.

8 комментариев
13 августа 2014, 21:20 • Общество

Достать из-под воды

Минобороны расширило план развития спасательной службы ВМФ

Достать из-под воды
@ Пользователь D-Mitch с сайта militaryphotos.net

Tекст: Дмитрий Литовкин

Военно-морской флот и Минобороны подготовили Концепцию развития системы поисково-спасательного обеспечения ВМФ. Документ определяет основные направления строительства спасательных судов, перспективных средств оказания помощи аварийным кораблям, обитаемых и необитаемых подводных аппаратов, а также развитие системы подготовки спасателей и водолазов.

«Российский флот по развитию спасательных технологий находится на уровне мировых стандартов, а в отдельных вопросах вышел вперед, – уверен начальник службы поисковых и аварийно-спасательных работ ВМФ капитан 1-го ранга Дамир Шайхутдинов. – В настоящее время завершаются испытания уникального новейшего спасательного подводного аппарата «Бестер-1», созданного «ЦКБ «Лазурит», по своим характеристикам превосходящего зарубежные образцы и обладающего способностью работать с водолазами при выполнении широкого спектра спасательных задач».

В последующие годы спасательный флот фактически не развивался

По словам специалиста, обитаемые подводные аппараты отечественных разработок не отстают, а по некоторым параметрам и опережают зарубежные аналоги. Однако до последнего времени их создание и применение в рамках повседневной деятельности Военно-морского флота не имело системного характера. Одной из причин этого было мнение командования ВМФ о том, что атомная подводная лодка если и потерпит крушение, то где-нибудь в океане, где ей просто физически невозможно будет оказать помощь.

«Это мнение бытовало в конце 80-х годов, – говорит газете ВЗГЛЯД бывший заместитель главкома ВМФ Игорь Касатонов. – За всю историю нашего океанского флота был только один случай, когда спасательные силы смогли оказать реальную помощь терпящему бедствие экипажу атомной подводной лодки».

Случилось это 24 июня 1983 года в 4,5 милях от берегов Камчатки во время погружения АПЛ К‑429 Тихоокеанского флота. Лодку срочно отправили из ремонта на торпедные стрельбы без соответствующей проверки на герметичность, да еще и со сборным экипажем. При погружении через вентиляционную систему субмарины в четвертый отсек хлынула забортная вода. Корабль лег на грунт на глубине 40 метров. Из-за неправильных действий экипажа при попытке продуть главный балласт большая часть воздуха ушла в воду. После чего надежды на то, что корабль сможет всплыть самостоятельно, не осталось. Спасать экипаж было решено через носовые торпедные аппараты и шахту кормового аварийного люка. На выходе моряков поджидали водолазы и спасательный батискаф. С его помощью на поверхность подняли 104 моряка, 16 погибли на лодке.

В последующие годы спасательный флот фактически не развивался. К началу 90-х он весь был выведен из состава флота, списан и распилен «на иголки». Как обычно, заставить задуматься о его отсутствии заставила трагедия «Курска».

Следующим «звонком» стала авария батискафа АС-28 «Приз» Тихоокеанского флота. Аппарат запутался винтами в подводной антенне «Агама» – аналога американской глобальной гидролокационной системы SOSUS (Sound Surveillance System). К счастью, на помощь тихоокеанцам пришли английские моряки. С помощью глубоководного необитаемого аппарата Venom удалось обрезать удерживающие «Приз» кабели, и батискаф благополучно всплыл.

После аварии АС-28 командование ВМФ закупило в Великобритании 2 рабочих необитаемых телеуправляемых подводных аппарата Venom, предназначенных для обследования подводных объектов, выполнения подводно-технических работ на глубине до 1000 метров, 5 малогабаритных необитаемых телеуправляемых подводных аппаратов Tiger и еще кое-какое оборудование. Было объявлено, что в России начата разработка и испытания собственного глубоководного обитаемого аппарата «Бестер-1».

Проект 18271 «Бестер-1» имеет рабочую глубину погружения 700 метров. В числе его особенностей – новейшие системы управления, позволяющие точно позиционировать батискаф на глубине, мощные и принципиально новые движительно-рулевые комплексы, новая система наведения, посадки и крепления к аварийной подводной лодке. Новая камера пристыковки к аварийному выходу из подводной лодки позволяет «Бестеру» эвакуировать людей при крене до 45 градусов. Все предыдущие спасательные аппараты, построенные в России и за рубежом, могут оказать помощь экипажу при крене аварийной подлодки не более 15 градусов.#{weapon}

Был заложен и новый корабль-спасатель проекта 21300 «Игорь Белоусов». Корабль стал носителем «Бестера-1», необитаемых телеуправляемых подводных аппаратов типа Sea Tiger, Venom или Scorpio. На его борту находятся нормобарические скафандры для глубоководных работ, а также водолазный комплекс разработки ЦКБ «Лазурит», позволяющий работать на глубине порядка 500 метров. Создан специальный декомпрессионный комплекс для 60 спасенных моряков.

Кроме «Игоря Белоусова», как говорит Шайхутдинов, служба поисковых и аварийно-спасательных работ ожидает приема в свой состав более 10 спасательных судов различного класса. Например, до конца года будет построено 2 спасательных судна на заводе «Пелла», флот получит 6 новейших спасательных судов комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040 и перспективных катеров аварийно-спасательного обеспечения 23370 с верфей завода «Нижегородский теплоход» и подмосковного завода «КАМПО». Для Каспийской флотилии на Астраханском судостроительном заводе построено спасательное буксирное судно СБ-45 проекта 22870.

В соответствии с графиком идет модернизация спасательных подводных аппаратов типа «Приз». В настоящее время закончена модернизация подводного аппарата АС-30. Он успешно прошел испытания на глубине 1000 метров и находится в составе службы поисковых и аварийно-спасательных работ Тихоокеанского флота. Завершена модернизация спасательного подводного аппарата АС-26. Начата модернизация подводного аппарата АС-34 для Северного флота. Параллельно с модернизацией этих аппаратов совершенствуются и их суда-носители.

Сформирован Учебный центр подготовки военных спасателей и водолазных специалистов, который будет развиваться на базе водолазной школы Черноморского флота в Севастополе. Развивается система подготовки водолазов в Военном учебно-научном Центре (ВУНЦ) ВМФ, открыто направление водолазных специалистов при Черноморском высшем военно-морском училище им. Нахимова.

«ВМФ нуждается в создании глубоководных поисковых роботов, которые смогут работать там, где нельзя привлечь водолазов, – говорит Шайхутдинов. – В качестве основных направлений внедрения робототехники в ВМФ можно назвать создание автономных поисковых глубоководных комплексов, дальнейшее развитие так называемых привязных подводных роботов – как водолазной поддержки, так и способных выполнять сложные работы под водой на больших глубинах, создание роботизированных систем управления обитаемыми аппаратами».

Он отметил, что появление на флоте судов с системой динамического позиционирования обеспечит прорыв в использовании робототехники в спасательном деле.

«Развитие поисково-спасательной службы флота на новом технологическом уровне, – считает адмирал Игорь Касатонов, – будет иметь очень серьезные последствия. Думаю, со временем служба станет межвидовой – единой для всех Вооруженных сил. По типу того же Министерства по чрезвычайным ситуациям».

По мнению адмирала, появление Концепции развития поисково-спасательной службы флота – это фундамент, на котором будет строиться работа по обеспечению безопасности мореплавания. Процесс приобретет системность, а значит, будут и конкретные результаты, уверен адмирал.

..............