Владимир Можегов Владимир Можегов Правый поворот Европы неостановим

Если все эти умозрительные проекты (Австро-Венгрия Орбана, Ле Пен во Франции, АдГ в Германии, консервативный Юг) реализуются, то мечта Де Голля и Аденауэра о «Европе отечеств» может оказаться вновь актуальной. И то, что не удалось в шестидесятых, может вполне обрести новую жизнь.

5 комментариев
Андрей Рудалёв Андрей Рудалёв Демография – не про деньги

Дом строится, большая семья создается через внутреннее домостроительство, через масштабность задач и ощущение собственной полноценности и силы. Это важное ощущение личной человеческой победительности было достигнуто в те же послевоенные годы, когда рожали детей вовсе не ради денег, а для будущего.

17 комментариев
Анна Долгарева Анна Долгарева Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

31 комментарий
5 октября 2011, 20:50 • Общество

Квартирами и зарплатами

Число контрактников в армии будет удвоено

Квартирами и зарплатами
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Роман Крецул

Число контрактников в российской армии должно быть удвоено и к 2017 году составит 425 тыс. человек, заявил замминистра обороны Николай Панков. Он также рассказал, как именно в армию будут набирать военнослужащих по контракту и какими будут условия их службы. Однако эксперты нашли в словах генерала нестыковки с реальным положением дел.

Больше контрактов

Со временем комплектование военнослужащих, проходящих службу по контракту, будет увеличиваться, а число срочников – уменьшаться

В четверг статс-секретарь – замминистра обороны Николай Панков рассказал журналистам о том, что изменится в системе комплектования российской армии.

Он подтвердил, что численность Вооруженных сил, как и было заявлено ранее, составляет 1 млн человек и это число не изменится.

Панков подтвердил позицию руководства Минобороны о том, что в будущем сохранится смешанный принцип комплектования военнослужащими по контракту и по призыву. «Вместе с тем я считаю, что со временем комплектование военнослужащими, проходящими службу по контракту, будет увеличиваться, а число срочников – уменьшаться», – сказал Панков.

Замминистра сообщил, что в 2012 году Минобороны начинает набор контрактников по новым, более жестким требованиям, главное из которых – «качество отбираемых на службу кандидатов».

«Реализация всех запланированных мероприятий, по нашему мнению, позволит создать условия, при которых в соответствии с поручением президента РФ численность солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных силах, к 1 января 2017 года должна составлять 425 тыс. человек, – отметил Панков, слова которого приводит ИТАР-ТАСС. – С этой целью ежегодно планируется направлять в войска порядка 50 тыс. контрактников». В настоящее время число контрактников, по данным военного ведомства, составляет около 200 тыс. человек.

Напомним, в последние годы наступила так называемая демографическая яма – призывного возраста достигают люди, родившиеся в начале 90-х, когда рождаемость в России катастрофически упала. И призвать военкоматы могут лишь меньшую часть из них, поскольку большая часть молодых людей призывного возраста либо уклоняются, либо имеют отсрочки, либо имеют справки о негодности к военной службе. Это объясняет двукратное снижение за последний год плана по призыву – с 278 тыс. осенью прошлого года до нынешних 135 тыс.

Данные о численности военнослужащих по призыву, по контракту, а также офицеров и прапорщиков, называемых военными чиновниками, в сумме никак не дают упомянутый Панковым 1 млн, на что обращают внимание эксперты.

Не в первый раз

Впервые о контрактниках в российской армии заговорили в 90-е годы. Тогда президент Борис Ельцин обещал, что к 2000 году армия будет профессиональной. Однако уже после его отставки военное руководство заявило, что, изучив опыт других стран, приняло решение остановиться на смешанном принципе комплектования.

Особое внимание контрактникам уделялось при министре обороны Сергее Иванове. Федеральная целевая программа «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей на 2004–2007 годы» предполагала затраты на эти мероприятия в размере 68 422,22 млн рублей, а с учетом МВД и ФСБ, где также предусмотрена военная служба, – 79 091,65 млн рублей в ценах 2003 года. Идея заключалась в том, что воинские части должны быть разделены на части постоянной готовности, укомплектованные только контрактниками, и все остальные, где будут служить призывники.

Однако программа не учитывала ряд принципиальных моментов, в частности вопросы об обеспечении контрактников жильем. Средний размер денежного довольствия составлял 8–12 тыс. рублей. Военкоматы с задачей привлечь необходимое число желающих профессионально служить не справились: необходимость убеждать взрослых людей служить несколько отличается от того, чем им привычнее заниматься. Вопросами комплектования пришлось заняться командирам частей и соединений. По сути, они всеми правдами и неправдами заставляли всех служивших под их началом срочников подписывать трехлетний контракт, после чего часть считалась контрактной. Однако по истечении времени такие «профессиональные воины» разъезжались по домам, не демонстрируя желания продолжать службу.

#{weapon}В итоге в начале прошлого года начальник Генштаба ВС Николай Макаров заявил, что задача не выполнена: «А мы и не переходим на контрактную основу. Допущено было очень много ошибок, и та задача, которая ставилась, – построение профессиональной армии – решена не была. Поэтому было принято решение, что служба по призыву должна остаться в армии», – сказал он. «Более того, – продолжил Макаров, – призыв мы увеличиваем, а контрактную часть уменьшаем. Мы пришли к пониманию, что контрактник должен готовиться по совсем иным методам, чем это было ранее. Поэтому сейчас на контракт мы берем только сержантов, которых обучаем два с половиной года. Через это мы планируем прийти к контрактной армии».

Позднее провал ФЦП признал и министр обороны Анатолий Сердюков. «Нас результаты этой программы не удовлетворили. Мы несколько недооценили ситуацию в части – кто должен переходить на контракт, на каких условиях, под какие денежные содержания», – сказал он.

Вербовка в армию

Новых контрактников военное ведомство планирует набирать по-новому. Для этого в Минобороны придумали структуры по «вербовке» молодых людей на военную службу по аналогии с системой, существующей в США. «С учетом опыта иностранных государств завершается работа по выработке структуры и задач органов, которые будут осуществлять отбор граждан для поступления на военную службу по контракту», – сказал в среду замминистра, цитирует РИА «Новости».

В каждом субъекте РФ планируется создать органы, которые в своем составе должны иметь стационарные информационно-отборочные и передвижные информационные пункты, сказал Панков. Замминистра пояснил, что работу по отбору кандидатов для прохождения службы по контракту вместе с новыми структурами будут вести и военные комиссариаты.

В свою очередь начальник управления пресс-службы и информации Минобороны полковник Игорь Конашенков сообщил, что через две недели на сайте военного ведомства будет размещена подробная информация о механизме прохождения военной службы по контракту.

По его словам, «вводится многоуровневая система отбора кандидатов, предусматривающая обязательное направление их на обучение, а также многоступенчатая система прохождения военной службы, стимулирующая профессиональный рост контрактника в зависимости от квалификации».

Привлекательная служба

Чтобы люди охотнее шли на профессиональную службу, денежное довольствие контрактников будет увеличено. Панков сообщил, что 7 октября Госдума рассмотрит во втором чтении законопроект «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат». В соответствии с ним, в частности, «контрактник в Сухопутных войсках будет получать от 28 до 35 тыс. рублей ежемесячно в зависимости от стажа военной службы и занимаемой воинской должности», сказал Панков.

#{smallinfographicleft=526388}По его словам, предусматриваются также совершенствование продовольственного, пищевого, медицинского и санаторно-курортного обеспечения, переподготовка на гражданские специальности, обязательное страхование жизни и здоровья военнослужащих.

В настоящее время денежное довольствие военнослужащих по контракту составляет в среднем 10–15 тыс. рублей. На некоторых должностях, например матросов на подводных лодках, суммы могут быть ощутимо выше.

«Ворошиловских казарм не будет»

В среду статс-секретарь – замминистра обороны Николай Панков заявил журналистам о планах ведомства решить проблему с жильем для военнослужащих, накопившуюся за долгие годы.

«Мы работаем над тем, чтобы понятие «казарма», веками бытовавшее в российской армии, бесповоротно ушло в прошлое и чтобы ему на замену пришло новое – «общежитие». Для контрактников мы будем предоставлять служебное жилье – квартиры», – сказал Панков.

Источник газеты ВЗГЛЯД в военном ведомстве пояснил, что речь идет об обеспечении жильем военнослужащих по контракту. «До этого говорилось только офицерах, сейчас говорится обо всех, в том числе о солдатах и сержантах. Средства для этого закладываются в бюджет», – отметил он.

«Не все офицеры еще имеют служебное жилье, им платят деньги за поднаем. И многим контрактникам платят», – напомнил источник. По его словам, квартиры, о которых говорил Панков, должны предоставляться не всем контрактникам, а только семейным.

Сроки, за которые предполагается решить вопрос со служебным жильем для военнослужащих, не называются.

В настоящее время солдаты и сержанты по контракту живут в основном в так называемых общежитиях кубрикового типа, представляющих собой перестроенные казармы. В одном кубрике могут жить трое–пятеро военнослужащих. Семейным контрактникам положены служебные квартиры, но на практике многие такой возможности лишены.

«Проблема всегда остро стояла. Но несмотря на коррупционную составляющую, нехватку средств, недостатки законодательной базы, за последнее время сделано очень много», – прокомментировал газете ВЗГЛЯД зампредседателя Общественного совета при Минобороны Александр Каньшин.

«Что касается военнослужащих по призыву, то им положено жить в казарме, – продолжил он. – Военнослужащим по контракту положено общежитие, а семейным положено семейное общежитие. В 2007 году этот вопрос был поднят, потому что Федеральная целевая программа по переходу на контракт не предусматривала общежития для семейных. Но в последнее время выделены средства. Здесь Минобороны идет в правильном направлении. Фактически жилого фонда пока не хватает, особенно что касается семейных, а ведь больше половины контрактников – семейные люди».

«Даже казармы для военнослужащих срочной службы и то перестраиваются под кубрики. «Ворошиловских» казарм в скором времени, я думаю, не будет. А для контрактников строятся новые общежития семейного образца. Все будут обеспечены», – отметил Каньшин.

Он напомнил, что у Минобороны есть квота на 400 тыс. контрактников. «Для того чтобы их набрать, необходимо решить вопрос с жильем», – подчеркнул Каньшин.

По прогнозам замглавы совета, полностью обеспечить служебным жильем всех военнослужащих по контракту удастся в течение ближайших пяти лет. «Думаю, даже и раньше», – заключил он.

В настоящее время не решена до конца оставшаяся еще с 90-х годов проблема с обеспечением собственным жильем офицеров, которым оно положено по закону. В середине сентября заместитель министра обороны Татьяна Шевцова сообщила, что в очереди на жилье на данный момент стоят 63 800 военнослужащих, что почти вдвое меньше, чем в прошлом году.

..............