Если все эти умозрительные проекты (Австро-Венгрия Орбана, Ле Пен во Франции, АдГ в Германии, консервативный Юг) реализуются, то мечта Де Голля и Аденауэра о «Европе отечеств» может оказаться вновь актуальной. И то, что не удалось в шестидесятых, может вполне обрести новую жизнь.
5 комментариевКлинтон пытается перенести свои пороки на Трампа с помощью «русского фактора»
Согласно последним соцопросам, Клинтон увеличила свой отрыв от Трампа до 12% (опрос Reuters и Ipsos) или как минимум до 6% (опрос YouGov и Economist). При этом нельзя исключать и того, что свою роль тут сыграли попытки очернить миллиардера через никем пока не доказанные «связи с Россией». Но в итоге Клинтон рискует добиться обратного, а именно – улучшения отношения американцев к РФ.
Обвинения в адрес Трампа на предмет связей с Россией звучали и тогда, когда об этом не писали в российских СМИ, и даже тогда, когда никаких связей обнаружить не удавалось при всем желании «разоблачителей». Ничего необычного в этом нет. В недрах Республиканской партии еще несколько лет назад сформировалось достаточно популярное мнение, что Владимир Путин – сильный лидер, подобный которому нужен и США, но вместо этого Бог послал американцам «хлюпика Обаму». В основном это мнение поддерживали молодые республиканцы, не заставшие в сознательном возрасте холодной войны. Демократы подобные настроения видели и пытались обратить их против конкурентов. Так, «хлюпик Обама» еще в 2014 году подшутил над республиканским молодняком, заявив, что «некоторые правые республиканцы чересчур увлеклись голым торсом Владимира Путина». Кстати, часть электората самой Демпартии сочла эту шутку гомофобской, при этом прозвучала она задолго до восхождения звезды Дональда Трампа.
Два хакера-медведя, скорее всего, русские, более того, «со средней долей уверенности можно утверждать», что Fancy Bear связан с ГРУ РФ, и с «низкой долей», что Cozy Bear работает на ФСБ
Именно на этих «русофильских» настроениях части республиканцев миллиардер удачно сыграл во время праймериз и, как известно, пришел к успеху, несмотря на ворчание демократов и ряда однопартийцев, осуждавших «симпатии к плохим парням». Другое дело, что по отношению к внутриамериканским проблемам все это было вопросом глубоко вторичным. Вопросы внешней политики вообще слабо интересуют американского избирателя, восприятие мира которого в большинстве случаев не выходит за границы США, а иногда и конкретного штата. Где Кремль, а где Оклахома? Но все же лишних орудий у Клинтон не было, и очень скоро «русская тема» заняла в предвыборной кампании нетипично значительное место.
Первую серьезную попытку качественно «пристегнуть» Трампа к Путину действительно сделал главный вестник столичных демократов The Washington Post. Издание указало на то, что Трамп неоднократно бывал в Москве, проводил в России финал принадлежащего ему на тот момент конкурса «Мисс Вселенная», тогда же у миллиардера сложились дружеские отношения с владельцем российской Crocus Group Арасом Агаларовым, который выступал подрядчиком при проведении конкурса красоты. Пытался Трамп попасть на российский рынок и в качестве застройщика, но без особого успеха. Таким образом, серьезных деловых связей между Трампом и Россией обнаружить не удалось, поэтому материал строился на одной только дружбе с Агаларовым, который, видимо, и сбил честного американского капиталиста с демократического пути.
Публикация имела определенный успех, но в целом все это выглядело скорее прощупыванием почвы, нежели реальной попыткой разоблачить Трампа на предмет связи с русскими. Все изменилось после предвыборного съезда демократов, перед которым портал WikiLeaks опубликовал переписку национального комитета Демпартии. Этот орган выступал в качестве организатора праймериз и по идее должен был быть независимым арбитром. Из переписки же следовало, что DNC откровенно работал на Клинтон и против ее соперника Берни Сандерса. Вместо того чтобы покаяться перед избирателями и Сандерсом, демократы решили переложить ответственность с больной головы на здоровую, а именно: нанятая демократами фирма CrowdStrike, специализирующаяся на кибербезопасности, углядела-таки русский след во взломе почтовых серверов DNC. Но углядела очень осторожно: руководитель компании Дмитрий Альперович заявил, что в программном коде, использованном для взлома, найдены элементы, характерные для двух хакеров, известных как Fancy Bear и Cozy Bear (у слова «fancy» – около десятка значений – от «модный» до «причудливый», «сozy» – уютный). По мнению айтишников, два хакера-медведя, скорее всего, русские, более того «со средней долей уверенности можно утверждать», что Fancy Bear связан с ГРУ РФ, и с «низкой долей», что Cozy Bear работает на ФСБ. В общем, если завтра выяснится, что демократов взломал не русский, а нигерийский мальчик, то Альперович солому уже подстелил.
- Пытаясь "ударить Россией" по Трампу, Клинтон лишь помогает миллиардеру
- Главу штаба Трампа обвинили в коррупционных связях с Януковичем
- Трамп способен использовать "крымский вопрос" для торговли с Россией
- "Рука Москвы" стала неотъемлемой частью предвыборной кампании в США
- Почему Дональд Трамп сделал своим напарником антироссийски настроенного Пенса
- Трампа обвинили в работе на Путина
- Дмитрий Дробницкий: О чем на самом деле рассказала Хиллари Клинтон
- Василий Колташов: На чем споткнется Трамп
- Святослав Голиков: Хиллари – это война
- Стефен Эберт: Меньшее из двух зол
- Патрик Бьюкенен: Утопят ли черные расисты Хиллари Клинтон
- Трамп спасет США от политкорректности
- США ожидает революция, которую можно только отсрочить
- В поединок Трампа и Клинтон вмешались третьи силы
- За что ненавидят Хиллари Клинтон
- Клинтон развеяла слухи о болезни, открыв банку огурцов в эфире телешоу
- Дмитрий Дробницкий: Дональд Трамп и корпорация «Холодная война»
- У Клинтон нашли деньги от властей Северной Кореи
Тем не менее мнение, что DNC «ломали по указке Кремля», в демократической прессе стало практически консенсусным. В дальнейших публикациях на эту тему все многочисленные «возможно» и «вероятно» куда-то мистическим образом пропали, вина русских подавалась как доказанный факт. А если это так, налицо активное вмешательство со стороны России в избирательный процесс, попытка помочь одному кандидату и нанести ущерб другому. При этом на второй план уходит тот принципиальный нюанс, что Клинтон в этой истории не безвинная жертва кремлевской агрессии, а человек, немного сфальсифицировавший результаты праймериз или как минимум активно использовавший то, что в России называют «административным ресурсом».
Другое направление по поиску «русских ушей» в кампании Трампа – это отдельные страницы биографии некоторых сотрудников его избирательного штаба. В частности, Пол Манафорт, который возглавлял избирательный штаб Трампа вплоть до недавнего времени, консультировал Рината Ахметова и Виктора Януковича. А раз Янукович «пророссийский президент», следовательно, Манафорт – «пророссийский» политтехнолог. С точки зрения американских СМИ, это безупречная логика: об «украинском» прошлом Манафорта за последнюю пару недель не написал только ленивый демократический журналист, публикациями и сюжетами на эту тему отметился весь цвет американской прессы, включая Washington Post, New York Times и CNN.
Газета Washington Post оказалась на переднем краю атаки и в другом сюжете, рифмующем Трампа с Путиным. Именно на ее страницах лауреат Пулитцеровской премии и автор книги о ГУЛАГе Энн Апельбаум высказала мысль о том, что Трамп, возможно, и не связан с Путиным прямо, но он «олигарх в русском стиле», неоднократно бывал в Москве, ел икру ложками и оттягивался в московских ночных клубах. А значит, Трамп – духовный единомышленник Путина и хочет сформировать в Америке систему власти, похожую на российскую, где всем управляют олигархи, используя политические рычаги для нечестного обогащения. И надо сказать, что олигархов в США действительно недолюбливают, особенно российских, благо дурной славой они пользуются не только на родине.
В штабе бывшей первой леди тем временем свели все эти обвинения против Трампа в единый список. В минувшее воскресенье менеджер кампании Робби Мука тоже назвал главного конкурента Клинтон «русским олигархом», отметил участие Манафорта в его кампании и призвал кандидата от республиканцев рассказать, насколько Кремль влияет на его кампанию. «Существует целая сеть финансовых связей с Россией, которые не раскрываются. И это серьезный вопрос, не является ли Трамп просто марионеткой Кремля?» – патетически вопросил Мука.
Таким образом, ставка на «очернение Трампа через русских» была сделана централизованно, целенаправленно и, судя по последним рейтингам, не напрасно. В США и впрямь относятся к России достаточно критически, позитивные эмоции, согласно опросу института Gallup, она вызывает только у 30% американцев. Максимальный уровень любви к РФ был зафиксирован в Америке в далеком 2002-м – 66%, минимальный – год назад (24%), то есть на фоне президентской кампании к России стали относиться лучше. В целом это не объясняет такого упорства Клинтон. Как уже было сказано выше, вся внешняя политика для американцев – второстепенный фактор. При этом симпатии и антипатии к России распределены по демократам и республиканцам примерно равномерно (чего не скажешь о возрастных группах – молодежь питает к РФ гораздо более теплые чувства, чем люди пенсионного и предпенсионного возраста). Тогда – зачем?
Версии есть самые разные, вплоть до лоббизма промышленных групп, прямо заинтересованных в новой холодной войне. Но у политтехнологов своя точка зрения: Трампу последовательно «пририсовывают» те пороки, которыми, по мнению критиков, страдает сама Клинтон. Может быть, став президентом, Трамп действительно будет использовать политические рычаги для дальнейшего личного обогащения, но коррупционный скандал вокруг фонда Клинтонов гремит уже сейчас. Есть в этом скандале и свой «русский след», касающийся продажи Росатому большей части урановых рудников США. Клинтон эту сделку одобрила как госсекретарь, а ее муж по странному совпадению примерно в то же время получил солидный чек от одного из московских банков за короткую лекцию в Москве. Эту мысль высказал, к примеру, обозреватель Financial Times Шон Доннан, уверенный, что все попытки найти русский след в кампании Трампа не больше чем отвлечение внимания от коррупционных скандалов вокруг самой Клинтон. Антироссийская атака на Трампа не просто «пристегивает» к миллиардеру отрицательный рейтинг Путина на территории США, но и низводит его аргументы против Клинтон до уровня «сама дура».
Понятно, что в условиях, когда американцы не в восторге от обоих основных кандидатов и бой идет не столько на рейтингах, сколько на антирейтингах (невиданное прежде количество избирателей собираются голосовать по методу «от противного»), нет плохих средств для того, чтобы выставить противника еще более «неприемлемым», чем ты сам. Пусть российские деньги возле Трампа – бездоказательный миф, а возле Клинтон – доказанный факт, главное, чьи обвинения будут звучать громче и чьи запомнятся лучше. Однако, как говаривал Оскар Уайлд, «я слышал столько клеветы в ваш адрес, что у меня нет сомнений в том, что вы прекрасный человек». Используя российскую карту в борьбе со сторонниками Brexit в Англии или с Трампом в США, американские политтехнологи могут добиться и обратной реакции. То есть улучшения отношения к России со стороны американцев (в первую очередь, конечно же, республиканцев), что и зафиксировал опрос Gallup. Трамписты и тори такого альянса, пожалуй, не желали, но либеральные медиа сами толкают их в объятья Владимира Путина.
Вряд ли такой эффект желателен для Клинтон. Эту кампанию она, может быть, и выиграет. Но впереди будут и другие, к которым пока еще виртуальный, но в перспективе и вполне реальный «международный альянс консерваторов» может подойти в лучшей форме. А в том, что Клинтон станет «президентом-разочарованием» (если вообще станет президентом), судя по всему, уверены даже многие ее номинальные сторонники.