Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариевПольша хочет себе больше НАТО
Во время первого зарубежного визита в Германию президент Польши Анджей Дуда намерен обсуждать давление на Россию и усиление присутствия НАТО в регионе. В послании Дуды можно усмотреть двоякий смысл – просьбу предоставить натовский «зонтик» для перевооружающейся Польши и сигнал США о готовности к более серьезному «сотрудничеству».
Новый президент Польши Анджей Дуда в ходе своего первого государственного визита в Берлин 28 августа намерен обсудить с канцлером ФРГ Ангелой Меркель пути усиления давления на Россию, «чтобы в конечном итоге закончилась война и наступил долгосрочный мир». «Другой вопрос заключается в том, как должно отреагировать НАТО на изменение геополитической обстановки возле восточных границ блока. Само собой разумеется, мы выступаем за усиленное присутствие НАТО в этом регионе, в том числе в Польше», – сказал Дуда в интервью немецкому изданию Bild.
Естественно, речь идет о присутствии других войск, очевидно – американских. Потому что от всех остальных никакого толку нет
О том, что Польша нуждается в более широком присутствии НАТО, Дуда говорил 6 августа после инаугурации в первом же обращении к народу. Он заверил, что на посту президента для него это станет одной из главных задач. По его словам, это необходимо для повышенных гарантий безопасности в сложной геополитической обстановке.
В интервью недельной давности Дуда сетовал, что НАТО рассматривает Польшу не в качестве полноценного члена альянса, а своей буферной зоны. По его мнению, альянс пока не осознал «переход Польши от Востока к Западу» и «альянс должен быть здесь, чтобы защитить союз». Он подчеркнул, что если Польша и другие центральноевропейские государства формируют реальный фланг НАТО, то вполне логичным является вывод о размещении баз в этих странах.
Как отмечает РИА «Новости», серьезность намерений Варшавы относительно расширения сотрудничества с альянсом подтвердил и советник президента Польши по вопросам внешней политики Кшиштоф Щерский, который в одном из интервью заявил, что недавний визит президента Дуды в Эстонию «знаменует начало большой дипломатической кампании по расширению присутствия НАТО в нашем регионе».
«Не бесстрастная» Польша
- Польша метит в лидеры антироссийской коалиции
- В Польше ожидают улучшения отношений с Россией
- Польшу используют как таран для разрушения договоренностей России и НАТО
- Новый президент Польши может ухудшить отношения с Россией
- Польша предложила обсуждать с ней украинский кризис
- Эксперт: НАТО отрабатывает сценарии ведения войны с Россией
Не исключено, что под «усиленным присутствием НАТО в регионе» польский президент может понимать увеличение военных расходов и военное усиление собственно самой Польши, но «под крышей» Североатлантического альянса.
В мае варшавская газета Rzeczpospolita сообщила о том, что польское руководство намерено выделить 36 млрд долларов на программу военной модернизации до 2020 года.
Предшественник Анджея Дуды на президентском посту Бронислав Коморовский в середине июля утвердил постановление, согласно которому военный бюджет на оборону будет увеличен до 2% ВВП. Как разъяснила тогда же премьер-министр Ева Копач, страна увеличит военные расходы до двух процентов ВВП уже с 2016 года.
Таким образом, Варшава выполняет бюджетное требование НАТО – о нем говорилось на саммите альянса в Уэльсе, но этого норматива придерживаются далеко не все европейские партнеры по НАТО, в том числе восточноевропейцы.
Как отмечало на днях американское консервативное издание The American Interest, пока в странах Прибалтики и в Польше «с тревогой предупреждали о все более агрессивном поведении России, другие посткоммунистические страны предпочли занять гораздо более бесстрастную позицию».
Военные расходы Чехии, Словакии и Венгрии, например, даже близко не стоят к тем, к которым призывает НАТО, констатирует издание – «показатели, хотя и приближались к желаемой цели во время присоединения стран к блоку, с тех пор они находились в состоянии свободного падения и в настоящее время колеблются около 1%».
Однако Польша, которая начала масштабную программу модернизации армии еще до начала украинского кризиса, в 2013 году, представляет исключение.
«Повышение расходов на армию – это посыл для союзников и ответная реакция на действия России, – разъяснял польской общественности Бронислав Коморовский. – Эти два процента – колоссальные усилия для правительства Польши. Я это понимаю, потому что всегда сложно понять, где средств необходимо добавить, а где сократить финансирование. Полагаю, что тенденция на увеличение военных расходов, учитывая ряд международных конфликтов, будет сохранена».
#{smallinfographicleft=753692}«В авангарде» исполнения натовских требований о 2% ВВП на оборону оказалась не только Польша, но и прибалты. В Латвии и Литве заговорили также о возможном восстановлении воинской повинности.
«Похмелье от излишних военных расходов»
В 2014 году министерство обороны Польши получило 32 млрд польских злотых, что равняется порядка 8,65 млрд долларов. Предполагается, что в 2016 году расходы на оборону вырастут до 9,7 млрд.
Как отмечали эксперты American Enterprise Institute, программа перевооружения включает в себя закупку новых кораблей, вертолетов и самолетов, танков и бронетранспортеров, а также ракетных систем ПВО.
«Польша также оказывается единственной в регионе страной, чье стратегическое мышление включало в себя восприятие российского возвращения к активной деятельности как угрозы еще до украинского кризиса. Руководствуясь этим пониманием, Польша инвестировала в традиционные вооруженные силы, способные сдерживать локальные конфликты – главным образом те, что сосредоточены вокруг военизированного российского анклава – Калининграда», – отмечает автор аналитической статьи в The American Interest. «Стратегическое мышление» сквозило, в частности, в заявлении Евы Копач о том, что Польша выступает против любых «захватов земли на суверенной украинской территории и допущения силового изменения границ в Европе».
Как полагает американский эксперт Финиан Каннингем из The Strategic Culture Foundation, Польше и прибалтийским странам грозит «похмелье от излишних военных расходов».
«Напряжение, подогреваемое – в основном со стороны Вашингтона – якобы наличием «российской угрозы», в свою очередь ведет к прибыльным для Пентагона и военно-промышленного комплекса США продажам оружия», – цитирует Каннингема РИА «Новости». Эксперт упоминает продажу европейским странам американских ракетных систем, танков и истребителей.
#{weapon}«Речь идет об американском присутствии»
Военный эксперт Александр Храмчихин, в свою очередь, полагает, что Анджей Дуда подразумевает увеличение присутствия НАТО в регионе не за счет усиления самой Польши, но за счет прибытия военных из других стран, прежде всего США. «Усиление польских вооруженных сил – это дело самой Польши. И для этого не нужно давать интервью немцам. Естественно, речь идет о присутствии других войск, очевидно, американских. Потому что от всех остальных никакого толку нет», – сказал Храмчихин газете ВЗГЛЯД.
По его словам, если на территории Польши появится военная американская база, то это будет личное дело Варшавы и Вашингтона, «хоть это и будет под эгидой НАТО, в первую очередь это будут двухсторонние отношения этих стран». «И кто что будет оплачивать, они будут договариваться между собой», – подчеркнул он.
Что касается вопроса увеличения присутствия НАТО в регионе, то Храмчихин подчеркивает, что сейчас «в Восточной Европе присутствуют армии самих восточноевропейских стран». «Присутствие других стран НАТО настолько символично, что этим можно пренебречь... Американцы сокращают свое присутствие в Европе и закрывают даже те объекты, которые есть сейчас. Этот процесс идет, поэтому с чего бы вдруг они стали создавать новые объекты, я не знаю. По крайней мере, при нынешнем президенте США этого точно не будет, то есть в течение ближайших двух лет», – уверен эксперт.
«Вместе прийти к решениям»
В пользу этой версии может свидетельствовать то, что в начале августа министр обороны Польши Томаш Семоняк рассказал, что Варшава предложила американской стороне разные варианты размещения военных баз. «Нужно вместе прийти к решениям, которые оптимально обеспечат это присутствие с точки зрения принимающей страны и задач сил сверхбыстрого реагирования», – сказал он.
#{smallinfographicleft=751153}Он заодно прокомментировал информацию о подготовке в городе Цеханув (Мазовецкое воеводство) старой военной части под размещение бронетанковых войск США. «Есть много мест, которые подлежат рассмотрению. Слишком рано говорить о каком-либо присутствии американских войск», – указал он.
Впрочем, газета Rzeczpospolita утверждала, что именно эту часть власти хотят передать Пентагону. В середине июля между правительствами двух стран вступило в силу соглашение по установлению согласованных объектов и зон для укрепления военного сотрудничества. Согласно неофициальной информации, американская сторона заинтересована в использовании военной недвижимости в Цехануве. Там мог бы разместиться батальон бронетанковых войск, несколько сотен солдат и около 50 танков.
Готовность к размещению американских войск в Польше на постоянной основе неоднократно декларировал Семоняк. Представитель Госдепартамента США подтвердил недавно, что с учетом изменившейся геополитической ситуации польские предложения могут быть рассмотрены и решены в положительном ключе.
«Оценить способность к быстрому реагированию»
Накануне США объявили о том, что в рамках «Инициативы по обеспечению европейской безопасности» в Европу будут переброшены четыре истребителя F-22 (пятого поколения). Всего в рамках «Инициативы» США выделяют Европе 1 млрд долларов и перебросят сотни единиц бронетехники. «США предварительно разместят в семи европейских странах 250 танков, бронемашин и иной военной техники. Формирования в размере роты или батальона будут размещены, по крайней мере временно, в Болгарии, Эстонии, Литве, Латвии, Польше, Румынии и Германии», – говорил шеф Пентагона Эштон Картер.
Ранее постпред России при НАТО Александр Грушко отмечал, что НАТО фактически превращает ранее спокойный Балтийский регион «в сферу военного противостояния с Россией». «Все те усилия, которые приложили страны Балтии и Польша, чтобы заполучить на свою территорию иностранные войска, не укрепляют их безопасность. И с точки зрения военных балансов любое нарушение лишь увеличивает риски военных инцидентов и усиливает напряженность», – подмечал дипломат.
В мае прошлого года главнокомандующий объединенными вооруженными силами альянса в Европе генерал Филип Бридлав заявлял о том, что альянс может разместить на постоянной основе воинские контингенты в восточноевропейских странах. «Мы должны оценить нашу способность к быстрому реагированию, а затем и позиционирование наших войск, чтобы суметь отреагировать на развитие событий, которые мы видели сначала в Крыму, а теперь и на восточной границе Украины», – говорил генерал.
Размещение в странах Восточной Европы постоянных контингентов альянса противоречит «Основополагающему акту Россия – НАТО» от 1997 года, в котором говорится, что «НАТО подтверждает, что в нынешних и обозримых условиях безопасности альянс будет осуществлять свою коллективную оборону и другие задачи не путем дополнительного постоянного размещения существенных боевых сил».
В российской трактовке существенные боевые силы – это 3–5 тыс. человек, а по версии США – 10–20 тыс. В конце 2013 года американский контингент в Европе насчитывал около 80 тыс. военнослужащих (из них наибольшее число – в ФРГ, Великобритании и Италии).