Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

0 комментариев
Александр Носович Александр Носович Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

9 комментариев
Андрей Медведев Андрей Медведев Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

9 комментариев
24 декабря 2015, 17:01 • Политика

«К выборам 2016 года система стала более прозрачной»

Эксперты: Российская избирательная система стала более открытой и конкурентной

«К выборам 2016 года система стала более прозрачной»
@ Тарас Литвиненко/РИА «Новости»

Tекст: Екатерина Нерозникова, Марина Балтачева

За четыре года, прошедшие с выборов 2011-го, власть извлекла урок из «кризиса политических и электоральных практик». Приложены серьезные усилия для реформирования избирательной системы. К кампании-2016 она приходит в новом качестве – дающей гражданам возможность реализовать свои политические права. Такие выводы следуют из доклада, подготовленного центром Rethinking Russia.

Центр Rethinking Russia совместно с ведущими российскими экспертами накануне опубликовал доклад, в котором рассмотрел изменения политической системы в России с 2011 по 2016 год в области избирательной системы. Доклад рассчитан на зарубежных экспертов.

Докладчики напоминают, что предыдущие парламентские выборы 2011 года, обернувшиеся волной политического протеста, по мнению большинства экспертов, обозначили кризис многих сложившихся к тому моменту в России политических и электоральных практик политической системы. Однако за прошедшие четыре года государство, следуя логике предвыборной программы Владимира Путина от 2012 года, уделило большое внимание «расшивке» ее узких мест.

Новые возможности ныне отражены в нашей избирательной системе, которая будет опробована в 2016 году

Больше партий, хороших и разных

Речь в том числе идет и о количестве партий, которые будут представлены в избирательном бюллетене. Так, докладчики напоминают, что в 2011 году число партий на региональных и муниципальных выборах в целом по стране составляло семь, а к 2016 году их может быть уже 55, и все они уже выдвигали кандидатов или списки. Из них 49 партий зарегистрировались (были в бюллетене) хотя бы на одних выборах: 36 партий – на выборы депутатов законодательных собраний и органов МСУ по партспискам, 40 партий – на выборы депутатов законодательных собраний и органов МСУ по мажоритарным округам, 27 партий – на выборы глав субъектов РФ или глав МСУ.

Теперь же к выборам-2016 Россия подходит с 74 общенациональными партиями, отделения которых зарегистрированы в половине субъектов страны. При этом на декабрь 2015 года 77 общенациональных партий прошли регистрацию в Минюсте.

Анализируя открытость и конкурентность избирательной системы на федеральном уровне, авторы указывают: чтобы пройти регистрацию на старте избирательной кампании в Госдуму в 2011 году, партия должна была насчитывать не менее 40 тыс. членов, отныне требования смягчились – в партии должно быть не менее 500 членов.

Увеличение числа политических партий, которые будут представлены в избирательном бюллетене на выборах в 2016 году, является ответом государства на запрос общества, отметил в беседе с газетой ВЗГЛЯД директор МАЦ Rethinking Russia, доцент кафедры политической теории МГИМО Ян Ваславский.

«В 2011 году по итогам парламентских выборов у нас в стране возник запрос на более широкий спектр политических сил, на большие возможности для политического участия гражданской активности. За эти годы государство сделало политические шаги, направленные на расширение институциональной базы политического участия и создания дополнительных возможностей для этого в партийной избирательной системе. Эти возможности ныне отражены в нашей избирательной системе, которая будет опробована в 2016 году во время федеральных парламентских, а также региональных и муниципальных выборов», – рассказал Ваславский.

Серьезный тест системы

«Я хочу напомнить тем, кто считает, что в 2016 году предстоят только выборы в Госдуму: мы замещаем около 35 тысяч разных мандатов, – отмечает также Ян Ваславский. – Это будет очень серьезный тест для этой системы. В этом смысле государство действовало согласно запросам общества», – добавил он относительно расширения участия политических сил в выборных кампаниях.

«Теперь остается понять, как будет работать система и смогут ли различные политические силы и граждане воспользоваться предоставленными возможностями в плане реализации себя в политическом поле, то есть заявить о себе должным образом, – отметил Ваславский. – Увеличение числа партий – это одно из выражений этих возможностей», – подчеркнул он.

Напомним, избирательная система на выборах в Госдуму – 2011 была пропорциональной – голосование проходило только за партийные списки. Теперь возвращается смешанная система: 225 депутатов распределяются по партийным спискам, еще 225 – по одномандатным округам. Кроме того, в 2011 году только четыре партии могли участвовать в выборах без сбора подписей: среди них парламентские партии и партии, имеющие депутатов-списочников в законодательных собраниях 28 регионов (из 83). Теперь правом участия в выборах без сбора подписей обладают 14 партий: это те же парламентские партии, получившие более 3% голосов на последних выборах в Госдуму, а также партии, у которых хотя бы один представитель – депутат хотя бы одного регионального заксобрания.

«Единая Россия» сделала определенный вывод

Анализируя средний результат «Единой России» на выборах в законодательные собрания субъектов страны, авторы отметили: последний региональный единый день голосования перед выборами в Госдуму – 2011 показал для правящей партии начало негативного тренда. Единороссы получили в среднем 48,97% на выборах в законодательные собрания субъектов страны (по 12 регионам, где проживают почти 12,9 млн избирателей). При этом в двух регионах результат был даже ниже 40%, и в пяти регионах – ниже 50%.

Последний региональный единый день голосования перед выборами в Госдуму – 2016, несмотря на выборы в проблемных регионах, отметил сохранение популярности партии. Так, «Единая Россия» получила в среднем 59,91% на выборах в законодательные собрания субъектов (по 11 регионам, где проживают почти 12,1 млн избирателей). Только один регион показал результат ниже 50%.

Повышение рейтинга «Единой России» Ян Ваславский объясняет тем, что партия сделала правильные выводы из ситуации, сложившейся после выборов в 2011 году. «К «Единой России» было много вопросов по итогам прошлых парламентских выборов. За эти годы, особенно в рамках предыдущих избирательных кампаний, ЕР сделала определенный вывод. Мы видим, что партия смогла разобраться в своей внутренней структуре и в плане политики тоже реализовать определенные меры, направленные на повышение эффективности ее деятельности. Итог – возросший рейтинг».

Прогноз по поводу успехов партии на выборах 2016 года давать еще рано, отмечает Ваславский. «Надо смотреть, как проявят себя различные политические силы во время предвыборной кампании, в том числе и «Единая Россия». У нее будет масса возможностей, и если она сможет правильно воспользоваться своим преимуществом лидера, то мы увидим результат. Но не нужно забывать, что у догоняющих тоже много видят, и у них есть соответствующие возможности. Вторым иногда идти проще – ты видишь лидера и можешь играть на его ошибках, а он тебя видит только в зеркалах», – поясняет эксперт.

Соразмерная оппозиция

#{interviewpolit}Автор доклада отметил также, что КПРФ традиционно считается одной из ведущих оппозиционных сил, получает стабильно высокие результаты на выборах. «Я лично расцениваю КПРФ как наиболее сильного оппонента «Единой России» исторически. Периодически и другие оппозиционные партии набирают хорошие результаты, правда, не всегда стабильно. У ЛДПР разные цифры, у «Справедливой России». КПРФ все-таки обладает наиболее стабильным ресурсом для того, чтобы посоревноваться с «Единой Россией» на ближайших выборах», – отметил он.

В докладе указывается на весомое представительство парламентской оппозиции – КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России» – в губернаторском корпусе. У КПРФ – два губернатора, у партии – по одному главе региона. Избранные мэры крупных городов от парламентской оппозиции остаются членами своей партии и лидерами ее списков на выборах.

Оппозиция «соразмерно представлена и в самой Госдуме. Если перед выборами в парламент 2011 года депутаты от оппозиционных партий возглавляли шесть думских комитетов из 32, то сейчас уже во главе 15 комитетов находятся представители оппозиционных фракций. Перед стартом избирательной кампании – 2011 из Совета Федерации был отозван единственный представитель парламентской оппозиции – лидер «Справедливой России» Сергей Миронов. Сейчас все три партии парламентской оппозиции представлены и в Совете Федерации», отмечается в докладе.

Изменения в губернаторском блоке

Четыре года назад, в ходе избрания глав субъектов России, губернаторы утверждались региональным заксобранием путем голосования за кандидатуру, предложенную президентом. Эта система была в 83 регионах. Прямые выборы губернаторов отсутствовали. Теперь же в 75 регионах губернаторы избираются на прямых выборах населением. И лишь в 10 регионах губернаторы по-прежнему избираются на непрямых выборах депутатами законодательного собрания субъекта из трех кандидатур, предложенных президентом.

В докладе также отметили: в 2011 году на старте кампании в Госдуму 48% губернаторского корпуса (40 из 83 действующих губернаторов) имели историю электорального успеха в своем регионе, в том числе 26 из них побеждали на прямых выборах губернатора в своем регионе в период их проведения до конца 2004 года (31%). Кроме того, 14 губернаторов имели прошлый опыт успеха на мажоритарных прямых выборах в своем регионе в конце 1990-х и 2000-е годы (выборы депутатов Госдумы или законодательного собрания субъекта России по одномандатному округу, мэра или главы муниципального района).

Теперь, в преддверии выборов в Госдуму – 2016, 79% губернаторского корпуса (67 из 85 действующих губернаторов) уже имеют историю электорального успеха в своем регионе. В том числе 61 действующий губернатор избран в 2012–2015 гг. на прямых выборах (из 75 регионов, где предусмотрены прямые выборы). Еще шесть губернаторов, не прошедших прямые выборы или избранных на непрямых выборах, имеют прошлый опыт успеха на мажоритарных прямых выборах в своем регионе в конце 1990-х и 2000-е годы (выборы депутатов Госдумы или законодательного собрания субъекта России по одномандатному округу, мэра или главы муниципального района).

В 2011 году было предусмотрено пять видов муниципальных образований, не учитывающих особенности развития городских агломераций. «Верхний уровень» включал городской округ и муниципальный район. В «нижний уровень» входили городское поселение, сельское поселение и внутригородское муниципальное образование города федерального значения. Отныне в России существует семь видов муниципальных образований уже с учетом особенностей развития городских агломераций. На «верхнем уровне» представлены городской округ без внутригородского деления, городской округ с внутригородским делением и муниципальный район. «Нижний уровень» состоит из городского поселения, сельского поселения, внутригородского района и внутригородского муниципального образования города федерального значения.

Институты поддержки Путина

«Сегодня уже можно говорить о том, что Кремль в целом сформировал новое качество институциональной структуры и дизайна политической системы», – подчеркивается в докладе. С одной стороны, это проявляется в росте значений различных количественных показателей, отражающих «объем» и «вес» конкурентных процедур в сфере внутренней политики. Но, с другой стороны, для устойчивого развития политической системы России более важно то, что эти приумноженные количественные индикаторы демократии подкреплены новым уровнем качества регулирования и реализации демократических процедур», – отмечают авторы.

Таким образом, «к выборам 2016 года внутриполитическая система стала более вариативной и ориентированной на особенности 85 российских регионов, приобрела четкие и прозрачные правила в тех сферах общественной жизни, которые ранее оставались на периферии внимания власти (например, интернет, общественный контроль, безопасность уличной политики), открылась для новых лиц, групп общественных интересов и носителей содержательных идей», – подчеркивается в докладе.

В 2016 году, отмечается в докладе, российская политическая система вступает в большой политический цикл. В единый день голосования состоятся выборы депутатов Государственной думы РФ (половина из них впервые с 2003 года будет избрана по одномандатным округам), депутатов региональных парламентов в 38 субъектах Федерации, глав нескольких регионов, а также большого корпуса муниципальных глав и депутатов, напоминают эксперты.

Бывшие «несистемные» – теперь в легальном поле

Как отмечают авторы доклада, ранее те силы, которые принято называть несистемной оппозицией, были вытеснены за пределы легального политического поля. У «несистемных» не было зарегистрированной партии, наблюдались частые отказы в регистрации на выборах кандидатам от оппозиции в статусе самовыдвиженцев, сама оппозиция часто выводила своих сторонников на несанкционированные протестные акции.

Теперь же бывшая «несистемная» оппозиция присутствует в легальном политическом поле: существует партия с правом участвовать в выборах в Госдуму без сбора подписей (ПАРНАС) и несколько малых партий. Представители этих партий периодически участвуют в выборах разных уровней, а протестные акции ныне носят согласованный характер.

У ПАРНАСа есть «небольшой электорат», но говорить о каких-то результатах возможно лишь в том случае, если они смогут направить свою позицию в более системное русло и постараться заинтересовать людей, которых не устраивает КПРФ или ЕР, комментирует Ян Ваславский.

При этом эксперт подчеркнул, что действовать ПАРНАСу нужно не только во время федеральной избирательной кампании, но главным образом во время региональной. «У многих политиков и партий есть федеральные амбиции, не подкрепленные опытом работы на местах. Тут многое зависит от ПАРНАСа, чтобы они реализовали себя в ходе региональных избирательных кампаний, подтвердили свои амбиции на том уровне, прежде чем говорить о федеральных амбициях», – подытожил Ваславский.

..............