29 августа, понедельник  |  Последнее обновление — 10:07  |  vz.ru

Главная тема


Бойкотом Порошенко Кремль пытается сдвинуть минский процесс с мертвой точки

1200-километровый марш


Подразделения ВДВ и морской пехоты переброшены в Крым и на Кубань

«никто этого не признает»


Берлин заявил о провале переговоров об «экономическом НАТО»

«Путин показал американцам»


Немецкий политик: Слова Обамы о том, что Россия – это региональная держава, были ошибкой

Армия и вооружение


СМИ США включили российский Т-90 в топ-5 самых мощных танков мира

Военные действия


Летчики ВВС США рассказали об инциденте с сирийскими Су-24

особый случай


Американские ученые предложили взорвать Меркурий

«нет никаких доказательств»


Ассанж: Клинтон целенаправленно нагнетает антироссийскую истерию

после диверсии


Кремль прекратил все контакты с Порошенко

«Будущее в жанре постапокалиптики»


Ирина Алкснис: Украине никак не удается вырваться из неуклонно ухудшающегося «дня сурка»

Вопрос дня


Обсуждается идея назвать Сталинградом волгоградский аэропорт. Хотели бы вы, чтобы ваша улица (город, аэропорт) носили имя Сталина?

Есть ли место посредникам в русско-турецком конфликте

Нурсултан Назарбаев хочет попытаться примирить Владимира Путина и Реджепа Эрдогана   2 декабря 2015, 08:10
Фото: Алексей Дружинин/ТАСС
Текст: Петр Акопов

Версия для печати  •
В закладки  •
Постоянная ссылка  •
  •
Сообщить об ошибке  •

Конфликт России и Турции балансирует на грани перехода к затяжной стадии. После категорического отказа Анкары извиняться за уничтожение Су-24 и ответных санкций Москвы возможности для прямого общения руководства двух стран не существует. При этом длительная конфронтация не в интересах ни одной из сторон – и в этой ситуации вроде бы появляется поле деятельности для возможных посредников.

После того, как в понедельник Владимир Путин демонстративно не стал встречаться с Реджепом Эрдоганом в Париже, а турецкий президент подтвердил свое нежелание извиняться, ограничившись «сожалением» о случившемся, российско-турецкий конфликт уже в полной мере стал развиваться по выбранному в Москве сценарию.

«Из всех иностранных лидеров Назарбаев, безусловно, имеет самые тесные личные отношения с Путиным – да и с Эрдоганом у него неплохие контакты»

Вступают в силу экономические санкции, прерываются различные переговоры и контакты – Кремль ставит связи двух стран на паузу, стремясь экономическим и политическим давлением принудить Анкару к извинениям за кровавую провокацию. При этом Москва действует стремительно и жестко совершенно осознанно – ради не разрушения, а сохранения.

То есть рассчитывая с помощью шоковой терапии подтолкнуть Эрдогана к быстрому принятию решения – пойти на извинения, признав турецкую неправоту в той или иной форме. Если этот расчет сработает, то отношения двух стран не успеют сильно пострадать, если же нет – санкции будут действовать до момента урегулирования истории с Су-24. Сейчас существует три основных сценария развития ситуации и того, как наши страны могут восстановить свои отношения.

При первом конфликт в ближайшее время будет лишь углубляться и дойдет до полномасштабной вражды двух стран как в Сирии, так и в различных регионах мира. Включая в первую очередь Кавказ, Среднюю Азию и Балканы – исторические зоны соприкосновения русского и турецкого миров. Ни о каком поиске выхода из кризиса двухсторонних отношений не будет и речи – напротив, обе стороны будут делать все возможное для того, чтобы навредить друг другу.

Апофеозом такого сценария становится военный конфликт двух стран – в той же Сирии или даже на нескольких фронтах. Примирение тогда, естественно, возможно уже только «после войны» – то есть спустя годы противостояния новые главы государств будут восстанавливать отношения двух стран. Этот сценарий очень маловероятен – потому что ни в планы Москвы, ни в планы Анкары на самом деле не входит втягивание своих стран в долгосрочный конфликт друг с другом.

Второй, самый оптимистичный в этой печальной истории сценарий – быстрое осознание Анкарой того, что ей крайне невыгодно придавать конфликту, даже в его экономической и политической части, долгосрочный характер. Тут все зависит от стратегического мышления Эрдогана и Давутоглу – если они объективно оценят ущерб (причем в первую очередь геополитический), который потеря России нанесет возможностям и планам на будущее самой Турции, то попытаются сами сделать все возможное для восстановления отношений. То есть признают, в той или иной форме, неправильность действий 24 ноября. Этот сценарий возможен – но сложно предсказывать его вероятность в ближайшее время.

На ваш взгляд

 
Какой посредник в переговорах с Турцией в наибольшей степени устроил бы Россию?









Обсуждение: 52 комментария

Третий сценарий исходит из того, что путь к урегулированию будет не быстрым – как минимум несколько месяцев, а то и год-другой уйдут у Анкары на признание своей неправоты. За это время стороны не вступят в глобальную конфронтацию, но отношения будут сильно повреждены, а на некоторых участках и разрушены. И при этом сценарии появляется место для третьей силы – не как внешнего игрока, желающего получить выгоду от русско-турецкой конфронтации, таких и сейчас уже немало – но как возможного посредника для урегулирования конфликта. Нужен ли он сторонам и кто бы им мог быть?

Нет сомнений в том, что Турция будет нуждаться в таком посреднике – ведь в интересах Анкары скорее восстановить отношения. Россия, со своей стороны, так же будет заинтересована в возобновлении двухстороннего сотрудничества – но при условии соблюдения ключевого условия «ультиматума Путина», то есть принесения извинений. Будет ли договоренность об этом достигнута напрямую между Москвой и Анкарой или же при участии третьей стороны, для России совершенно не принципиально.

При гарантированном отсутствии контактов на высшем уровне между Путиным и Эрдоганом функцию переговорщиков теоретически могли бы взять на себя министры иностранных дел, но в силу их официальных должностей им трудно будет обсуждать ситуацию совершенно откровенно. Вариант с кулуарными переговорами «бывших» – авторитетных политических тяжеловесов из числа отставников из двух стран – также неприменим в нынешней ситуации. Остается только международное, то есть внешнее, посредничество. Кто мог бы подойти на эту роль?

Формат международных организаций не подходит – тут многое упирается в личные отношения двух лидеров, Путина и Эрдогана, которые за двенадцать лет общения изучили друг друга достаточно серьезно (хотя, как показало решение об атаке на Су-24, принятое президентом Турции, даже за такой долгий срок он так и не разобрался в некоторых очевидных, казалось бы, качествах президента России).

И никакой генсек Пак Ги Мун не может стать адекватным собеседником для обоих глав государств – в том числе и потому, что он лично знает их гораздо хуже, чем они друг друга. Отставники из числа бывших глав государств не подходят просто в силу того, что среди них нет того, кто знал бы достаточно близко Путина и Эрдогана и имел бы при этом с ними обоими доверительные отношения. Остаются действующие главы государств.

Естественно, это не могут быть США – не только потому, что им в принципе невыгодно примирение России и Турции, но и вследствие того, что ни Эрдоган никогда не обратится с просьбой о посредничестве к Обаме, ни Путин не примет такого посредничества. Вообще вариант с кем-либо из западных лидеров практически исключен – Олланд и Меркель не имеют близких отношений с Эрдоганом, и, главное, сам турецкий президент сейчас ведет сложную игру с Евросоюзом, в которой ему совсем невыгодно демонстрировать свою заинтересованность в России. Кроме того, конфликт из-за Украины испортил отношения Путина и Меркель, и канцлеру было бы странно заниматься наведением мостов между Москвой и Анкарой в условиях, когда в ее собственной стране ей ставят в упрек неумение сохранить, вопреки американскому давлению, связи с Россией.

Теоретически возможно было бы посредничество Пекина – тем более что Эрдоган выражал интерес к присоединению к ШОС, которая в следующем году прирастет Индией и Пакистаном, страной, с которой у Анкары традиционно близкие отношения. Понятно, что, рассорившись с Россией, Турция теряет шансы на вступление в ШОС – но для нее и само заигрывание с этой русско-китайской организацией было элементом игры с США и ЕС.

Но отношения с Китаем у Эрдогана непростые – Пекину очень важен турецкий маршрут «Нового шелкового пути», но китайцы были очень недовольны поддержкой (пусть и неофициальной) турками уйгурских сепаратистов. Этим летом Эрдоган съездил в Пекин, готов огромный контракт на поставку китайских баллистических ракет – но в условиях конфликта Турции с Россией, даже если Анкара попросит о посредничестве, Си Цзиньпин не будет брать на себя такую миссию. Скорее уж Москва может попробовать договориться с Пекином – естественно, неофициально – о том, чтобы китайцы слегка надавили на Анкару.

Остаются две страны постсоветского пространства – Азербайджан и Казахстан, чьи народы относятся к тюркскому этносу. Точнее, два их лидера, Алиев и Назарбаев, имеющие хорошие отношения и с Москвой, и с Анкарой. Оба уже практически предложили себя на роль посредников, но Алиев хуже подходит на эту роль, хотя бы вследствие менее близких, чем у Назарбаева, отношений с Путиным. Из всех иностранных лидеров казахстанский президент, безусловно, имеет самые тесные личные отношения с президентом России. Да и с Эрдоганом у него неплохие контакты – так, именно через Назарбаева Эрдоган пару лет назад пробрасывал идею присоединения Турции к Евразийскому союзу.

Президент Казахстана уже дважды за последние дни призывал к немедленному улаживанию «инцидента», говорил на эту тему и с Эрдоганом (о чем было объявлено официально), и наверняка и с Путиным. Официального сообщения об их разговоре не было – но у них настолько доверительные отношения, что можно не сомневаться в том, что они уже успели обсудить текущий кризис.

Так, Назарбаев предложил создать совместную российско-турецкую «комиссию по расследованию причин инцидента, быстро ее закончить, определить виновных, наказать, признать ошибки и восстановить отношения». Назарбаев поддержал позицию России, сказав, что «фактом является то, что российский бомбардировщик не нападал на Турцию, не шел на Турцию», и высказал свое недовольство тем, что все, построенное в том числе и при его участии как человека, «который много лет работал для того, чтобы сблизить позиции России и Турции, сделать их дружественными», может «пойти насмарку».

В том случае, если Эрдоган в ближайшее время не сумеет сам выбраться из созданной его же авантюрой ловушки и конфликт примет затяжной характер, Нурсултан Назарбаев вполне может сыграть важную роль посредника. И помочь турецкому президенту подобрать правильные слова – переводя с тюркского на русский и наоборот.


Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

 
 
© 2005 - 2016 ООО Деловая газета «Взгляд»
E-mail: information@vz.ru
.masterhost Apple iTunes Google Play
В начало страницы  •
Поставить закладку  •
На главную страницу  •
..............