Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

9 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

5 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

15 комментариев
17 декабря 2015, 20:08 • Политика

Путин поставил точку в вопросе преференций для Украины

Путин поставил точку в вопросе преференций для Украины
@ Дмитрий Рогулин/ТАСС

Tекст: Антон Крылов

В рамках своей пресс-конференции Владимир Путин объяснил, почему уговоры Евросоюза не отменять зону свободной торговли между Россией и Украиной не возымели действия. Впрочем, Киев уже заявил, что готов заплатить такую цену за свою «свободу», но эта цена может оказаться для него очень высокой.

С 1 января следующего года российско-украинская торговля, и без того сильно просевшая за последние два года, сократится до минимума. Владимир Путин подписал указ о прекращении работы зоны свободной торговли (ЗСТ) между Россией и Украиной и внес соответствующий законопроект в Госдуму. Документ будет рассмотрен 22 декабря, и вряд ли по поводу исхода голосования есть сомнения.

Они ожидали, что нанесут вред украинской экономике, но мы готовы заплатить такую цену за нашу свободу и наш европейский выбор

Во время большой пресс-конференции президент детально пояснил, почему был вынужден пойти на этот шаг, и подчеркнул, что ни о каких санкциях против Украины речи не идет – только отмена режима наибольшего благоприятствования. Приведем пассаж, касающийся экономических отношений с Киевом, полностью:

«Мы прогнозируем ухудшение наших экономических отношений, потому что мы вынуждены принять решение о том, что не будем с Украиной работать как с членом зоны свободной торговли СНГ. Мне руководители Евросоюза предлагали и просили не исключать Украину из зоны свободной торговли и не лишать ее преференций в торговле с Россией в надежде на то, что мы будем в трехстороннем формате Россия – ЕС – Украина в течение года вести переговоры и внесем какие-то изменения в разных формах. Если не менять само соглашение между Украиной и Россией по присоединению к ассоциации с Евросоюзом, то внесем туда корректировки с помощью дополнительных протоколов, которые снимают наши озабоченности и гарантируют наши экономические интересы. Мы до июля сто раз просили с нами встретиться в трехстороннем формате. Только в июле начались контакты, понимаете? Они фактически ни к чему не привели.

Вот только что мы в Париже опять встречались и с канцлером ФРГ, и с председателем Еврокомиссии. Прислали нам бумагу. Воспользовались такой солидной аудиторией. Просто скажу, о чем речь идет. Мы стремились сохранить наши экономические отношения с Украиной. Но ведь Украина является членом зоны свободной торговли. Там есть взаимные преференции, нулевые тарифы. Украина пользуется и использовала в экономических отношениях с Россией и с другими странами СНГ, скажем, ГОСТы, техническое регулирование, таможенные правила, которые достались нам еще из прошлого и которые мы вместе постепенно меняем. Украина в одностороннем порядке выходит как бы из этого режима и присоединяется ко всем европейским правилам. Там, например, написано, что все товары на украинском рынке должны быть подчинены техническим стандартам и техническим нормам регулирования Евросоюза. Но наши товары пока не отвечают этим требованиям, поймите вы нас.

Значит, вы выбрасываете наши товары со своего рынка? Прописали, услышали – Украина имеет право на какое-то время оставлять и то и другое. То есть она не обязана, а имеет право. То есть будет она это делать или не будет – непонятно. А для этого, чтобы все это определить, может быть создана подкомиссия, а может и не быть создана. А от нас требуют, прямо записано: Россия оставляет все преференции. Так не делается.

Дальше. Вообще здесь не надо быть специалистом, написано, что Россия берет на себя обязательства привести в соответствие с нормами Евросоюза наши таможенные стандарты в СНГ.

Я им в Париже сказал: вы вообще взрослые люди или нет? Мы на троих (Россия, Белоруссия и Казахстан) спорили годами по этим таможенным тарифам, а вы хотите, чтобы мы, потому что Украина присоединилась к этому соглашению с Евросоюзом, изменили все таможенное регулирование в СНГ. Это просто несправедливое требование. Невозможно это сделать за один год.

Теперь написано, что мы обязаны перейти на фактические фитосанитарные нормы Евросоюза. Но Украина готова, а с нами никто переговоров не вел. Прямо прописано, что Россия берет на себя обязательства. С какой стати? Может быть, мы и за, но это требует времени. Поймите же вы, в конце концов, это требует времени и капиталовложений. Речь идет о десятках, сотнях миллиардов долларов. И время нужно.

Мне, кстати, в Париже сказали: «Но наши стандарты лучше. Может быть, вам лучше переходить на наши стандарты?» Да, это правда, и мы хотим, но деньги нужны, инвестиции нужны. А нам еще и перекрыли внешнее финансирование. Вы же понимаете, что это невозможно сделать, зачем вы все это пишете? Они говорят: «А мы пока не читали то, что там написано». Слушайте, вы не читали, а нам прислали эту официальную бумагу. Нам с этим соглашаться?

Теперь по поводу того, что мы будем делать. Мы не собираемся вводить в отношении Украины какие бы то ни было санкции, я хочу, чтобы это было услышано. Мы просто переходим на режим более благоприятствуемой нации в торговле. То есть Украина не может быть поставлена в условия худшие, чем любые другие наши партнеры вовне. Но, конечно, никакими льготами и преференциями Украина в торговле с Россией с 1 января 2016 года пользоваться не будет.

Что это означает на практике? На практике означает, что сегодня нулевые тарифы в торговле между Россией и Украиной, а так средневзвешенный тариф будет шесть процентов. Где-то три, где-то восемь, где-то десять процентов. Но это не наш выбор. Мы всячески боролись за то, чтобы этого не произошло. Но нас не захотели услышать. Причем так, в одностороннем порядке и в таком стиле, как я вам сейчас рассказал. Но будем работать и в тех условиях, которые складываются».

#{smallinfographicleft=765507}Таким образом, позиция России вполне ясна и открыта – давайте разговаривать и договариваться. Она не изменилась с осени 2013 года, когда до Виктора Януковича и премьер-министра Николая Азарова неожиданно дошло, что подписание экономической части договора о евроассоциации приведет Украину к серьезным потерям.

Янукович и Азаров оказались не готовы вести страну к экономическому краху, за что поплатились креслами под лозунги о свободе и западном выборе. Нынешние власти готовы, о чем прямо говорят.

«Они ожидали, что нанесут вред украинской экономике, но мы готовы заплатить такую цену за нашу свободу и наш европейский выбор», – заявил Петр Порошенко в ходе встречи с главами Европейского совета Дональдом Туском и Европейской комиссии Жаном-Клодом Юнкером.

«В прошлом году мы приняли очень сложное и чувствительное решение отложить запуск зоны свободной торговли на один год. Мы надеялись, что это дополнительное время будет использовано для того, чтобы решить вопрос российской обеспокоенности относительно ЗСТ. Тем не менее целый год трехсторонних переговоров доказал, что Россия не стремится найти компромиссные решения. Ее целью является просто наложить вето на ЗСТ, чтобы остановить процесс постепенной экономической интеграции Украины в ЕС. Таким образом, наша позиция твердая и четкая: ЗСТ будет введена в действие начиная с 1 января», – пообещал украинский президент.

Порошенко также назвал свою «главную заботу на сегодня». Это, оказывается, не обнищание населения, не драки и оскорбления в Раде и на заседании Совета реформ, не постоянная угроза нового Майдана и даже не Донбасс. Главная забота – это строительство «Северного потока – 2».

Показательно, что о недовольстве проектом заявляют и на севере ЕС (Польша), и на юге (Италия), и даже страна, которой членство в ЕС не грозит (Украина), а канцлер Германии Ангела Меркель хранит полное молчание, вообще никак не комментируя эти претензии. Если бы киевские власти были чуть более дальновидными, они бы, наверное, поняли, что аналогичная реакция будет следовать на все их дальнейшие претензии. А претензий будет много.

Возле здания Верховной рады в четверг прошел массовый митинг сторонников Аграрной партии. Собравшиеся принесли с собой елки, на верхушках которых установлены отрезанные головы коров. Помимо говяжьих субпродуктов, протестующие держали в руках плакаты: «Не допустим голода на Украине», «Аграрии против отмены спецрежима НДС», «Нет села, нет государства», «Правительство Яценюка в отставку», «Нет правительственной псевдореформе».

Украинский агробизнес (как и российский) заканчивает год в плюсе за счет серьезного падения курса национальной валюты по отношению к доллару, что позволило увеличить экспорт таких культур, как кукуруза, пшеница, соя, подсолнечник и рапс. Но, как заявлял ранее генеральный директор ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса» Тарас Высоцкий, «в случае перехода сельхозпроизводителей на общую систему налогообложения мы можем забыть, что такое украинская овсянка, что такое ржаной украинский хлеб, гречка, и даже – в перспективе – что такое продукция животноводства, при условии отмены льготного спецрежима налогообложения 70% молочного скотоводства страны сразу пойдет под нож», предупреждал в июне Высоцкий. Собственно, отрезанные головы коров на елках – подтверждение того, что процесс начался.

Оценить предстоящие потери Украины от прекращения действия ЗСТ с Россией в конкретных цифрах пока что сложно, ведь, несмотря на пошлины, какая-то торговля продолжится. Одно всем, включая Порошенко, понятно: ЗСТ с Евросоюзом этих потерь компенсировать никак не сможет, а значит, экономическая ситуация будет ухудшаться и дальше.

Как выглядят «свобода» и «европейский выбор», за которые украинские граждане якобы платят столь высокую цену, все недавно видели – это вынос премьер-министра из-за трибуны с последовавшей дракой и матерная ругань между главой МВД и губернатором.

Кстати, показательно, что в полном соответствии с особенностями человеческой психики, о которых было рассказано в фильме «Семнадцать мгновений весны», в минуты стресса человек инстинктивно начинает говорить на родном языке. И схваченный ниже пояса черновчанин Яценюк, и бывший президент независимой Грузии Саакашвили, и харьковский армянин Аваков – все они говорят по-русски. И это не смогут изменить никакие революции и договоры с Евросоюзом.

..............