Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

22 комментария
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
Игорь Горбунов Игорь Горбунов Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

3 комментария
6 августа 2014, 16:15 • Политика

«Помогли тем, кто поработал с избирателями»

Думские партии выдвинули своих кандидатов в губернаторы

«Помогли тем, кто поработал с избирателями»
@ Евгений Епанчинцев/РИА "Новости"

Tекст: Марина Балтачева,
Михаил Мошкин

Парламентские партии выдвинули своих кандидатов в губернаторы во всех регионах, где они хотели это сделать. Это не было бы возможно без поддержки муниципальных депутатов, в том числе представителей «Единой России». Новая избирательная система поощряет партии выдвигать депутатов на всех уровнях и, следовательно, нести ответственность перед своим электоратом, подчеркивают эксперты.

Избирательная кампания в регионах перешла важную реперную точку. Партии, представленные в Госдуме и желавшие выдвинуть своих кандидатов на выборах глав регионов, сделали это. Больше всего претендентов на губернаторские посты предложила ЛДПР – 30. От «Единой России» выдвинуто 26 кандидатов, от КПРФ – 26, от «Справедливой России» – 19. В подавляющем большинстве случаев для партийных выдвиженцев, решивших поучаствовать в избирательной кампании, не составило труда пройти муниципальный фильтр – заручиться поддержкой депутатов самого «близкого к людям уровня».

Безусловно, снижение количества партий связано со способностью и желанием дойти до избирателя

Сходы с дистанции были единичными. Пожалуй, одним из самых известных казусов стала история депутата Госдумы от ЛДПР Сергея Катасонова, баллотировавшегося от партии Жириновского в губернаторы Оренбургской области. Напомним, что в начале июля высший совет партии отозвал кандидатуру Катасонова. Как пояснил тогда газете ВЗГЛЯД вице-спикер от ЛДПР Игорь Лебедев, «мы получили из правоохранительных органов информацию, которая не позволяет нам выдвигать эту кандидатуру». СКР и ФСБ подозревают экс-кандидата в финансовых махинациях, в покупке докторской степени и воинского звания.

Не смогут принимать участие в выборах и два кандидата от «Справедливой России». Речь идет об Оксане Дмитриевой (не зарегистрированной в Санкт-Петербурге) и Константине Шагимуратове, который выбыл из предвыборной гонки в Башкирии по простой причине – не хватило собранных «автографов» муниципальных депутатов. Как отмечают эксперты, причина неудачи лидера башкирских справедливороссов Шагимуратова заключается в том, что, выдвинувшись, он просто не стал собирать подписи (по республиканскому законодательству их требуется 457), а вместо этого уехал за рубеж. При этом сообщалось о том, что судьба средств со специального счета кандидата осталась неизвестной – счет был закрыт, но финансовый отчет кандидат не предоставил.

Отказ депутату Оксане Дмитриевой вызван тем, что она сдала в избирком неполный пакет документов: штаб Дмитриевой смог собрать лишь 111 подписей муниципальных депутатов вместо 156 необходимых. «Если бы Оксана Генриховна тратила время не на раздувание скандалов, а на личное общение с муниципальными депутатами, наверное, смогла бы заручиться поддержкой нужного количества депутатов», – отметил по этому поводу вице-спикер Госдумы, секретарь генсовета «Единой России» Сергей Неверов на своей странице в Facebook*.

Судя по всему, Неверов ссылается на многочисленные обвинения Дмитриевой в адрес политических конкурентов. Одно из таких заявлений уже легло в основу иска о защите чести и достоинства. Глава муниципального образования «Измайловское» Ольга Бубнова подала в районный суд Петербурга, требуя от Дмитриевой публичных извинений в СМИ. Истец заявляет, что Дмитриева обвинила ее «в совершении преступления – воспрепятствовании осуществлению избирательных прав».

Напомним, что в середине июля генпрокуратура сообщила, что не обнаружила признаков давления на муниципальных депутатов при сборе подписей за Дмитриеву.

Отметим, пример кандидатов от других партий в Санкт-Петербурге показывает, что задача по сбору требуемых в городе 156 подписей была вполне решаема. В Северной столице «Справедливая Россия» контролирует 88 муниципальных депутатов, КПРФ – 29, ЛДПР – 12. Кроме того, можно было достичь понимания с беспартийными местными депутатами – их в городе 192.

«Хоть потоп, хоть землетрясение – ведет прием» 

Не следует забывать о том, что «Единая Россия», к которой принадлежит немалое число местных депутатов, по мнению наблюдателей, продемонстрировала стремление пойти навстречу выдвиженцам других партий. Муниципальные депутаты – единороссы отдавали свои подписи за тех оппозиционных кандидатов, которые на деле, а не на словах, работали с избирателями, обсуждая с ними проработанные программы. Напомним, что с призывом помочь обращался секретарь генсовета «Единой России» Неверов – так это было в случае с кампаниями в Волгоградской и Оренбургской областях. Но в ряде регионов помощь приходила и без публичных заявлений.

Поскольку новое законодательство о выборах отчасти стало сюрпризом для партий и не все из них были к этому готовы, то «Единая Россия» в целях обеспечения конкурентности помогает депутатам набирать эти голоса, отметил в беседе с газетой ВЗГЛЯД политолог, профессор ВШЭ Олег Матвейчев. «Причем помогать стараются тем, кто поработал с избирателями. Например, в Астраханской области все знают справедливоросса Олега Шеина, – приводит пример Матвейчев. – Астраханцы знают, что Шеин уже много лет выпускает газету «Житель», что он с утра до вечера ходит по дворам, что он каждую субботу и железно, хоть потоп, хоть землетрясение, ведет прием избирателей».

По словам собеседника, «возможно, Шеин не виноват в том, что у него недостаточное количество справедливороссов по всей Астраханской области, не хватало где-то ресурса, и вообще, он больше по городу работал, чем по области, не рассчитывал, может быть, на это – ну и ладно, человек не виноват, ему помогли собрать подписи». Что же касается «Единой России», то она из всех парламентских партий активнее всего работала на муниципальном уровне, и, соответственно, у нее здесь гораздо больше представителей, констатировал эксперт.

Коммунисты бывшие и нынешние

У КПРФ проблемы с выдвижением кандидатов в губернаторы возникли в двух регионах – в Нижегородской и Липецкой областях. По иронии судьбы обе области уже длительное время возглавляют политики, долгое время занимавшие высокие посты в «руководящей и направляющей силе» советского времени – КПСС.

Напомним, что врио губернатора Нижегородской области Валерий Шанцев был первым секретарем райкома, впоследствии секретарем московского горкома КПСС, а с 1991-го стал первым зампредом исполкома столичной организации КПРФ. Действующий врио липецкого губернатора Олег Королев также с 70-х годов занимал различные должности в КПСС, вплоть до секретаря Добринского райкома. Был снят со своей должности после выступления на одном из демократических митингов в Москве в 1989 году.

«Старая политическая культура, частью которой в свое время были руководители этих регионов и в которой они выросли, безусловно, конкуренции не предусматривала, поэтому можно допустить, что здесь налицо влияние советского воспитания», – заметил в беседе с газетой ВЗГЛЯД политолог, член экспертного совета Института социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ) Алексей Зудин.

Высказывались предположения, что, возможно, бывшие коммунисты испугались конкуренции со стороны нынешних – из КПРФ, или же это связано со старыми обидами на бывших товарищей по партии.

Без «бумажных партий»

Одной из примет губернаторских выборов этого года стало то, что в них принимает участие большее количество непарламентских партий. Если в 2013 году на выборах в восьми регионах выдвигались 65 кандидатов от 26 партий (включая 37 кандидатов от непарламентских партий), то в нынешнем сентябре на выборах в 30 регионах выдвинуты 205 кандидатов от 46 партий (включая 102 кандидатов от непарламентских партий). Как напоминают эксперты, те партии, которые ранее сформировали свои фракции в региональных заксобраниях («Патриоты России», «Гражданская платформа», Партия пенсионеров России и некоторые другие), получили право участия и в ближайших выборах в Госдуму и проявили активность в ходе губернаторских кампаний.

«Вся новая избирательная система придумана для того, чтобы поощрять партии иметь депутатов на всех уровнях и, следовательно, нести ответственность за политику, экономику и социальное положение граждан в стране. Потому что когда партия имеет представление только в Госдуме, пиарится на федеральном уровне и, в лучшем случае, ее что-то интересует в областной думе, а дальше в низах она не имеет никаких депутатов, не поддерживает их, не выдвигает, то получается, что это – бумажная партия, она занимается какой-то критикой, политиканством и так далее, но не несет ответственности за то, что происходит в стране», – отмечает Олег Матвейчев.

Заметим, что количество партий, зарегистрировавшихся для участия в выборах в региональные заксобрания, уменьшилось: если в 2013 году были зарегистрированы списки от 46 партий, то сейчас в выборах участвуют 36. Правда, списки в каждом из 14 регионов, где уже завершена регистрация партийных кандидатов, довольно обширны – предлагается выбор в среднем из 10 партий.

Очевидной причиной сокращения общего числа партий-участниц стало появившееся законодательное требование по сбору подписей для ряда партий. «Безусловно, снижение количества партий связано со способностью и желанием дойти до избирателя, другое дело, что эта способность и желание производны от того, действительно ли партия ориентирована на реальное, серьезное участие в выборах, или это политтехнологический продукт, спойлер», – полагает Алексей Зудин.

Политолог допустил, что сторонники политической оппозиции заявят: сокращение количества партий-участниц в выборах – это плохо и свидетельствует о снижении конкуренции. «Но давайте представим, в какую ситуацию попадает избиратель, который сталкивается с чрезмерно большим количеством партий. Он будет дезориентирован. Кроме того, по опыту предыдущих выборов мы знаем, что часть, а иногда и заметная часть партий на самом деле представляет собой уже упомянутые политтехнологические конструкции, созданные не для того, чтобы реально участвовать в выборах, бороться за голоса избирателей, брать перед ними ответственность, а просто-напросто для того, чтобы стать поводом для ведения некоего политического закулисного торга», – объяснил политолог.

Поэтому снижение числа партий, которое произошло по сравнению с прошлым годом, говорит, что признаки конкурентной ситуации сохраняются, уверен Зудин. Более того, «налицо повышение качества конкуренции. Уходят или отсеиваются партии случайные, политтехнологические или партии уходящие, и остаются те, кто действительно намерен участвовать в выборах и кому удалось пройти соответствующие квалификационные тесты. Они и созданы были для того, чтобы отсеивать спойлерские организации и работать на повышение качества политической конкуренции», – резюмировал эксперт.

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ