Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
5 комментариев«Помогли тем, кто поработал с избирателями»
Думские партии выдвинули своих кандидатов в губернаторы
Парламентские партии выдвинули своих кандидатов в губернаторы во всех регионах, где они хотели это сделать. Это не было бы возможно без поддержки муниципальных депутатов, в том числе представителей «Единой России». Новая избирательная система поощряет партии выдвигать депутатов на всех уровнях и, следовательно, нести ответственность перед своим электоратом, подчеркивают эксперты.
Избирательная кампания в регионах перешла важную реперную точку. Партии, представленные в Госдуме и желавшие выдвинуть своих кандидатов на выборах глав регионов, сделали это. Больше всего претендентов на губернаторские посты предложила ЛДПР – 30. От «Единой России» выдвинуто 26 кандидатов, от КПРФ – 26, от «Справедливой России» – 19. В подавляющем большинстве случаев для партийных выдвиженцев, решивших поучаствовать в избирательной кампании, не составило труда пройти муниципальный фильтр – заручиться поддержкой депутатов самого «близкого к людям уровня».
Безусловно, снижение количества партий связано со способностью и желанием дойти до избирателя
Сходы с дистанции были единичными. Пожалуй, одним из самых известных казусов стала история депутата Госдумы от ЛДПР Сергея Катасонова, баллотировавшегося от партии Жириновского в губернаторы Оренбургской области. Напомним, что в начале июля высший совет партии отозвал кандидатуру Катасонова. Как пояснил тогда газете ВЗГЛЯД вице-спикер от ЛДПР Игорь Лебедев, «мы получили из правоохранительных органов информацию, которая не позволяет нам выдвигать эту кандидатуру». СКР и ФСБ подозревают экс-кандидата в финансовых махинациях, в покупке докторской степени и воинского звания.
Не смогут принимать участие в выборах и два кандидата от «Справедливой России». Речь идет об Оксане Дмитриевой (не зарегистрированной в Санкт-Петербурге) и Константине Шагимуратове, который выбыл из предвыборной гонки в Башкирии по простой причине – не хватило собранных «автографов» муниципальных депутатов. Как отмечают эксперты, причина неудачи лидера башкирских справедливороссов Шагимуратова заключается в том, что, выдвинувшись, он просто не стал собирать подписи (по республиканскому законодательству их требуется 457), а вместо этого уехал за рубеж. При этом сообщалось о том, что судьба средств со специального счета кандидата осталась неизвестной – счет был закрыт, но финансовый отчет кандидат не предоставил.
Отказ депутату Оксане Дмитриевой вызван тем, что она сдала в избирком неполный пакет документов: штаб Дмитриевой смог собрать лишь 111 подписей муниципальных депутатов вместо 156 необходимых. «Если бы Оксана Генриховна тратила время не на раздувание скандалов, а на личное общение с муниципальными депутатами, наверное, смогла бы заручиться поддержкой нужного количества депутатов», – отметил по этому поводу вице-спикер Госдумы, секретарь генсовета «Единой России» Сергей Неверов на своей странице в Facebook*.
Судя по всему, Неверов ссылается на многочисленные обвинения Дмитриевой в адрес политических конкурентов. Одно из таких заявлений уже легло в основу иска о защите чести и достоинства. Глава муниципального образования «Измайловское» Ольга Бубнова подала в районный суд Петербурга, требуя от Дмитриевой публичных извинений в СМИ. Истец заявляет, что Дмитриева обвинила ее «в совершении преступления – воспрепятствовании осуществлению избирательных прав».
Напомним, что в середине июля генпрокуратура сообщила, что не обнаружила признаков давления на муниципальных депутатов при сборе подписей за Дмитриеву.
Отметим, пример кандидатов от других партий в Санкт-Петербурге показывает, что задача по сбору требуемых в городе 156 подписей была вполне решаема. В Северной столице «Справедливая Россия» контролирует 88 муниципальных депутатов, КПРФ – 29, ЛДПР – 12. Кроме того, можно было достичь понимания с беспартийными местными депутатами – их в городе 192.
«Хоть потоп, хоть землетрясение – ведет прием»
Не следует забывать о том, что «Единая Россия», к которой принадлежит немалое число местных депутатов, по мнению наблюдателей, продемонстрировала стремление пойти навстречу выдвиженцам других партий. Муниципальные депутаты – единороссы отдавали свои подписи за тех оппозиционных кандидатов, которые на деле, а не на словах, работали с избирателями, обсуждая с ними проработанные программы. Напомним, что с призывом помочь обращался секретарь генсовета «Единой России» Неверов – так это было в случае с кампаниями в Волгоградской и Оренбургской областях. Но в ряде регионов помощь приходила и без публичных заявлений.
- Матвейчев: Люди ждут этих выборов даже с энтузиазмом
- Единороссы заинтересованы в конкурентных выборах
- Путин досрочно прекратил полномочия губернатора Алтайского края
- Генпрокуратура не подтвердила жалобы Оксаны Дмитриевой
- Депутат от КПРФ Вадим Потомский назначен врио губернатора Орловской области
Поскольку новое законодательство о выборах отчасти стало сюрпризом для партий и не все из них были к этому готовы, то «Единая Россия» в целях обеспечения конкурентности помогает депутатам набирать эти голоса, отметил в беседе с газетой ВЗГЛЯД политолог, профессор ВШЭ Олег Матвейчев. «Причем помогать стараются тем, кто поработал с избирателями. Например, в Астраханской области все знают справедливоросса Олега Шеина, – приводит пример Матвейчев. – Астраханцы знают, что Шеин уже много лет выпускает газету «Житель», что он с утра до вечера ходит по дворам, что он каждую субботу и железно, хоть потоп, хоть землетрясение, ведет прием избирателей».
По словам собеседника, «возможно, Шеин не виноват в том, что у него недостаточное количество справедливороссов по всей Астраханской области, не хватало где-то ресурса, и вообще, он больше по городу работал, чем по области, не рассчитывал, может быть, на это – ну и ладно, человек не виноват, ему помогли собрать подписи». Что же касается «Единой России», то она из всех парламентских партий активнее всего работала на муниципальном уровне, и, соответственно, у нее здесь гораздо больше представителей, констатировал эксперт.
Коммунисты бывшие и нынешние
У КПРФ проблемы с выдвижением кандидатов в губернаторы возникли в двух регионах – в Нижегородской и Липецкой областях. По иронии судьбы обе области уже длительное время возглавляют политики, долгое время занимавшие высокие посты в «руководящей и направляющей силе» советского времени – КПСС.
Напомним, что врио губернатора Нижегородской области Валерий Шанцев был первым секретарем райкома, впоследствии секретарем московского горкома КПСС, а с 1991-го стал первым зампредом исполкома столичной организации КПРФ. Действующий врио липецкого губернатора Олег Королев также с 70-х годов занимал различные должности в КПСС, вплоть до секретаря Добринского райкома. Был снят со своей должности после выступления на одном из демократических митингов в Москве в 1989 году.
«Старая политическая культура, частью которой в свое время были руководители этих регионов и в которой они выросли, безусловно, конкуренции не предусматривала, поэтому можно допустить, что здесь налицо влияние советского воспитания», – заметил в беседе с газетой ВЗГЛЯД политолог, член экспертного совета Института социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ) Алексей Зудин.
Высказывались предположения, что, возможно, бывшие коммунисты испугались конкуренции со стороны нынешних – из КПРФ, или же это связано со старыми обидами на бывших товарищей по партии.
Без «бумажных партий»
Одной из примет губернаторских выборов этого года стало то, что в них принимает участие большее количество непарламентских партий. Если в 2013 году на выборах в восьми регионах выдвигались 65 кандидатов от 26 партий (включая 37 кандидатов от непарламентских партий), то в нынешнем сентябре на выборах в 30 регионах выдвинуты 205 кандидатов от 46 партий (включая 102 кандидатов от непарламентских партий). Как напоминают эксперты, те партии, которые ранее сформировали свои фракции в региональных заксобраниях («Патриоты России», «Гражданская платформа», Партия пенсионеров России и некоторые другие), получили право участия и в ближайших выборах в Госдуму и проявили активность в ходе губернаторских кампаний.
«Вся новая избирательная система придумана для того, чтобы поощрять партии иметь депутатов на всех уровнях и, следовательно, нести ответственность за политику, экономику и социальное положение граждан в стране. Потому что когда партия имеет представление только в Госдуме, пиарится на федеральном уровне и, в лучшем случае, ее что-то интересует в областной думе, а дальше в низах она не имеет никаких депутатов, не поддерживает их, не выдвигает, то получается, что это – бумажная партия, она занимается какой-то критикой, политиканством и так далее, но не несет ответственности за то, что происходит в стране», – отмечает Олег Матвейчев.
Заметим, что количество партий, зарегистрировавшихся для участия в выборах в региональные заксобрания, уменьшилось: если в 2013 году были зарегистрированы списки от 46 партий, то сейчас в выборах участвуют 36. Правда, списки в каждом из 14 регионов, где уже завершена регистрация партийных кандидатов, довольно обширны – предлагается выбор в среднем из 10 партий.
Очевидной причиной сокращения общего числа партий-участниц стало появившееся законодательное требование по сбору подписей для ряда партий. «Безусловно, снижение количества партий связано со способностью и желанием дойти до избирателя, другое дело, что эта способность и желание производны от того, действительно ли партия ориентирована на реальное, серьезное участие в выборах, или это политтехнологический продукт, спойлер», – полагает Алексей Зудин.
Политолог допустил, что сторонники политической оппозиции заявят: сокращение количества партий-участниц в выборах – это плохо и свидетельствует о снижении конкуренции. «Но давайте представим, в какую ситуацию попадает избиратель, который сталкивается с чрезмерно большим количеством партий. Он будет дезориентирован. Кроме того, по опыту предыдущих выборов мы знаем, что часть, а иногда и заметная часть партий на самом деле представляет собой уже упомянутые политтехнологические конструкции, созданные не для того, чтобы реально участвовать в выборах, бороться за голоса избирателей, брать перед ними ответственность, а просто-напросто для того, чтобы стать поводом для ведения некоего политического закулисного торга», – объяснил политолог.
Поэтому снижение числа партий, которое произошло по сравнению с прошлым годом, говорит, что признаки конкурентной ситуации сохраняются, уверен Зудин. Более того, «налицо повышение качества конкуренции. Уходят или отсеиваются партии случайные, политтехнологические или партии уходящие, и остаются те, кто действительно намерен участвовать в выборах и кому удалось пройти соответствующие квалификационные тесты. Они и созданы были для того, чтобы отсеивать спойлерские организации и работать на повышение качества политической конкуренции», – резюмировал эксперт.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ