Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
4 комментарияМинск в роли Женевы
Лукашенко готов оказать посреднические услуги Москве и Киеву
Лукашенко живо откликнулся на просьбу киевских властей провести в Минске встречу по урегулированию украинского конфликта. Эта же инициатива встретила одобрение и в Москве. Почему именно Белоруссия в качестве площадки для переговоров устроила и Россию, и Украину, а также как в этой ситуации выигрывает Лукашенко, разбиралась газета ВЗГЛЯД.
Президент Белоруссии Александр Лукашенко по просьбе президента Украины Петра Порошенко сделает Минск площадкой для переговоров по урегулированию украинского кризиса, сообщили в пресс-службе белорусского президента. «Сегодня, 29 июля, по инициативе украинской стороны состоялся телефонный разговор президента Республики Беларусь Александра Лукашенко с президентом Украины Петром Порошенко. Главы государств обсудили ряд актуальных вопросов, представляющих взаимный интерес», – сообщили на сайте президента Белоруссии.
Одна из целей – выяснить, насколько Минск сегодня расположен к потенциальному сближению с Западом, в том числе и в вопросах российско-украинских отношений
Ожидается, что заседание контактной группы по урегулированию ситуации в Донбассе 31 июля пройдет при участии второго президента Украины Леонида Кучмы, посла России в Киеве Михаила Зурабова и представителя ОБСЕ.
В пресс-службе подчеркнули, что именно Порошенко попросил главу белорусского государства предоставить площадку для переговоров. «Президент Украины обратился к главе белорусского государства с просьбой привлечь Республику Беларусь в качестве площадки для проведения переговоров с участием всех заинтересованных сторон по разрешению украинского кризиса. Александр Лукашенко согласился с данной инициативой».
Ранее госсекретарь США Джон Керри заявил, что киевские власти согласны пойти на прекращение боевых действий в Донбассе и готовы к диалогу с ополченцами.
Перед этим глава МИД России Сергей Лавров также заявил, что в Москве рассчитывают: переговоры нынешнего украинского руководства и бойцов ополчения вскоре начнутся и не столкнутся с проблемой якобы отсутствия переговорщиков от Юго-Востока.
Отметим, что Лавров подчеркнул: Россия ценит предложение Белоруссии по предоставлению площадки для переговоров между сторонами украинского конфликта. «Как ни относиться к тому, что наши западные партнеры предпринимали в отношении Белоруссии, пытались санкции вводить в отношении этой страны, отлучать ее от Совета Европы, но когда наступила минута истины, Минск оказался приемлемым для всех в качестве площадки проведения переговоров между украинскими сторонами», – цитирует главу МИДа РИА «Новости». По словам Лаврова, это говорит о том, что честная политика в итоге признается даже теми, кто испытывает неприязнь к тому или иному государству и его руководителю.
Скромный посредник
Вне зависимости от того, принесет ли встреча в Минске какие-либо результаты или же окажется очередной бесплодной попыткой примирить враждующие стороны, сам факт организации этой встречи можно считать большой удачей для ее устроителя – Александра Лукашенко.
Белорусский лидер, который на днях отметил 20-летие непрерывного пребывания у власти, с одной стороны, укрепил свой рейтинг на фоне хаоса в соседней стране (что накануне были вынуждены признать и оппозиционные белорусские СМИ). Он минимизировал возможность белорусского варианта Майдана: совокупный рейтинг оппозиционных лидеров (около 20%), равно как и уровень доверия к их партиям, не достигают и половины от рейтинга «батьки».
- Лукашенко согласился на проведение в Минске переговоров по украинскому кризису
- Власти ДНР предложили Киеву обмен военнопленными по принципу «всех на всех»
- Белоруссия упрекнула Запад в «пещерном мышлении»
- Лавров: Россия ценит предложение Белоруссии предоставить площадку для переговоров по Украине
- Минск между Киевом и Москвой
С другой стороны, вопреки заявлениям собственного МИДа о том, что «Белоруссия не стремится стать посредником в урегулировании кризиса в братской Украине», Лукашенко стремится выступить именно в амплуа независимой силы, способной примирить Киев, Москву и Брюссель.
С началом резкого обострения политического кризиса на Украине, переросшего в вооруженный конфликт, Лукашенко (который долго хранил молчание по украинскому вопросу) стал проявлять живой интерес к положению дел в соседней стране. Касаясь темы Крыма, он заявлял: никто не может спорить с тем, что полуостров де-факто является российской территорией – и говорил, что новое руководство Украины само виновато в том, что произошло в Крыму. Украинский МИД, которым тогда руководил ныне печально известный Андрей Дещица, направил по этому поводу Минску ноту протеста.
При этом в то же время Лукашенко принял «на своем поле» (в Лясковичах Гомельской области) назначенного в результате государственного переворота в Киеве и. о. президента Украины Александра Турчинова. Его Лукашенко признал легитимным главой государства, хотя, напомним, де-юре президентом оставался Виктор Янукович. Показательным было и приглашение белорусского президента на инаугурацию Петра Порошенко (Россию, напомним, представлял посол Зурабов). Следует обратить внимание на слова Лукашенко о том, что он «всегда был за единство и целостность Украины», в чем «мы, белорусы, (...) заинтересованы, и лично я», и убежденность в том, что Украина непременно «договорится со всеми, и с Россией тоже». «Вам надо научиться разговаривать со всеми, в противном случае вы вернетесь изначально к тому, от чего ушли. С такими проблемами и с такой кровью», – предупредил Лукашенко нового украинского президента.
Надо сказать, что с Порошенко белорусский лидер знаком давно – нынешний президент Украины приезжал с визитами в Минск еще в бытность свою министром иностранных дел в кабинете Юлии Тимошенко.
«Второе дно»
«Порошенко выбрал Минск в первую очередь потому, что Белоруссия – сопредельное государство, традиционно дружественное как России, так и Украине», – сказал газете ВЗГЛЯД председатель национально-культурной автономии «Белорусы Москвы» Сергей Кандыбович. Это объяснение, пожалуй, можно считать и выражением официальной позиции Минска.
#{ussr}Белорусский политолог Ольга Абрамова, бывший депутат парламента Белоруссии, считает: выбор Киева в пользу Минска свидетельствует об особом месте, которое сейчас занимает Белоруссия. «Белоруссия особенно близка к России, находится с ней в особых союзнических отношениях. Минск может выступить в роли нейтрального передатчика информации, который одновременно находится в постоянных контактах с российским руководством», – сказала Абрамова газете ВЗГЛЯД.
Политолог отметила: в связи с этим статусом Белоруссии другие территориально близкие к Украине страны – например, Польша, Молдавия, Словакия – не могут быть рассмотрены в качестве альтернативной зоны переговоров между Киевом и Москвой. Тем более сложно вести переговоры на чужом поле – соответственно, в Москве, Брюсселе или Вашингтоне.
По мнению Абрамовой, выбор Киева в пользу Минска может иметь и «второе дно». «Я имею в виду возможные договоренности Киева с западными партнерами, – поясняет эксперт. – Прямые личные контакты украинских представителей в Минске позволят больше выяснить насчет предполагаемой позиции белорусских властей в той или иной ситуации по украинскому вопросу. И выяснить, насколько Минск сегодня расположен к потенциальному сближению с Западом, в том числе и в вопросах российско-украинских отношений». Абрамова считает, что, скорее всего, наличествуют обе обозначенные ею цели.
«Лукашенко выглядит более умеренным»
На протяжении всего украинского кризиса Александр Лукашенко неоднократно заявлял, что заинтересован и в сохранении единой Украины, и в то же время в особой близости с Россией. «Такая кажущаяся двойственной позиция белорусского лидера обусловлена желанием Минска сохранять возможность баланса и в то же время получать выгоды и от России, и от Украины. Полагаю, что эти моменты также были учтены, и поэтому выбор Киева был сделан в пользу Минска», – говорит экс-депутат парламента Белоруссии. У балансирующей позиции Минска по украинскому вопросу есть еще одна причина – желание Лукашенко сохранить стабильность в Белоруссии.
Белорусский режим на Западе считается диктаторским и антинародным, а самого Лукашенко в западной прессе сравнивают то с Гитлером, то с Милошевичем. Такие характеристики для Белоруссии – наглядная прелюдия к навязанной извне «цветной революции», а для самого Лукашенко равнозначна заочному приговору в Гааге.
«Лет десять назад российский лидер в глазах Запада был более приемлемой фигурой, чем белорусский лидер. Но в последнее время президент Лукашенко на фоне разгорающегося конфликта на Украине выглядит более умеренно, чем в прошлом. Существует негласная шкала, по которой меряют степень умеренности стран, политических режимов и самих политиков. Оценки Белоруссии по этой шкале сейчас не те, что были раньше. Разумеется, что это явление временное. Тем более, неангажированным наблюдателям хорошо видно, что курс Белоруссии остался таким же, как и был», – сказала Абрамова.
«Украинский кризис кажется ему удобным»
«Конечно, прежде всего надо понимать, что Лукашенко – своеобразный партнер, – подчеркнул в беседе с газетой ВЗГЛЯД политолог, директор Института стран СНГ Константин Затулин. – И в украинском кризисе он занимает отдельную позицию. Мы ничего не слышим о его помощи, оценках, которые бы нами разделялись. Лукашенко ищет свою выгоду: украинский кризис кажется ему удобным для того, чтобы улучшить отношения с Западом». Прежде всего – снять настрой по отношению к Лукашенко, который там существует. «Все это происходит за наш счет, и мы, безусловно, это должны понимать», – добавляет собеседник.
Затулин полагает, что, выступив в роли принимающей стороны, Лукашенко явно выиграет – этот шаг добавляет белорусскому президенту авторитета на постсоветском пространстве, «а может, если получится, и в более серьезном масштабе».
Что же касается самих переговоров, то Затулин испытывает сомнение в том, что они «приведут к какому-то окончательному результату». «На переговоры, как мы видим, направляются не официальные лица, а всякого рода привлеченные политики, вроде Леонида Кучмы, – поясняет эксперт. – В свою очередь и Россия понимает цену этим переговорам и направляет туда посла с подмоченной репутацией, я имею в виду Михаила Зурабова».
«Я думаю, что Россия была вынуждена согласиться на это, да и сама инициировала место проведения переговоров», – предполагает Затулин. По его мнению, «сам Лукашенко не стал бы организовывать такую встречу, не будь у него подобной договоренности». «Москва на сегодняшний день вынуждена обороняться. Поэтому вполне естественно, что она хватается за любую возможность, в том числе и за такую», – считает Затулин. Он подчеркнул, что «не стал бы считать, что Лукашенко относится как альтруист к интересам России в украинском вопросе – лучше Лукашенко, чем кто-то другой».