Каких новых веяний нам ожидать в русской литературе в наступившем году? Многое зависит от того, удастся ли завершить СВО. Все мы хотим мира, но если он наступит, придёт пора для более глубокого осмысления того, что произошло с нами за эти годы, и для сшивания разорванного литературного пространства на новых принципах.
2 комментария«Задача минимизации ущерба»
США выбрали нового посла в Москве
Американский дипломат Джон Теффт, ранее возглавлявший дипмиссии в Литве, Грузии и на Украине, с большой долей вероятности может стать новым послом США в России. Эксперты отмечают, что опытный технократ Теффт может стать успешным посредником в момент охлаждения между Москвой и Вашингтоном. Грузинские политики подчеркивают: во время войны 2008 года посол делал все возможное, чтобы остудить пыл Саакашвили.
В понедельник стало известно о том, что США направили в Москву запрос на получение агремана (согласия), необходимого для назначения нового посла в России Джона Теффта. Таким образом, должен быть завершен почти 5-месячный период, в течение которого американское диппредставительство в Москве оставалось без руководителя. Напомним, что Майкл Макфол покинул свой пост в феврале, и, как отмечают наблюдатели, дипломатическая судьба экс-посла в России сложилась скорее неудачно.
Теффт прилагал все усилия, чтобы остановить Саакашвили
Как ранее указывал исполнительный директор Института Рона Пола за мир и процветание Дэниэл Макадамс, экс-посол Макфол был не раз вовлечен в схемы организации «цветных» революций, в частности «оранжевой» на Украине. На днях Макфол подтвердил свою скандальную репутацию – дипломату, направлявшемуся в Иран на конференцию, было отказано во въездной визе.
12 мая представитель Белого дома Джей Карни заявил, что взаимодействие Москвы и Вашингтона не пострадало от отсутствия посла – что, учитывая нынешнее состояние отношений между Москвой и Вашингтоном, звучит как оптимистичное преувеличение.
Заметим, что еще 21 апреля стало известно о намерении президента США Барака Обамы назначить послом в России Джона Теффта. Теперь, если агреман из Москвы будет получен, то кандидатура дипломата должна пройти утверждение в Конгрессе. Напомним, что Майклу Макфолу пришлось ждать около полугода, прежде чем сенаторы утвердили его назначение.
Сам Теффт пока никак не комментирует сообщения о своем возможном назначении. Но его кандидатуру очень высоко оценил ветеран американской дипломатии Джон Мэтлок, бывший посол США в Советском Союзе. «В Вашингтоне говорят, что, вероятно, будет назначен Джон Теффт. И если это так, то он будет выдающимся послом, – отметил Мэтлок. – Я хорошо его знаю. В нашей команде, когда я находился на дипломатической службе, он был одним из самых способных специалистов по России».
Действительно, Теффт давно в команде специалистов по России и постсоветскому пространству. В 1989–1992 гг. дипломат был заместителем главы отдела Госдепартамента по СССР (позднее по России и СНГ) – здесь Теффт курировал военное направление. С 1996 по 1999 год он был заместителем посла США в Москве, в 1996–1997 также занимал пост поверенного в делах Соединенных Штатов в России. В 1999 г. за свою работу в России Теффт был награжден почетной медалью. В 2004–2005 гг. Теффт был заместителем помощника госсекретаря по вопросам Европы и Евразии, курировал отношения США с Россией, Украиной, Белоруссией и Молдавией. В 2004 г. посетил Украину во время «оранжевой революции» – тогда от имени Госдепа он выразил обеспокоенность неравным доступом кандидатов к СМИ.
- СМИ: Москве предложено одобрить кандидатуру нового посла США в России
- Экс-посол США: Теффт является незаурядным специалистом по России
- Эксперт: США устраивают цветные революции с помощью националистов
- Иран отказал в визе экс-послу США в России Макфолу
- США: Вашингтон прекрасно обходится без посла в Москве
В 2005–2009 гг. Теффт занимал пост посла Соединенных Штатов в Грузии (таким образом, на время его работы пришлась война в Южной Осетии), а с 2009 по 2013 г. он возглавлял посольство на Украине.
Оптимальный кандидат для времен «заморозки»
Назначение нового посла не поможет выправить отношения между Москвой и Вашингтоном, заметил в беседе с газетой ВЗГЛЯД председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов. «Не послы определяют политику», – подчеркнул собеседник, по мнению которого, «в силу разных обстоятельств, ни Россия, ни США не заинтересованы в улучшении отношений». «Задача посла в данном положении – осуществлять необходимые контакты в отсутствие встреч на более высоком уровне; в данном случае посол является едва ли не ключевой фигурой», – подчеркивает Лукьянов. Еще одной задачей нового американского представителя, по мнению собеседника, должна стать «минимизация ущерба»: в рамках довольно плохих отношений между двумя странами важно не привнести дополнительные сложности.
«С этой точки зрения – и в первом, и во втором смысле, Джон Теффт, на мой взгляд, кандидатура очень удачная, – отметил Лукьянов. – Это высокопрофессиональный и очень опытный дипломат, с большим стажем работы по российскому и в целом постсоветскому направлениям». По мнению эксперта, Теффт будет грамотно «выполнять свою работу по реализации указаний политического руководства». «Поскольку никаких политических прорывов нет (и в ближайшие несколько лет, скорее всего, не будет), то такой очень качественный технократ, на мой взгляд, будет оптимальным кандидатом. Его назначение можно только приветствовать», – подчеркивает Лукьянов.
По мнению собеседника, «напоминания о том, что Теффт «служил» на Украине, в Грузии и Литве в те периоды, когда там были горячие события, и посему его приезд что-то значит», не имеют под собой никакой почвы. «Не посол определяет политическую стратегию», – подчеркивает эксперт.
«Говорил, что воевать – это было бы безумно»
#{ussr}Что касается, пожалуй, самого «беспокойного» эпизода в дипломатической карьере Теффта – пятидневной войны августа 2008 г., то, как отмечают собеседники газеты ВЗГЛЯД в Грузии, дипломат стремился сыграть скорее примиряющую роль.
«Джон Теффт еще до войны 2008 года делал все возможное, чтобы остудить «горячие головы» тогдашнего президента Грузии Михаила Саакашвили и его окружения», – вспоминает в интервью газете ВЗГЛЯД глава НПО «Институт стратегии управления Грузии» Петрэ Мамрадзе, ранее занимавший ряд ключевых должностей в исполнительной власти и бывший также депутатом.
«Я познакомился с Теффтом в 2006 году, – рассказывает Мамрадзе. – Тогда я был начальником канцелярии правительства. В кулуарах говорили, что Саакашвили готовится воевать. Даже называли дату – 7 июля. То есть «07.07». Саакашвили же особенное внимание обращает на символы».
«Саакашвили и его окружение распространяли информацию о том, что в военных действиях грузинских солдат поддержат инструкторы США. Я понимал, что это – «зеленый свет» на военную операцию от США – блеф. Однако мне тогдашний премьер-министр Зураб Ногаидели сказал, что даже Кондолиза Райс (экс-госсекретарь США) не смогла бы остановить Саакашвили. Тогда я попросил Теффта о личной встрече», – вспоминает политик.
По словам Петрэ Мамрадзе, «Джон Теффт разделил опасения, говорил, что воевать – это было бы безумно, что Россия ответит жестко и незамедлительно».
Вскоре после встречи Мамрадзе с американским послом аккредитованный в Грузии дипломатический корпус солидарно передал Саакашвили, что он против военных операций.
Как уточняет Мамрадзе, в то время больше предполагалось, что Саакашвили устроит военную провокацию не в Южной Осетии, а в Абхазии, использовав Кодорское ущелье, подконтрольное тогда грузинам.
«На некоторое время это принизило пыл Саакашвили»
Вскоре, вспоминает Мамрадзе, Джордж Буш встретился в Вашингтоне с Саакашвили, и тогдашний лидер США «категорически и внятно объяснил, что вооруженные действия Грузии не поддержит».
«На некоторое время это принизило пыл Саакашвили. Но всего на несколько месяцев. После чего он стал публично говорить, что больше не может терпеть, что не контролирует Абхазию и Южную Осетию. Допускал все методы восстановления территориальной целостности, вплоть до силовых. Это было просто безумство. Теффт снова прилагал все усилия, чтобы остановить его. В апреле 2008 года тогдашний посол США поработал так, что Буш прислал письмо Саакашвили, снова предупреждая, что не поддержит военную акцию. В июле в Тбилиси прилетела Райс. И она говорила, и достаточно жестко, что военные действия оставят Саакашвили один на один с Россией. Райс говорила также, что это надолго отбросит Грузию от вступления в НАТО. Но наш великий Бонапарт – я имею в виду Саакашвили – решил схитрить. Он пообещал не начинать войну в... Абхазии. Сам же готовился к тому, чтобы вернуть Южную Осетию. Якобы так не нарушит слова, данного США», – говорит Мамрадзе.
«Единожды, когда Теффт, можно сказать, был введен в заблуждение, это утро 8 августа 2008 года. Он поверил грузинской пропаганде в том, что армия страны уже почти полностью контролирует Южную Осетию, а русские не реагируют. Теффт так и написал в Вашингтон со ссылкой на грузинские источники...» – говорит Мамрадзе.
О миротворческой политике Теффта на посту посла США в Грузии говорила ранее и экс-председатель парламента, лидер «Демократического движения «Единая Грузия» Нино Бурджанадзе. Она вспоминала, что часть грузинского руководства настаивала на военных действиях еще в апреле 2008 года. Она рассказала о деталях одного из заседаний Совета национальной безопасности Грузии в апреле 2008 года, во время которого бывшие министры иностранных дел Григол Вашадзе и культуры Николоз Руруа, госминистр по реинтеграции Эка Ткешелашвили и секретарь СНБ Георгий Бокерия «возбужденно» говорили о том, что Грузия имеет право «начать войну».
По ее словам, эти лица и некоторые другие люди говорили о том, что «у русских ржавые танки, победа возможна за ночь».
Нино Бурджанадзе заявила, что помешать приступить к реализации такого плана на тот момент удалось ей и тогдашнему послу США в Грузии Джону Теффту.