Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

12 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
16 января 2014, 22:34 • Политика

Определиться с будущим

Отец Тихон: Учебник о том, как созидалась великая страна

Определиться с будущим
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Петр Акопов

В Кремле прошла встреча Владимира Путина с историками, авторами концепции нового школьного учебника. Встреча, по большому счету, была посвящена не прошлому, а будущему, потому что преподавание истории – это не о том, какую Россию мы потеряли, а о том, какую мы хотим сохранить и построить. Газета ВЗГЛЯД поговорила с одним из участников встречи – архимандритом Тихоном (Шевкуновым).

Прошло меньше года с того момента, когда Владимир Путин предложил подумать «о единых учебниках истории России для средней школы, рассчитанных на разные возрасты, но построенных в рамках единой концепции, в рамках единой логики непрерывной российской истории, взаимосвязи всех ее этапов, уважения ко всем страницам нашего прошлого». Для того, чтобы будущие учебники не имели «внутренних противоречий и двойных толкований», академическое сообщество несколько месяцев обсуждало их концепцию.

На вульгарном комплексе неполноценности, который вкладывался в умы целого поколения, страну не построишь

В конце октября прошлого года «историко-культурный стандарт», подготовленный Российским историческим обществом, был передан президенту. Вероятно, на праздники он сумел с ним ознакомиться, и вот теперь состоялась встреча с создателями концепции: руководителями академических институтов и школьными преподавателями истории из самых разных городов России. Учителя составляли большинство из 15 гостей Путина (не считая спикера Госдумы, двух министров, помощника президента и главы думского комитета по образованию).

Президент несколько раз упомянул о том, что «единые подходы к преподаванию истории совсем не означают казенное, официозное, идеологизированное единомыслие» – это потому, что часть непримиримой общественности и в этой инициативе власти увидела «новый 37-й год». Кстати, когда об этих страхах упомянул и Сергей Нарышкин (спикер возглавляет РИО), сказавший, что, работая над концепцией, «мы полностью выбили почву под спекуляциями о том, а такие сначала были, что соберутся в тиши кабинета Ливанов, Мединский и группа товарищей и напишут какую-нибудь новую версию краткого курса ВКП(б), условно», Путин не удержался от реплики: «А почему «ВКП(б)» сказали шепотом? Вы сами боитесь или боитесь, что мы испугаемся?»

Сам Путин не боится упреков в диктате – потому что у него совсем другая цель: избавиться от воспитания школьников в духе пренебрежения к собственной истории, избавиться от того, что он назвал идеологическим мусором. «Дать ребятам хорошие, фундаментальные знания о ключевых фактах истории, о делах выдающихся соотечественников. С этим у нас подчас возникают большие проблемы. И мы с вами как-то вольно или невольно принижаем то, что было сделано нашими предками за предыдущие годы существования или столетия существования Российского государства. Зачем мы это делаем, мне непонятно».

Президент задает риторический вопрос – понятно, что идеология уничижения исторического прошлого очень выгодна офшорной аристократии, удобна для того, чтобы развивать в людях комплекс неполноценности, тем самым лишая их самостоятельного будущего. Собственно говоря, патриотический курс Путина просто невозможен без возвращения уважения к собственной истории. При этом, по его словам, «ничего нельзя преувеличивать, разумеется, и нос задирать по каждому поводу и без повода, но объективная оценка может и должна быть дана всему, что сделано нашим народом за более чем тысячу лет российской государственности». Главная цель – «чтобы люди поняли – не только узнали о том, что было, и ознакомились с объективными оценками, но поняли свою собственную, личную меру ответственности за страну, в которой живем, причем и сегодня, и на длительную, как я уже говорил, перспективу». То есть говорим о прошлом – думаем о будущем.

Сами учебники будут готовы не раньше чем через 1,5–2 года – поэтому, скорее всего, они появятся в школах лишь с 1 сентября 2016-го. Но изменения в ЕГЭ начнут вноситься уже в этом году.

Архимандрит Тихон  (Фото: pravoslavie.ru)

Архимандрит Тихон (Фото: pravoslavie.ru)

Одним из участников встречи был архимандрит Тихон (Шевкунов), наместник Сретенского монастыря. Его пригласили как ответственного секретаря Патриаршего совета по культуре и одного из создателей недавно прошедшей в Манеже выставки «Романовы. Моя история». Газета ВЗГЛЯД поинтересовалась у отца Тихона его мнением о прошедшей дискуссии.

ВЗГЛЯД: Каковы ваши впечатления – удастся ли нам наконец-то хотя бы в школьном преподавании отойти от либерального взгляда на историю нашей страны как цепь трагических ошибок и преступлений?

Архимандрит Тихон: Встреча была необычайно важной. Присутствовали ведущие историки, руководители ведущих академических вузов, учителя, министры, руководители Русского исторического общества. Многие из них признавались, что они изначально неоднозначно относились к самой идее единого учебника. Но сейчас, когда проведена серьезная работа и выслушаны все мнения, все без исключения пришли к мнению, что такой базовый учебник истории совершенно необходим.

Долгий период, двадцать лет, был связан с тем, что многие учебники были пронизаны, не буду говорить – очернительством, но негативным, в лучшем случае крайне критическим взглядом на нашу историю. А та созидательная сила народа и самой России, поразительный творческий потенциал, уникальный в мировой истории, оставались всегда в тени.

Сейчас речь совершенно не идет о том, чтобы от очернительских учебников, от тотально негативного взгляда перейти к истории в розовых очках. Все говорили о том, что ни в коем случае нельзя замалчивать негативные стороны того или иного периода нашей истории. Но учебник должен рассказывать подрастающему поколению – на фактах, на исторически достоверном материале – о том, как созидалась великая страна, как созидался особый духовный мир России, держава, совершенно уникальная в мировой истории. И категорически нельзя замалчивать достижения и доромановского, и романовского, и советского, да и нынешнего периода. Это просто преступление – и перед историей, и перед подрастающим поколением.

ВЗГЛЯД: Учебник истории должен воспитывать патриота – ведь именно в этом и состоит одна из главных задач школьного образования. Причем во всем мире...

А.Т.: Все учебники, которые удалось просмотреть в период подготовки новой концепции – например, США, Франции, Германии, Китая – рассказывают о величии своей страны. Не скрывая негативных фактов, рассказывают о том едином народе, который достиг великих свершений. Это касается каждой большой страны, цивилизации. И это единственно правильный путь к тому, чтобы подростки не просто гордились своей историей, но и увлеклись ею, а в дальнейшем сами могли находить исторические материалы, которые сейчас доступны для всех.

На встрече говорилось о том, что работа не ограничится созданием линейки базовых учебников – будет подготовлено немало материалов, пособий для учителей, книг для чтения, где будут представлены разные взгляды на тот или период нашей истории, на исторические личности. И учителя будут рассказывать детям о многообразии взглядов и подходов. Но базовый учебник, конечно, совершенно необходим.

ВЗГЛЯД: В советские годы русская история в соответствии с марксистской концепцией преподавалась через призму классовой борьбы, смены формаций и в целом унифицировалась с общемировыми процессами. Это часто как минимум мешало увидеть многие национальные традиции и особенности, искажало представление о пути России. А в постсоветские годы все стали сводить к либеральному западному мифу о том, что Россия это ущербное дитя европейской цивилизации. Сейчас мы подходим к самостоятельному взгляду на собственную историю?

А.Т.: Думаю, что да. Вульгарный комплекс неполноценности, который вкладывался в умы целого поколения, – это уже пройденный этап. Не только пройденный, но и осмысленный – совершенно понятно, что нельзя строить воспитание новых поколений на таком подходе, это просто преступно. Да и саму страну с таким отношением не построишь. И профессиональные историки говорили об этом, да и о том, что такая «неполноценность» – это просто историческая неправда. Поэтому наш созидательный потенциал должен быть раскрыт, историю страны надо показывать во всем ее многообразии, в первую очередь – говоря о поразительном историческом движении, пути России.

Все присутствующие немного опасались того, что опять начнется какой-то плюрализм и политкорректность...

ВЗГЛЯД: Об этом не говорим, то не называем...

А.Т.: Но все единодушно пришли к выводу, что это совершенно порочный путь, и новый учебник не будет основан на этом. Так же как и не будет исходить из вульгарного, никому не нужного и бесполезного ура-патриотизма.

ВЗГЛЯД: Из того, что сказал в начале встречи Путин, было видно, что он понимает, что речь идет не только об истории – он сказал, что «от оценок исторических событий в значительной степени зависит то, как общество относится к тому, что мы делаем сегодня, и то, какие мы строим планы на ближайшую, среднесрочную и на более отдаленную историческую перспективу». Действительно, от того, как мы понимаем раскол или Николая Второго, зависит и то, как мы относимся не только к Путину, но и к той России, которую мы хотели бы видеть в будущем.

А.Т.: И в конце встречи президент сказал важную вещь – о том, что история дает поразительный позитивный заряд для новых поколений, для утверждения тех важнейших ценностей, которые выстрадал и принял народ. Дает силы к созидательной работе. При этом все время повторялось – и это ни в коем случае не реверанс в строну негативного взгляда на нашу историю, а объективность – что ни в коем случае нельзя замалчивать уроки истории, иногда очень горькие.

ВЗГЛЯД: Работая над выставкой «Романовы. Моя история», которая прошла в ноябре в Манеже, вы фактически создали не просто передвижную и мультимедийную экспозицию про 300-летний период русской истории, но и своеобразное учебное пособие.

Архимандрит  Тихон, патриарх Московский и Всея Руси Кирилл и президент России  Владимир Путин во время посещения интерактивной выставки

Архимандрит Тихон, патриарх Московский и Всея Руси Кирилл и президент России Владимир Путин во время посещения интерактивной выставки «Романовы. Моя история» (Фото: ИТАР-ТАСС)

А.Т.: Мы к этому и стремились. Но не представляли, какой будет результат и какой будет интерес. Нам многие говорили – ну что вы делаете, какой-то учебник истории, кто вообще туда пойдет, чтобы смотреть и листать на мониторах этот «учебник».

ВЗГЛЯД: А в итоге были громадные очереди – я, например, полтора часа отстоял с семьей, чтобы попасть на выставку.

А.Т.: За 20 дней прошло более 300 тысяч человек, эта выставка побила все рекорды посещения в Манеже. По выходным, когда приходило больше всего людей, очередь начиналась от Лобного места на Красной площади. И что нас порадовало, интерес был в первую очередь у молодежи – были студенты, было огромное количество школьников. Конечно, выставка была ориентирована на молодежь – мультимедийные экспонаты, игры, в которых люди узнавали подробности исторических событий. Но в первую очередь мы рассказывали о той созидательной деятельности русских царей и императоров, от Михаила Федоровича до Николая Александровича, которую, конечно, нельзя отнять от нашей истории. При этом мы рассказывали и обо всех тяжелых, трагических, необычайно сложных моментах русской истории – и это все воспринималось как своя история, поэтому мы и назвали ее «Моя история».

ВЗГЛЯД: Выставка  поедет по России?

А.Т.: Да, мы сейчас работаем над этим. Очень много городов обратилось с просьбой привезти ее к ним. И мы сейчас готовим большую программу, и, надеюсь, она начнется в конце февраля.

ВЗГЛЯД: Будут ли подготовлены учебные материалы на основе выставки? Ведь в принципе это уже готовый школьный материал – мультимедийное приложение, которое можно использовать как на уроках, так и для внеклассного чтения.

А.Т.: Мы не претендуем на создание учебника, этим должны заниматься серьезные научные структуры – хотя и нашу выставку в первую очередь делали профессиональные историки. И сегодня мне было очень приятно перед началом встречи с президентом услышать от многих историков лестные отзывы о нашей выставке. Может быть, наше мультимедийное пособие и книга будут востребованы.

ВЗГЛЯД: По сути это была первая масштабная выставка, построенная исходя из монархического и православного взгляда на русскую историю. Это и привлекло людей, которых десятилетия приучали к тому, что в публичном, массовом культурном и идеологическом пространстве отечественная история изображается только в желто-скандальном или либерально-издевательском свете.

А.Т.: Да, хотя в наши задачи не входило сделать выставку «Торжество монархии», но мы просто обязаны были оценить то, что было сделано Романовыми для России в этот огромный период, и надеюсь, что это получилось.

И было очень интересно смотреть, на что же больше всего обращали внимание посетители. На созидательный вектор – люди воочию видели на картах, диаграммах и интерактивных экранах, как увеличивалась страна, как росло население, как создавались новые города и предприятия, как удивительным образом развивалась наша духовная культура, какое значение имела Церковь для строительства русского государства и духовного устроения человека. Привлекла особое внимание и тема, которую можно назвать развенчанием некоторых мифов.

ВЗГЛЯД: Да, рассказ о декабристах, к примеру, вызвал поток желчи у либеральной интернет-публики...

А.Т.: Начиная от Разина и Пугачева, которых романтизировали, причем не только в советское время, а с конца 19-го века. И когда люди обнаруживали, что одной из статей дохода для Степана Разина была продажа своих соотечественников на невольнические рынки в Крым, это становилось для них открытием. Необычайно важной была и тема предательства государственных интересов. Не только в 1917 году. Борьба элит за власть, жестокая, беспощадная по отношению к народу. Начиная от Смутного времени, которое является ярчайшим образцом борьбы и предательства элит, это проходит через всю историю России.

ВЗГЛЯД: Романовы пришли, когда народ и страна сумели преодолеть это предательство, и были свергнуты в результате предательства элит три века спустя...

А.Т.: Да, и практически в период правления каждого из них были моменты предательства национальных интересов со стороны части элиты. Я считаю, что точно такая же история была и в 1990–1991 годах...

ВЗГЛЯД: Это актуально и сегодня, на фоне тех процессов, что мы видели в 2011 2012 годах, и которые продолжают подспудно тлеть и сейчас...

А.Т.: История повторяется. Часто говорят, что история ничему не учит. Это не так. Прекрасно сказал об этом наш великий историк Ключевский: история – это не добрая ласковая учительница, а строгая наставница, которая самым жестким образом взыскивает за неусвоенные уроки.

..............