Владимир Можегов Владимир Можегов Правый поворот Европы неостановим

Если все эти умозрительные проекты (Австро-Венгрия Орбана, Ле Пен во Франции, АдГ в Германии, консервативный Юг) реализуются, то мечта Де Голля и Аденауэра о «Европе отечеств» может оказаться вновь актуальной. И то, что не удалось в шестидесятых, может вполне обрести новую жизнь.

5 комментариев
Андрей Рудалёв Андрей Рудалёв Демография – не про деньги

Дом строится, большая семья создается через внутреннее домостроительство, через масштабность задач и ощущение собственной полноценности и силы. Это важное ощущение личной человеческой победительности было достигнуто в те же послевоенные годы, когда рожали детей вовсе не ради денег, а для будущего.

18 комментариев
Анна Долгарева Анна Долгарева Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

31 комментарий
16 января 2014, 22:34 • Политика

Определиться с будущим

Отец Тихон: Учебник о том, как созидалась великая страна

Определиться с будущим
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Петр Акопов

В Кремле прошла встреча Владимира Путина с историками, авторами концепции нового школьного учебника. Встреча, по большому счету, была посвящена не прошлому, а будущему, потому что преподавание истории – это не о том, какую Россию мы потеряли, а о том, какую мы хотим сохранить и построить. Газета ВЗГЛЯД поговорила с одним из участников встречи – архимандритом Тихоном (Шевкуновым).

Прошло меньше года с того момента, когда Владимир Путин предложил подумать «о единых учебниках истории России для средней школы, рассчитанных на разные возрасты, но построенных в рамках единой концепции, в рамках единой логики непрерывной российской истории, взаимосвязи всех ее этапов, уважения ко всем страницам нашего прошлого». Для того, чтобы будущие учебники не имели «внутренних противоречий и двойных толкований», академическое сообщество несколько месяцев обсуждало их концепцию.

На вульгарном комплексе неполноценности, который вкладывался в умы целого поколения, страну не построишь

В конце октября прошлого года «историко-культурный стандарт», подготовленный Российским историческим обществом, был передан президенту. Вероятно, на праздники он сумел с ним ознакомиться, и вот теперь состоялась встреча с создателями концепции: руководителями академических институтов и школьными преподавателями истории из самых разных городов России. Учителя составляли большинство из 15 гостей Путина (не считая спикера Госдумы, двух министров, помощника президента и главы думского комитета по образованию).

Президент несколько раз упомянул о том, что «единые подходы к преподаванию истории совсем не означают казенное, официозное, идеологизированное единомыслие» – это потому, что часть непримиримой общественности и в этой инициативе власти увидела «новый 37-й год». Кстати, когда об этих страхах упомянул и Сергей Нарышкин (спикер возглавляет РИО), сказавший, что, работая над концепцией, «мы полностью выбили почву под спекуляциями о том, а такие сначала были, что соберутся в тиши кабинета Ливанов, Мединский и группа товарищей и напишут какую-нибудь новую версию краткого курса ВКП(б), условно», Путин не удержался от реплики: «А почему «ВКП(б)» сказали шепотом? Вы сами боитесь или боитесь, что мы испугаемся?»

Сам Путин не боится упреков в диктате – потому что у него совсем другая цель: избавиться от воспитания школьников в духе пренебрежения к собственной истории, избавиться от того, что он назвал идеологическим мусором. «Дать ребятам хорошие, фундаментальные знания о ключевых фактах истории, о делах выдающихся соотечественников. С этим у нас подчас возникают большие проблемы. И мы с вами как-то вольно или невольно принижаем то, что было сделано нашими предками за предыдущие годы существования или столетия существования Российского государства. Зачем мы это делаем, мне непонятно».

Президент задает риторический вопрос – понятно, что идеология уничижения исторического прошлого очень выгодна офшорной аристократии, удобна для того, чтобы развивать в людях комплекс неполноценности, тем самым лишая их самостоятельного будущего. Собственно говоря, патриотический курс Путина просто невозможен без возвращения уважения к собственной истории. При этом, по его словам, «ничего нельзя преувеличивать, разумеется, и нос задирать по каждому поводу и без повода, но объективная оценка может и должна быть дана всему, что сделано нашим народом за более чем тысячу лет российской государственности». Главная цель – «чтобы люди поняли – не только узнали о том, что было, и ознакомились с объективными оценками, но поняли свою собственную, личную меру ответственности за страну, в которой живем, причем и сегодня, и на длительную, как я уже говорил, перспективу». То есть говорим о прошлом – думаем о будущем.

Сами учебники будут готовы не раньше чем через 1,5–2 года – поэтому, скорее всего, они появятся в школах лишь с 1 сентября 2016-го. Но изменения в ЕГЭ начнут вноситься уже в этом году.

Архимандрит Тихон  (Фото: pravoslavie.ru)

Архимандрит Тихон (Фото: pravoslavie.ru)

Одним из участников встречи был архимандрит Тихон (Шевкунов), наместник Сретенского монастыря. Его пригласили как ответственного секретаря Патриаршего совета по культуре и одного из создателей недавно прошедшей в Манеже выставки «Романовы. Моя история». Газета ВЗГЛЯД поинтересовалась у отца Тихона его мнением о прошедшей дискуссии.

ВЗГЛЯД: Каковы ваши впечатления – удастся ли нам наконец-то хотя бы в школьном преподавании отойти от либерального взгляда на историю нашей страны как цепь трагических ошибок и преступлений?

Архимандрит Тихон: Встреча была необычайно важной. Присутствовали ведущие историки, руководители ведущих академических вузов, учителя, министры, руководители Русского исторического общества. Многие из них признавались, что они изначально неоднозначно относились к самой идее единого учебника. Но сейчас, когда проведена серьезная работа и выслушаны все мнения, все без исключения пришли к мнению, что такой базовый учебник истории совершенно необходим.

Долгий период, двадцать лет, был связан с тем, что многие учебники были пронизаны, не буду говорить – очернительством, но негативным, в лучшем случае крайне критическим взглядом на нашу историю. А та созидательная сила народа и самой России, поразительный творческий потенциал, уникальный в мировой истории, оставались всегда в тени.

Сейчас речь совершенно не идет о том, чтобы от очернительских учебников, от тотально негативного взгляда перейти к истории в розовых очках. Все говорили о том, что ни в коем случае нельзя замалчивать негативные стороны того или иного периода нашей истории. Но учебник должен рассказывать подрастающему поколению – на фактах, на исторически достоверном материале – о том, как созидалась великая страна, как созидался особый духовный мир России, держава, совершенно уникальная в мировой истории. И категорически нельзя замалчивать достижения и доромановского, и романовского, и советского, да и нынешнего периода. Это просто преступление – и перед историей, и перед подрастающим поколением.

ВЗГЛЯД: Учебник истории должен воспитывать патриота – ведь именно в этом и состоит одна из главных задач школьного образования. Причем во всем мире...

А.Т.: Все учебники, которые удалось просмотреть в период подготовки новой концепции – например, США, Франции, Германии, Китая – рассказывают о величии своей страны. Не скрывая негативных фактов, рассказывают о том едином народе, который достиг великих свершений. Это касается каждой большой страны, цивилизации. И это единственно правильный путь к тому, чтобы подростки не просто гордились своей историей, но и увлеклись ею, а в дальнейшем сами могли находить исторические материалы, которые сейчас доступны для всех.

На встрече говорилось о том, что работа не ограничится созданием линейки базовых учебников – будет подготовлено немало материалов, пособий для учителей, книг для чтения, где будут представлены разные взгляды на тот или период нашей истории, на исторические личности. И учителя будут рассказывать детям о многообразии взглядов и подходов. Но базовый учебник, конечно, совершенно необходим.

ВЗГЛЯД: В советские годы русская история в соответствии с марксистской концепцией преподавалась через призму классовой борьбы, смены формаций и в целом унифицировалась с общемировыми процессами. Это часто как минимум мешало увидеть многие национальные традиции и особенности, искажало представление о пути России. А в постсоветские годы все стали сводить к либеральному западному мифу о том, что Россия это ущербное дитя европейской цивилизации. Сейчас мы подходим к самостоятельному взгляду на собственную историю?

А.Т.: Думаю, что да. Вульгарный комплекс неполноценности, который вкладывался в умы целого поколения, – это уже пройденный этап. Не только пройденный, но и осмысленный – совершенно понятно, что нельзя строить воспитание новых поколений на таком подходе, это просто преступно. Да и саму страну с таким отношением не построишь. И профессиональные историки говорили об этом, да и о том, что такая «неполноценность» – это просто историческая неправда. Поэтому наш созидательный потенциал должен быть раскрыт, историю страны надо показывать во всем ее многообразии, в первую очередь – говоря о поразительном историческом движении, пути России.

Все присутствующие немного опасались того, что опять начнется какой-то плюрализм и политкорректность...

ВЗГЛЯД: Об этом не говорим, то не называем...

А.Т.: Но все единодушно пришли к выводу, что это совершенно порочный путь, и новый учебник не будет основан на этом. Так же как и не будет исходить из вульгарного, никому не нужного и бесполезного ура-патриотизма.

ВЗГЛЯД: Из того, что сказал в начале встречи Путин, было видно, что он понимает, что речь идет не только об истории – он сказал, что «от оценок исторических событий в значительной степени зависит то, как общество относится к тому, что мы делаем сегодня, и то, какие мы строим планы на ближайшую, среднесрочную и на более отдаленную историческую перспективу». Действительно, от того, как мы понимаем раскол или Николая Второго, зависит и то, как мы относимся не только к Путину, но и к той России, которую мы хотели бы видеть в будущем.

А.Т.: И в конце встречи президент сказал важную вещь – о том, что история дает поразительный позитивный заряд для новых поколений, для утверждения тех важнейших ценностей, которые выстрадал и принял народ. Дает силы к созидательной работе. При этом все время повторялось – и это ни в коем случае не реверанс в строну негативного взгляда на нашу историю, а объективность – что ни в коем случае нельзя замалчивать уроки истории, иногда очень горькие.

ВЗГЛЯД: Работая над выставкой «Романовы. Моя история», которая прошла в ноябре в Манеже, вы фактически создали не просто передвижную и мультимедийную экспозицию про 300-летний период русской истории, но и своеобразное учебное пособие.

Архимандрит  Тихон, патриарх Московский и Всея Руси Кирилл и президент России  Владимир Путин во время посещения интерактивной выставки

Архимандрит Тихон, патриарх Московский и Всея Руси Кирилл и президент России Владимир Путин во время посещения интерактивной выставки «Романовы. Моя история» (Фото: ИТАР-ТАСС)

А.Т.: Мы к этому и стремились. Но не представляли, какой будет результат и какой будет интерес. Нам многие говорили – ну что вы делаете, какой-то учебник истории, кто вообще туда пойдет, чтобы смотреть и листать на мониторах этот «учебник».

ВЗГЛЯД: А в итоге были громадные очереди – я, например, полтора часа отстоял с семьей, чтобы попасть на выставку.

А.Т.: За 20 дней прошло более 300 тысяч человек, эта выставка побила все рекорды посещения в Манеже. По выходным, когда приходило больше всего людей, очередь начиналась от Лобного места на Красной площади. И что нас порадовало, интерес был в первую очередь у молодежи – были студенты, было огромное количество школьников. Конечно, выставка была ориентирована на молодежь – мультимедийные экспонаты, игры, в которых люди узнавали подробности исторических событий. Но в первую очередь мы рассказывали о той созидательной деятельности русских царей и императоров, от Михаила Федоровича до Николая Александровича, которую, конечно, нельзя отнять от нашей истории. При этом мы рассказывали и обо всех тяжелых, трагических, необычайно сложных моментах русской истории – и это все воспринималось как своя история, поэтому мы и назвали ее «Моя история».

ВЗГЛЯД: Выставка  поедет по России?

А.Т.: Да, мы сейчас работаем над этим. Очень много городов обратилось с просьбой привезти ее к ним. И мы сейчас готовим большую программу, и, надеюсь, она начнется в конце февраля.

ВЗГЛЯД: Будут ли подготовлены учебные материалы на основе выставки? Ведь в принципе это уже готовый школьный материал – мультимедийное приложение, которое можно использовать как на уроках, так и для внеклассного чтения.

А.Т.: Мы не претендуем на создание учебника, этим должны заниматься серьезные научные структуры – хотя и нашу выставку в первую очередь делали профессиональные историки. И сегодня мне было очень приятно перед началом встречи с президентом услышать от многих историков лестные отзывы о нашей выставке. Может быть, наше мультимедийное пособие и книга будут востребованы.

ВЗГЛЯД: По сути это была первая масштабная выставка, построенная исходя из монархического и православного взгляда на русскую историю. Это и привлекло людей, которых десятилетия приучали к тому, что в публичном, массовом культурном и идеологическом пространстве отечественная история изображается только в желто-скандальном или либерально-издевательском свете.

А.Т.: Да, хотя в наши задачи не входило сделать выставку «Торжество монархии», но мы просто обязаны были оценить то, что было сделано Романовыми для России в этот огромный период, и надеюсь, что это получилось.

И было очень интересно смотреть, на что же больше всего обращали внимание посетители. На созидательный вектор – люди воочию видели на картах, диаграммах и интерактивных экранах, как увеличивалась страна, как росло население, как создавались новые города и предприятия, как удивительным образом развивалась наша духовная культура, какое значение имела Церковь для строительства русского государства и духовного устроения человека. Привлекла особое внимание и тема, которую можно назвать развенчанием некоторых мифов.

ВЗГЛЯД: Да, рассказ о декабристах, к примеру, вызвал поток желчи у либеральной интернет-публики...

А.Т.: Начиная от Разина и Пугачева, которых романтизировали, причем не только в советское время, а с конца 19-го века. И когда люди обнаруживали, что одной из статей дохода для Степана Разина была продажа своих соотечественников на невольнические рынки в Крым, это становилось для них открытием. Необычайно важной была и тема предательства государственных интересов. Не только в 1917 году. Борьба элит за власть, жестокая, беспощадная по отношению к народу. Начиная от Смутного времени, которое является ярчайшим образцом борьбы и предательства элит, это проходит через всю историю России.

ВЗГЛЯД: Романовы пришли, когда народ и страна сумели преодолеть это предательство, и были свергнуты в результате предательства элит три века спустя...

А.Т.: Да, и практически в период правления каждого из них были моменты предательства национальных интересов со стороны части элиты. Я считаю, что точно такая же история была и в 1990–1991 годах...

ВЗГЛЯД: Это актуально и сегодня, на фоне тех процессов, что мы видели в 2011 2012 годах, и которые продолжают подспудно тлеть и сейчас...

А.Т.: История повторяется. Часто говорят, что история ничему не учит. Это не так. Прекрасно сказал об этом наш великий историк Ключевский: история – это не добрая ласковая учительница, а строгая наставница, которая самым жестким образом взыскивает за неусвоенные уроки.

..............