Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

22 комментария
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
Игорь Горбунов Игорь Горбунов Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

3 комментария
15 апреля 2013, 08:51 • Политика

«Самокритичный подход»

Хаббо Кнох: Лучше снять фильм об антиславянских стереотипах

«Самокритичный подход»
@ ZDF

Tекст: Татьяна Маршанских,
Берлин

«Большое количество изнасилований немок русскими солдатами в конце войны – это исторический факт. Но, по-моему, этих сцен, играющих с негативными стереотипами, не должно быть в немецком телепроизводстве», – заявил газете ВЗГЛЯД немецкий историк Хаббо Кнох. Так он прокомментировал показанный недавно в ФРГ художественный фильм о Второй мировой войне.

Крупнейший телеканал Германии ZDF в марте показал трехсерийный фильм «Наши матери, наши отцы». Картина рассказывает о судьбах пяти молодых берлинцев, и ее действие начинается в июне 1941 года. Премьере предшествовала интенсивная рекламная кампания, где лента была названа «событием года».

Лучше бы снять фильм об антипольских и антиславянских стереотипах, которые так долго оказывали влияние на немецко-польские отношения

Создатели фильма утверждали, что типичные немцы в Третьем рейхе были «наивными и морально безупречными» до войны, их просто заставили принять участие в злодеяниях режима.

Сериал сразу вызвал бурю протестов в Польше, поскольку в картине польские партизаны изображены едва ли не большими антисемитами, чем немцы. Сами же «наивные и морально безупречные» немцы в фильме в одной из сцен даже освобождают евреев.

Немецкий таблоид Bild, комментируя эту сцену, написал что «в Восточной Европе антисемитизм был очень распространен» и «польские националисты в лице Армии Крайовой помогали нацистам убивать евреев».

Посольство Польши в Берлине даже направило в редакцию Bild письмо протеста. А польское отделение Лиги против диффамации обратилось к министру иностранных дел Радеку Сикорскому с призывом пресечь распространение телесериала. «Неспособность принять решение по этому вопросу способствует установлению ложного и клеветнического образа Польши и польского народа», указала лига.

В одной из сцен фильма показано и нападение советских солдат на немецкий госпиталь, где русские добивают раненых и насилуют санитарок.

Хаббо Кнох (Фото: из личного архива)

Хаббо Кнох (Фото: из личного архива)

О том, как выглядит фильм с точки зрения историка, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал немецкий профессор, доктор Хаббо Кнох, директор фонда «Нижнесаксонские мемориалы» (к ним относится, в том числе, бывший концлагерь Берген-Бельзен), автор десятков публикаций и книг о репрессиях времен национал-социализма.

ВЗГЛЯД: Господин Кнох, пять главных героев фильма – друзья, 20-летние берлинцы, политикой поначалу не интересуются. Гитлером они не сказать что восхищаются, руку во время приветствия вскидывают неохотно, к евреям относятся терпимо. Как много их таких было в Германии тех времен?

Хаббо Кнох: Эти вымышленные персонажи понадобились создателям фильма как идеализированные образы якобы типичных немцев. В жизни индивидуальное поведение людей было более разноообразным.

Фильм же показывает только крошечную часть целого поколения. Чтобы понять их и их поступки, зрителю нужен полный контекст событий того времени. В фильме же его попросту нет! Если бы он был, стало бы ясно, что идеи национал-социализма присутствовали практически в каждой немецкой семье того времени.

Фильм распространяет ложную картину реальности. В нем особенно не хватает образов тех, кто несет ответственность за преступления режима. Многие из них были не старше главных героев фильма, но с большим влиянием, ответственностью и очень идеологизированные.

Термины «преступник» и «жертва» слишком общие, чтобы с их помощью описывать поведение немцев во времена национал-социализма. Параллельно со многими сотнями тысяч немецких мужчин и женщин, которые активно участвовали в преступлениях режима, было гораздо больше тех, кто режим просто поддерживал: способствовал его существованию, лично получал от него выгоду, использовал для собственного продвижения. Согласие с режимом или даже его поддержка были особенно сильны в предвоенное время.

С началом войны равнодушных стало меньше. С одной стороны, политика Гитлера встречала все большее одобрение: все больше «нормальных» немцев становились фанатиками и преступниками. Но, с другой стороны, росло и число тех, кто сомневался в моральной легитимности режима. Не думаю, что люди тогда были столь наивными, что не понимали, насколько очевидна человеконенавистническая политика у национал-социалистов и что она за собой влечет.

ВЗГЛЯД: Один из польских журналов в ответ на фильм опубликовал на обложке фото Ангелы Меркель в униформе заключенной концлагеря под заголовком «Искажение истории». По-вашему, фильм может ухудшить немецко-польские отношения? В нем, например, польские партизаны из Армии Крайовой изображены чуть ли не большими антисемитами, убийцами евреев, чем сами немцы.

Х. К.: Мне кажется, это скандал, когда телефильм общественно-правового телеканала играет на антипольских стереотипах, показывая исторические события однобоко.

Мы знаем из научных источников о разнообразных и порой противоречивых настроениях в польском обществе во время войны. Но их освещение через однобокое представление в фильме – это не задача немецкой стороны. Как будто мы начнем воспринимать собственные преступления иначе, если выявим коллаборационизм и антисемитизм в других.

ВЗГЛЯД: Телеканал ZDF, который показал фильм «Наши матери, наши отцы», пообещал в ближайшее время показать и документальный фильм об Армии Крайовой. Это будет попытка оправдаться? Или, наоборот, рассказ о том, о чем до сих пор в Германии молчали – о преступлениях поляков против евреев?

Х. К.: Думаю, для ZDF будет довольно сложно снять собственный фильм, который бы показал всю сложность, а также эмоциональное и национальное значение Армии Крайовой для Польши. Этот проект может потерпеть неудачу. Возможно, было бы лучше снять фильм об антипольских и антиславянских стереотипах, которые так долго оказывали влияние на немецко-польские отношения.

ВЗГЛЯД: Как, по-вашему, представлены русские солдаты в фильме? В одной из сцен они врываются в госпиталь, расстреливают немецких раненых, насилуют медсестру. Как известно, на войне все бывает. Но если это и правдоподобная картина, то насколько она типична?

Х. К.:  Фильм работает с клише, с образами, которые оказывают влияние на память немцев. Он не делает попытки их переосмыслить, он лишь подтверждает их – открыто и изощренно... Это также относится к сцене с изнасилованием. Большое количество изнасилований немок русскими солдатами в конце войны – это исторический факт. Но, по-моему, этих сцен, играющих с негативными стереотипами, не должно быть в немецком телепроизводстве.

ВЗГЛЯД: Как фильм в целом восприняли в Германии? Каких оценок было больше?

Х. К.:  Некоторые журналисты вначале писали о нем довольно положительно, потом появились критические отзывы, прежде всего историков. Я бы не переоценивал влияние этого фильма. Тех, кто им вдохновится, он заставит задуматься о поднятых в нем вопросах. Это мы можем и должны использовать – в образовательных проектах, в школе, в мемориальных центрах. Но не думаю, что картина каким-то сильным образом подействует на отношение немцев к периоду национал-социализма и войны.

ВЗГЛЯД: Не свидетельствует ли фильм о том, что немцы хотят в удобном для себя духе переосмыслить историю войны? Отказываются от идеи «коллективного раскаяния», которая господствовала в обществе на протяжении десятилетий?

Х.К.: Этот фильм – попытка снять приключенческое шоу, а не представить историю через документальные источники, через факты. Мне это кино кажется очень проблематичным, но, с другой стороны, это нетипично для Германии. Существует много серьезных работ об этом периоде истории в мемориальных, учебных и научных центрах, также в прессе, авторы которых пытаются разобраться в природе популярности национал-социализма в Германии, того фанатизма, с которым его восприняли немцы.

«Покаяние» или «вина» для третьего или четвертого поколения родственников тех, кто жил во времена войны и был на фронте, это не совсем подходящие понятия. Но самокритичный подход к истории того времени и ответственность за преступления национал-социализма перед людьми, которые из-за него страдали, в обществе, конечно, сохраняются.

Комментарии экспертов

Ульрих Херберт, немецкий историк
Ульрих Херберт, немецкий историк
События фильма начинаются весной 1941 года, когда после разгрома Франции восхищение Адольфом Гитлером, нацизмом и идеями войны достигают своего пика. В это время преступный режим был поддержан большинством немцев. «Наши матери, наши отцы», к сожалению, не показывает, какую любовь и доверие к Гитлеру в этот период испытывали почти все молодые люди и девушки. Он также не показывает убеждение немцев в том, что вся Европа должна была быть завоевана Германией. <br>Среди пяти главных героев фильма нет ни одного антисемита, один из них, кстати, сам еврей. Поляки же, наоборот, показаны в большинстве своем, как ненавистники евреев. Поэтому перед зрителями предстает несколько искаженная картина. Я бы сказал не совсем правдивая. И это, конечно, должно быть подвергнуто критике.<br>Главные герои этой картины – люди, так или иначе критикующие национал-социализм, и в конце ленты становящиеся его жертвами. Лично мне такое представление кажется проблематичным. С другой стороны, исходя из того, что миллионы немецких солдат и простых граждан были убиты, вполне справедливо освещать жуткие потери Германии в этой войне. Но в фильме, как я уже говорил, нечетко показано восхищение и поддержка, которую Адольфу Гитлеру оказывало население страны. И что важно – его большинство! Это должно быть поставлено в вину создателям фильма.<br>В Германии уже на протяжении сорока лет очень интенсивно, временами, даже маниакально, как ни в одной другой стране мира, обсуждаются преступления, совершенных немцами во времена национал-социализма. Иногда это даже приводит к конфликтам. И фильм «Наши матери, наши отцы» лишь часть этих дебатов. В нем много положительных элементов, но также много и тех, которые подверглись жесткой критике // ВЗГЛЯД