Сергей Миркин Сергей Миркин Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?

4 комментария
Игорь Караулов Игорь Караулов Новая война делает предыдущие войны недовоёванными

Нацизм был разгромлен, но не был вырван с корнем и уже в наше время расцвел в Прибалтике, возобладал на Украине. США, Великобритания и Франция, поддержав украинский нацизм, отреклись от союзничества времен Второй мировой войны, а денацификация Германии оказалась фикцией.

10 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Таро – это попытка попасть в духовный мир с черного хода

Попытки залезть в духовный мир с черного хода, узнать будущее, которое принадлежит только Богу – это акт неверия. Хуже того, такие попытки открывают человека для воздействия падших духов. А с чисто мирской точки зрения тарология – это торговля услугами, которые заведомо не могут быть оказаны.

23 комментария
24 октября 2013, 22:10 • Политика

За Босфор и Дарданеллы

Назарбаев предложил принять Турцию в Таможенный союз

За Босфор и Дарданеллы
@ Reuters

Tекст: Ольга Самофалова,
Мадина Шавлохова,
Арсен Хизриев

Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев на саммите в Минске сделали сразу два сенсационных заявления. Путин объявил, что в подписании соглашения о ЗСТ с Таможенным союзом заинтересована Индия, а Назарбаев сообщил, что в Таможенный союз попросилась и Турция. Эксперты, впрочем, напомнили, что сперва Индии и Турции надо разобраться со своим членством в других союзах.

Индия выступила с инициативой подписания договора о зоне свободной торговли со странами Таможенного союза. Об этом заявил в четверг президент России Владимир Путин, выступая на заседании саммита Таможенного союза и ЕврАзЭС в Минске.

Турция интегрирована в общий рынок с ЕС начиная с 1995 года. Как она может одновременно находиться в рамках таможенного союза и Европейского, и Евразийского?

«Только что у нас в гостях был наш большой друг – премьер-министр Индии. Он просил меня поставить вопрос на нашей сегодняшней встрече о том, что Индия хотела бы рассмотреть возможность подписания договора о зоне свободной торговли с Таможенным союзом», – цитирует Путина РИА «Новости».

А казахстанский президент Нурсултан Назарбаев предложил принять в ТС Турцию – страну, которая, как известно, считается кандидатом на вступление в Евросоюз. «Президент Турции обратился ко мне с просьбой вступить в наш Таможенный союз. Давайте примем и Турцию», – сказал Назарбаев. Как признал президент, когда он бывает за рубежом, к нему часто обращаются с вопросом о том, что «мы создаем СССР или что-то под Россией». При этом Назарбаев призвал за ненадобностью распустить ЕврАзЭС.

«Его как бы и не было»

Роспуск ЕврАзЭС станет очередным этапом на пути формирования Евразийского экономического союза России, Белоруссии и Казахстана, который планируется создать к 2015 году, считает директор Института стран СНГ Константин Затулин.

«Евразийское экономическое сообщество существовало как своего рода подготовительный этап Таможенного союза. Цели двух объединений сходны, если не идентичны. Вопрос остается лишь по договорной базе. Насколько договорная база позволяет так легко сократить Евразийское экономическое сообщество, и понесут ли страны – участницы ЕврАзЭС от этого потери? Это надо уточнить», – подчеркнул Затулин.

Почетный председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике, декан факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Сергей Караганов считает «очень перспективной идеей» создание такой мощной региональной структуры, как Таможенный союз с участием Турции и в общей зоне с Индией. «Об этом много говорили, но только теперь удалось достичь каких-то результатов. Несомненно, придется учитывать позиции всех сторон. Что касается ЕврАзЭС, тут и распускать-то нечего, его как бы и не было», – заявил политолог газете ВЗГЛЯД.

В свою очередь зампред комитета по международным делам Госдумы Леонид Калашников (КПРФ) считает, что ЕврАзЭС слишком рано списывать со счетов, он еще может сыграть свою позитивную роль в регионе. Депутат также приветствует вступление новичков в Таможенный союз, правда, исходя из экономических, а не геополитических резонов.

«Усиление ТС – это, прежде всего, оздоровление экономической обстановки. Это перспективная организация. Мы уже обсуждали эту тему с нашими стратегическими партнерами из Вьетнама. Конечно же, и Турция может стать членом ТС», – сказал Калашников.

Согласны ли вы с идеей Назарабаева расширить Таможенный союз за счет Турции?


Результаты
227 комментариев

Впрочем, он оговорился, что эти государства уже входят в различные союзы, скрепленные определенными договорами. «Согласно этим договорам, быть членами других союзов категорически нельзя, – напомнил зампред комитета. – Поэтому страны-кандидаты для начала должны решить вопросы с прежними союзами, и уже потом они смогут стать полноценным партнерами в ТС». 

Интерес есть только к ШОС

Другие эксперты, впрочем, не подтверждают сообщение президента Казахстана о стремлении Турции в ТС. «Насколько я знаю, на официальном уровне этот разговор никем не обсуждался. Однако у Турции есть интерес к региональным объединениям, особенно с участием Средней Азии, у них есть большой интерес к Шанхайской организации сотрудничества (ШОС)», – заявил газете ВЗГЛЯД бывший посол России в Анкаре Петр Стегний.

«Дело в том, что у Турции существует свободный рынок с Европейским союзом. В связи с соглашением об ассоциации Турция интегрирована в общий рынок и входит в таможенный союз с ЕС начиная с 1995 года. Как она может одновременно находиться в рамках таможенного союза и Европейского, и Евразийского? На мой взгляд, правовой основы для этого не существует, потому что государство может состоять только в одном таможенном союзе, не нарушая правовые нормы», – сказала газете ВЗГЛЯД старший научный сотрудник центра Евроатлантической безопасности Института международных отношений Юлия Кудряшова.

По ее словам, ориентация Турции на ШОС отражает в первую очередь стремление к обеспечению собственной безопасности, а не приближение к «евразийским» соседям.

«Дело в том, что ШОС очень много внимания уделяет именно вопросам безопасности, в частности связанным с Афганистаном. Делается это для борьбы с наркотрафиком и недопущения экспорта экстремизма. Все это напрямую затрагивает Турцию, потому что наркотрафик проходит в нее прямо сквозь Иран», – пояснила Кудряшова.

Еще одной причиной, по мнению эксперта, может быть желание укрепления сотрудничества с Китаем.

«Турция в рамках ШОС пытается теснее интегрироваться с государствами Центральной Азии, а новой важной темой является установление крепких отношений с Китаем. В сентябре Китай выиграл тендер по противоракетной обороне в Турции, что несколько шокировало НАТО, и если принять во внимание тот факт, что по экономической роли в ШОС лидирует Китай, то интерес к ней – это возможность для обоюдного сближения», – добавила Кудряшова.

Напомним, что в январе премьер-министр Тайип Реджеп Эрдоган заявил, что обсуждал с президентом Путиным идею о вступлении Турции в Шанхайскую организацию сотрудничества. Слова Эрдогана вызвали большой общественный резонанс, и турецкие эксперты начали говорить о разрыве с ЕС и прекращении дальнейших попыток сближения. Однако, несмотря на это, на сегодняшний день Турция входит лишь в число «партнеров по диалогу» с ШОС, не являясь ни ее членом, ни наблюдателем.

Не исключено, что Анкара действительно обсуждала с Астаной идею о вступлении в ТС, но скорее для того, чтобы оценить реакцию Евросоюза на эту новость. Как писала газета ВЗГЛЯД, неделю назад Брюссель решил возобновить переговоры с Анкарой о вступлении в ЕС, прерванные минувшим летом.

Странная, но выгодная идея

Директор аналитического департамента компании «Альпари» Александр Разуваев считает предложение Турции присоединиться к ТС странным не только с политической, но и с экономической точки зрения.

«Торговля России с Турцией невелика. В основном это деньги, которые оставляют там наши туристы. У нас работают турецкие строительные фирмы. Турция относительно активна в Абхазии. Кроме того, Таможенный союз создавался как консолидация бывшего советского пространства. У Турции хороший рост ВВП, но Казахстан и тем более Белоруссия и Армения – это страны славянского братства, а Турция очень далека от этого. Это другая цивилизация, это другие люди. Плюс конечная цель ТС – это единая валюта, а с Турцией непонятно, как это возможно», – говорит газете ВЗГЛЯД Александр Разуваев.

«Плюс у Турции очень много своих хозяйственных связей, которые во многом придется обрезать из-за единого таможенного пространства с ТС. К примеру, в Казахстане от вступления в ТС пострадала челночная торговля с Китаем, но они это пережили, там больше плюсов. А здесь для самих турок будет достаточно много проблем», – считает Разуваев.

И все-таки у Турции с членами ТС есть экономические точки соприкосновения, которые можно развивать, считает аналитик Инвесткафе Андрей Шенк. «Конечно, Турция не входит в десятку крупнейших стран по товарообороту с Россией. Однако Турция для нас неплохой рынок с точки зрения экспорта продукции металлургии, минеральных удобрений и машиностроения. Наши компании могли бы экспортировать свои машины в Турцию. Для них наш рынок также интересен. Они могли бы увеличить импорт пищевой и легкой промышленности в Россию», – говорит газете ВЗГЛЯД Андрей Шенк.

За последние 10 лет товарооборот между Турцией и Россией вырос более чем в шесть раз. Если в 2002 году он составлял 5 млрд долларов, то уже в 2012 году – 33,3 млрд долларов (данные Турции). Российский экспорт составил 26,6 млрд долларов, а российский импорт – 6,7 млрд долларов. Россия для Турции второй внешнеторговый партнер после Германии, в том числе в экспорте – на шестом месте, а в импорте – на первом. К 2023 году Турция надеется нарастить двусторонний торговый оборот с Россией до 100 млрд долларов и выше.

Перспективными товарами для поставок в Россию из Турции являются свежие овощи и фрукты, текстильная продукция, строительные услуги и услуги в сфере туризма. Россия хочет привлечь турецких производителей-экспортеров текстиля перенести производство на территорию России, в частности в Ивановскую область. Турецкая компания «Нергиз» уже строит в Дагестане текстильную фабрику. В рамках работы ОАО «Курорты Северного Кавказа» очень востребованы турецкие строительные компании и опыт Турции в создании туристско-рекреационных зон на основе частно-государственного партнерства.

В свою очередь Россия имеет возможности увеличить экспорт в Турцию высокотехнологичной продукции и машинотехнического оборудования в ходе строительства АЭС «Аккую».

«Сотрудничество в рамках ТС однозначно приведет к росту российских инвестиций в турецкую экономику и, наоборот, к росту турецких инвестиций в российские проекты. Это также усилит развитие наших уже имеющихся проектов в Турции. Наши компании активно присутствуют на турецком рынке», – отмечает Шенк, добавляя при этом, что туризм активно развивается и без ТС.

У «Интер РАО ЕЭС» газовая электростанция в Турции, российский Сбербанк в прошлом году стал владельцем Денизбанка, имеющего широкую сеть отделений по всей Турции. Группа компаний «ГАЗ» вместе с турецким партнером Mersa Otomativ начала в прошлом году собирать в Турции автомобили «Газель» (из машинокомплектов). Компания «ЛУКОЙЛ» эксплуатирует в Турции около 600 автозаправочных станций и хочет построить НПЗ мощностью до 10 млн тонн в год.

«Минус вступления Турции в ТС в отсутствии прямой границы с союзом. За исключением транзита, сообщение между нами может осуществляться морским путем и самолетами. Это немного ограничивает возможности торговли из-за пропускной способности транспорта. Для нашего экспорта морской транспорт, скорее всего, будет основным способом доставки», – отмечает Андрей Шенк.

«Не исключено также, что вхождение с ТС несколько ухудшит торговлю Турции со странами ЕС, с которыми у нее большой объем торговли. Но я думаю, что торговые отношения в любом случае сохранятся», – добавляет эксперт.

..............