Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
0 комментариевБолотная-212
Лидерам протеста на Болотной грозят годы тюрьмы
Пока столичная тусовка сидит на столичных Чистых прудах и поет песни под гитару, Следственный комитет проводит проверку по факту массовых беспорядков на Болотной площади 6 мая. Судя по всему, лидеры протестующих и напавшие на ОМОН провокаторы могут рассчитывать уже на серьезные уголовные сроки по 212-й статье УК. И видео с акции подтверждает справедливость этих выводов.
Акция гражданского протеста на Чистых прудах, продолжающаяся без двух лидеров столичной оппозиции – Алексея Навального и Сергея Удальцова, в ночь на пятницу отстояла биотуалеты, однако это далеко не самая главная проблема, с которой придется столкнуться оппозиции, решившей «народными гуляниями» переключить в информационном пространстве внимание с массовых беспорядков на Болотной площади 6 мая.
Перешли границу
У нас законодательство более либеральное по сравнению с другими демократическими странами
Акция 6 мая отличалась от прочих оппозиционных мероприятий последнего времени жесткими столкновениями со стражами порядка, которые, согласно закону, обеспечивали безопасность митинга. Безопасности не получилось, митинга тоже, зато в ходе беспорядков пострадали 29 полицейских.
«Переломы и вывихи получили трое сотрудников 2-го ОП ГУ МВД России по Москве. Также 21 сотруднику ОМОН ЦСН ГУ МВД России по Москве были нанесены такие телесные повреждения, как черепно-мозговая травма, сотрясение головного мозга, переломы, ранения и ушибы различных частей тела, а также химические ожоги глаз», – говорилось в отчете, опубликованном на сайте столичной полиции.
Сами оппозиционеры продолжают настаивать на двух тезисах, которые, по их словам, объясняют все произошедшее. Согласно первому, ОМОН не давал протестующим пройти на Болотную площадь, согласно второму, не только избивал мирных демонстрантов, но и практически напал на них.
Оба эти тезиса не просто не подкреплены доказательствами. Оба эти тезиса – ложь.
Видеодоказательства провокации
Стоит обратиться к подробной видеозаписи акции на Болотной, чтобы понять, что никакого мирного протеста просто не было. Мало того, можно считать очевидным, что мирный протест и не планировался.
Итак.
1. Почему протестующие «столкнулись» с ОМОНом?
Вопреки утверждениям, ОМОН не мешал проходу с Большого каменного моста на Болотную площадь. На видео прекрасно видно, что до неожиданной остановки перед омоновцами плотной массы людей, собравшейся за транспарантом, протестующие могли свободно поворачивать на набережную.
В какой-то момент организаторы акции, несущие транспарант, не стали сворачивать на набережную. Затем лидеры акции уселись перед линией ОМОНа, практически «заткнув горлышко» поворота с моста к месту митинга. Неожиданная для основной массы собравшихся сидячая забастовка лидеров оппозиции вызвала давку в задних рядах колонны. Люди были вынуждены обходить сидящих лидеров оппозиции слева, упираясь в цепь ОМОНа.
Так были созданы предпосылки для массовых беспорядков. Последовавшие затем столкновения были уже «делом техники».
2. Кто создал затор?
Сидячая забастовка с заведомо невыполнимыми требованиями была организована Сергеем Удальцовым, Алексеем Навальным и Евгенией Чириковой. По крайней мере, именно их призывы зафиксированы на видео. Вот, к примеру, видео, на котором Алексей Навальный требует сесть, причем не только от своих соратников, но и от журналистов.
Добавим, что может сложиться впечатление, что лидеры оппозиции уселись на Большом каменном мосту случайно. Однако и это не так.
Проговорки в блогах Ксении Собчак и Евгении Чириковой – лучшее доказательство того, что и сидение, и последовавший за ним прорыв цепи ОМОНа были заранее спланированной акцией, которую реализовала группа провокаторов, подставив тем самым под удар большую часть протестующих. Собчак, завсегдатай всех столичных протестных акций, вместо того чтобы отправиться на Болотную, осталась дома – ровно потому, что прекрасно знала, чем закончится «мирный протест».
3. Как действовал ОМОН?
Прорыв начала находящаяся рядом с оппозиционными лидерами группа провокаторов. Сначала они просто начали давить на скопившихся в первых рядах протестующих. Это создало необходимое настроение. А затем в ход пошли файеры и древки от флагов.
Как видим, ОМОН в самом начале вел себя настолько корректно, насколько это вообще возможно. Один из бойцов помог выйти за оцепление женщине, другой – подал куртку оппозиционеру. Из видео следует, что ОМОН сначала сдерживал напор протестующих, и лишь после того, как оппозицией была применена сила, ответил симметрично.
Вывод: устроившие сидячую забастовку Алексей Навальный, Сергей Удальцов и Евгения Чирикова спланировали и осуществили акцию, которая, несмотря на корректные действия органов правопорядка, повлекла за собой столкновение протестующих с ОМОНом. То есть являются организаторами того, что в мировой практике называется «массовыми беспорядками». Беспорядки на Болотной были заранее спланированы и хорошо скоординированы по времени, а значит, и лидеры протестующих, и провокаторы подпадают под все части статьи 212 УК РФ (организация, участие, призывы).
212-я и мировой опыт
«Конечно, в последнее время, когда проходит много митингов и шествий, различные эксперты считают, что надо ужесточать ответственность для их организаторов. По-моему, последний раз 212-я статья применялась, когда у нас была «Манежка». Но вообще в практике она очень редко применима», – рассказал газете ВЗГЛЯД член Общественной палаты РФ адвокат Анатолий Кучерена.
Статья 212 УК РФ («Массовые беспорядки») предусматривает за организацию массовых беспорядков наказание в виде лишения свободы до десяти лет. Призывы к массовым беспорядкам «тянут» на срок до двух лет. За участие в таких беспорядках наказание – лишение свободы на срок до восьми лет.
Кстати, по мнению Кучерены, российское законодательство в этой части более либеральное по сравнению с другими демократическими странами.
Не найдя «системных» аргументов, несогласные блогеры и медийщики переключились на аргументы эмоциональные
«Если говорить о России, то мы проходим какой-то исторический путь в части опыта противодействия призывам к массовым беспорядкам. Я считаю, что у нас законодательство более либеральное по сравнению с другими демократическими странами. Другой вопрос, что сегодняшние тенденции, которые мы наблюдаем, могут привести к тому, что государство будет усиливать свою роль именно в этой части. Чего бы, конечно, не хотелось. Потому что законные права и защита прав граждан, если мы говорим о массовых мероприятиях, должны быть на первом месте. Но надо понимать, что задача массовых мероприятий – не призыв к беспорядкам, а возможность выйти и высказать протест против работы властей на любом уровне», – считает Анатолий Кучерена.
«Омоновец избил беременную женщину!»
Как написал в своей колонке в газете ВЗГЛЯД Максим Кононенко, «эти неприятные вещи скоро забудутся. В народной памяти останется лишь мифология. Которую уже создают».
А после беспорядков, которые устроили лидеры оппозиции 6 мая, речь уже идет не только о мифологии, но и об уходе от уголовной ответственности. В блогосфере активно муссируются «аргументы» несогласных.
После начала беспорядков организаторы протестов 6 мая в один голос утверждали, что ОМОН мешал проходу на митинг. Однако на беду лидеров протестующих все мероприятие снималось на видео, и видео доказывает, что это не так.
Затем – что ОМОН поменял схему оцепления митинга, которая была согласована (выяснилось, что и это неправда).
Затем, что «ОМОН напал первым» (опять подвели видеодоказательства, которые утверждают обратное)
Затем, что беспорядки возникли по вине «провокаторов-нашистов» (доказательств не было, да и технически создать подобную провокацию было нереально)
Не найдя «системных» аргументов, несогласные блогеры и медийщики переключились на аргументы эмоциональные. В итоге одним из самых ярких эпизодов беспорядков на Болотной стало «избиение омоновцем беременной женщины», которое оппозиционеры попытались представить как типичное поведение правоохранительных органов в ходе пресечения массовых беспорядков на Болотной.
Однако оппозиционерам опять не повезло. Выяснилось, что ни беременной женщины, ни зверского удара ногой в живот не было. На съемках с другого ракурса видно, что на земле лежит не беременная женщина, а молодой человек. Сотрудник ОМОНа ударил его по ноге, в тот момент его уже тащили к автозаку другие омоновцы.
Безусловно, подобное поведение сотрудника органов правопорядка должно получить должную оценку его руководства, и, если это необходимо, закона. Но, согласитесь, что эмоционально «омоновец зверски избивает на митинге беззащитную беременную женщину» и «омоновец ударил по ноге молодого человека, который участвовал в беспорядках на Болотной» сравнить невозможно.
По мере выяснения подробностей произошедшего на Болотной 6 мая подобных легенд будет развеяно немало.
Пока же в Следственном комитете начали проверку информации о том, что действия лиц, призывавших к беспорядкам на Болотной площади, были заранее спланированы. Навальный и Удальцов будут допрошены в рамках уголовного дела о беспорядках на Болотной площади.
Можно предположить, что когда организаторы и зачинщики массовых беспорядков получат свои сроки, либеральная общественность не преминет вернуться к «мирному протесту» и «избитой беременной женщине».