Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

11 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
19 марта 2012, 16:20 • Политика

«Мы просто хотим сохранять свою культуру»

Стефан Паняк: Россия хочет переварить украинцев

«Мы просто хотим сохранять свою культуру»
@ ursmu.ru

Tекст: Ирина Костюкова

«В России есть целые центры, которые работают на то, чтобы втянуть Украину в российское лоно и всех нас переварить. И очень хитро и умно ведут свою работу сотрудники этого центра. Они утверждают, что изучать украинский язык в России просто никто не хочет», – заявил газете ВЗГЛЯД лидер украинского землячества в Екатеринбурге Стефан Паняк.

Украинские власти готовы вернуться к вопросу о придании русскому языку статуса второго государственного. С таким заявлением выступил накануне визита в Москву президент Виктор Янукович. «В этом заинтересована Украина, в этом заинтересованы люди, в этом заинтересовано население, которое разговаривает в основном на двух языках: на украинском и на русском. Но нужно, конечно, обязательно этот вопрос отрегулировать на законодательном уровне», – вспомнил украинский лидер данное два года назад собственное предвыборное обещание, добавив, что решение о придании русскому нового статуса будет принято в ближайшее время.

Выбрасывание книг напоминало аналогичный акт вандализма в фашистской Германии. России пришло время смириться с другим взглядом на историю наших стран

В Верховной раде в ответ на это заявили, что подобный законопроект в парламент пока никто не вносил. «В планах работы Верховной рады в ближайшей перспективе такого законопроекта нет», – заявил спикер украинского парламента Владимир Литвин, добавив, что для внесения изменений в конституцию страны, в которой украинский язык закреплен как единственный государственный, необходима поддержка не менее 300 депутатов.

Между тем сами украинцы решили начать бороться за свои права на территории России.

На прошлой неделе в Москве завершился учредительный съезд по созданию новой Федеральной национально-культурной автономии украинцев России. Действующие лидеры украинских общин России форум назвали провокационным, поскольку он проводился без согласия большинства землячеств.

Лидер украинского землячества в Екатеринбурге, профессор Уральского горного университета, сотрудник кафедры гражданской защиты населения Стефан Паняк в интервью газете ВЗГЛЯД заявил, что в России создается квазинациональная украинская автономная организация.

ВЗГЛЯД: Стефан Григорьевич, бывший замдиректора Библиотеки украинской литературы в Москве, ныне заместитель директора Центра украинистики и белоруссистики МГУ Богдан Безпалько сейчас пытается в качестве лидера зарегистрировать новую национально-культурную автономию украинцев в России. По вашему мнению, у него есть шансы?

Стефан Паняк: Конечно. Дело в том, что, по моим данным, есть попытка со стороны власти перехватить инициативу в создании такой автономии. А Богдан Безпалько на самом деле украинофоб. И его национально-культурная автономия будет лишь квазиорганизацией. Она создается лишь с одной целью: закрыть возможность для остальных украинцев в России создать свою настоящую национальную автономию.

Мы тоже неоднократно обращались с просьбой о создании подобной организации, но каждый раз нам отказывали в судебном порядке. С регистрацией этой ложной автономной организации шансов на регистрацию своей организации у нас не будет вообще. Ведь согласно законодательству в России может быть создана только одна национально-культурная автономия. Украинцы в России сегодня фактически стали заложниками украино-российских отношений. Как когда-то грузин называли врагами, а потом и эстонцев. Сегодня под этим колпаком и гнетом находимся мы – украинцы. Я считаю, что это кощунство – называть врагами людей просто другой национальности.

ВЗГЛЯД: А в чем выражается притеснение украинского народа в России?

#{smallinfographicleft=427336}С. Г.: Я не сказал, что нас притесняют напрямую. Российские власти очень аккуратно работают. Но приведу в пример хотя бы то, что при Безпалько в украинской библиотеке в Москве еще два года назад уничтожили все книги и все журналы, в которых рассказывалось хоть о чем-то, что не устраивало российские власти. Это возмутило всех нас. Это выбрасывание книг напоминало аналогичный акт вандализма в фашистской Германии. У нас же демократия в стране – и России пришло время смириться с другим взглядом на историю наших стран. Нужно не уничтожать книги, а находить компромиссные варианты.

Сейчас же история Украины, которая публикуется в России, представляет из себя простой пересказ краткого курса истории Иосифа Сталина, а не осмысление реальной истории отношений наших стран. И таких примеров множество. Хотя на Украине ничего подобного нет; и во Львове, и в Киеве – повсюду слышна русская речь. А нам даже не дают зарегистрировать свою автономную организацию. Сейчас мы в очередной раз подали заявку.

ВЗГЛЯД: Но в случае если ваша автономная организация все же появится в России, на какие преференции вы сможете рассчитывать?

С. Г.: Практически никаких преференций мы не получим. Если в Европе с аналогичными национально-культурными автономиями еще кто-то считается, то у нас все наоборот.

После многочисленных законов о деятельности НКО в России работать в нашей стране стало очень сложно, потому что нужно составлять множество отчетов. Поэтому я даже киевских чиновников попросил ни в коем случае не выделять нам деньги, иначе я бы окончательно замучился писать различные отчеты. Вообще же к нашей организации я все время ощущаю некое особое отношение госорганов. Может, это обусловлено моими демократическими взглядами...

Если меня лично как профессора никто не притесняет, то моего заместителя, например, избили, но при этом не ограбили. И хотя я не следователь и не могу кого-то в этом обвинять, но в печати неоднократно писали о нем нелицеприятные статьи, а он каждый раз подавал на них в суд. Вы, наверное, знаете, что еще трех человек из нашей организации убили, одного из наших членов избили до полусмерти. И у меня есть предположение, что все эти случаи связаны с тем, что все эти люди крайне активно выступали против дискриминации украинцев в России. Да и против меня самого в СМИ то и дело публикуют какие-то гадости.

ВЗГЛЯД: После того как выборы на Украине выиграл Виктор Янукович, власти к вам не потеплели?

С. Г.: Мы, конечно, ожидали от его избрания чего-то. Но так как Янукович в результате не пошел по некоторым вопросам на уступки России, то никаких перемен мы не ощутили. Хотя новый посол России в Киеве Михаил Зурабов и очень старается наладить какие-то связи, нашу автономию по-прежнему отказываются регистрировать.

Никакого лояльного к себе отношения мы не видим. Даже несмотря на то, что мы самая мирная из всех национальных организаций. Мы хотим просто отмечать свои культурные праздники и сохранять свою культуру и язык.

ВЗГЛЯД: Вам удается поддерживать сохранение украинского языка внутри украинской общины в России?

С. Г.: В России есть целые центры, которые работают на то, чтобы втянуть Украину в российское лоно и всех нас переварить. И очень хитро и умно ведут свою работу сотрудники этого центра. Они утверждают, что изучать украинский язык в России просто никто не хочет. Но я-то знаю, что это не так. Когда еще в 1995 году я открыл свою воскресную школу на украинском языке, было много желающих записать в нее своих детей.

Но нам упорно не давали ни одной учительской ставки и всеми силами старались ее закрыть, что у них и получилось. Я открывал подобные школы четыре раза. И сейчас ко мне относятся как к какому-то ненормальному. Российские власти стараются делать все, чтобы украинский язык в нашей стране был забыт.

Комментарии экспертов

Владимир Жарихин, замдиректора Института стран СНГ
Владимир Жарихин, замдиректора Института стран СНГ
Не дают учить украинский язык? Отбирают учебники украинского языка? Не дают слушать в интернете украинскую мову или смотреть украинские телеканалы? Судя по тому, какое количество в нашем правительстве министров с украинскими фамилиями, в администрации президента работников с украинскими фамилиями и губернаторов с украинскими фамилиями, мне кажется, что проблем у этнических украинцев в России не наблюдается. Когда все хорошо, то говорят, мол, мы российский народ, а как только у человека возникают проблемы, он, как говорится, преследует бедного еврея.
..............