Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
5 комментариев«Встреча была удивительной»
Константин Завражин: Чуров выглядел комично
«Мы поставили вопрос о случаях удаления фотографов с участков. Это был вопрос номер один. На последних выборах репортеров встречали буквально в штыки», – рассказал газете ВЗГЛЯД репортер «Российской газеты» Константин Завражин. Он описал, как проходил мастер-класс, который глава ЦИК провел для фотографов.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, во вторник глава ЦИК Владимир Чуров провел своеобразный мастер-класс для избирателей из числа фоторепортеров и фотолюбителей. На встрече, проходившей прямо в здании избиркома, Чуров не без поэзии описал возможность при съемках на избирательном участке «поймать художественный кадр».
#{image=599434}«Когда луч солнца под определенным углом попадает на прозрачный ящик для голосования, не слишком заполненный бюллетенями, появляется очень красивое редкое оптическое явление», – цитирует Чурова ИТАР-ТАСС.
Глава ЦИК продемонстрировал коллегам собственную фотокамеру и признался, что занимается фотографией с четырех лет. Но при этом «ни в коем случае не считаю себя профессиональным фотографом», оговорился он.
«В основном я снимаю неподвижные объекты: танки, пушки, автомобили, дома. Есть серия фотографий «Исчезающие города», которую мне давно предлагают выставить», – подтвердил Чуров. Он рассказал, что дружит с рядом общественных организаций, которые занимаются сохранением исторического облика городов, и поэтому зачастую снимает старые здания буквально накануне их сноса. Фотографии Чурова не однажды ложились в основу календарей, которые Центризбирком готовил к новогодним праздникам.
Участник необычной встречи – фотограф «Российской газеты» Константин Завражин – рассказал газете ВЗГЛЯД о своих впечатлениях.
Напомним, ветеран кремлевского и премьерского журналистских пулов Завражин также является трехкратным призером конкурса «ПрессФотоРоссии» 2001 (за фотографии катастрофы военно-транспортного вертолета в Дагестане, портрет президента Владимира Путина и снимок с места взрыва на Пушкинской площади в Москве), лауреатом XIV фестиваля фото- и видеожурналистики в Анжере (Франция, 2001) за репортаж о террористическом акте в Москве, а также конкурса «Best of Russia» 2009 года (Москва).
Константин Завражин (фото: russia.ru) |
ВЗГЛЯД: Константин Юрьевич, в какой атмосфере проходила встреча?
Константин Завражин: Я ожидал большего формализма со стороны ЦИК, но встреча была достаточно удивительной. Все прошло весело и задорно. Чуров ответил на вопросы, которые мы ранее сформулировали в открытой группе профессиональных фотографов в Фейсбуке. В ее недрах и зародилась идея этой встречи.
ВЗГЛЯД: А что именно вам показалось во встрече веселым?
К. З.: Было забавно наблюдать, как фотографы снимают Чурова, а Чуров – фотографов. Он нам буквально показывал, как нужно фотографировать на избирательном участке, то есть показывал на себе, в роли фотографа. Несмотря на достаточно комичную внешнюю форму, встреча была познавательная и, естественно, по делу. Чуров достаточно честно ответил на все вопросы, которые ему задали, хотя, может быть, не все довольны его ответами.
ВЗГЛЯД: Какие прозвучали, на ваш взгляд, интересные вопросы?
- Оппозиции в Думе не удалось побрить Чурова
- ЦИК пожаловался на "Яблоко" в Генпрокуратуру
- Дмитрий Мезенцев: Я поддерживаю Владимира Путина
- ЦИК назвал число избирателей в России
К. З.: Мы поставили вопрос о случаях удаления фотографов с участков. Это был вопрос номер один. На последних выборах репортеров встречали буквально в штыки. Я снимаю предвыборные кампании и выборы с 1993 года, но такое наблюдал впервые. Доходило вплоть до задержания репортеров мировых агентств и их доставления в отделения полиции. Нас встречали как врагов, просто запрещали снимать и выпроваживали.
ВЗГЛЯД: А что ответил Чуров?
К. З.: По словам Чурова, председатель комиссии является главным, и фотографы должны его слушаться. Мы спросили, что делать, если нас выдворили с участка, а он ответил, что нужно возвращаться. Собственно, на этом разговор и кончился, ответ остался для нас неясным.
ВЗГЛЯД: Были ли еще какие-нибудь жалобы?
К. З.: Да, мы пожаловались на то, что в некоторых регионах, например, в Ставропольском крае, на президентских выборах устанавливались местные правила, согласно которым фотографам необходимо было находиться где-то за ленточкой. Для картинки это неприемлемо, это издевательство над фотографами, которые снимают фактически только спины голосующих.
Фотограф должен свободно перемещаться по участкам в пределах разумного, конечно, чтобы он не лез в кабинку для голосования. А поставить его куда-то за ленточку где-то в углу, чтобы он не мешался, – это абсурд. Чуров пообещал разобраться. Хотя повторил, что в любом случае председатель комиссии для нас – это закон.
ВЗГЛЯД: А как на самом деле лучше всего снимать выборы? Ведь внешне эта процедура, как известно, довольно скучная, рутинная... Какие могли бы вы назвать профессиональные хитрости, чтобы снимки были любопытными?
К. З.: На самом деле все снимают на участках по-разному, с другой стороны, у всех есть какие-то штампы. Очень часто штампы превалируют, и это грустно. Самыми интересными снимками, как правило, бывают выезды в деревню, когда маленькую урну берут члены избирательной комиссии и носят ее по домам.
Забавные снимки со всех предвыборных кампаний получаются именно в этих ситуациях, когда на фоне деревянного домика рядом с коровой или с козой стоит урна и в нее какая-нибудь бабушка засовывает бюллетень. Это смешно выглядит и охотно публикуется как в России, так и за рубежом.
А на самом участке обычно снимаются банальности: либо кандидаты, либо ВИПы, вылезающие из-за штор кабинки для голосования.
ВЗГЛЯД: Можете привести пример удачного собственного снимка?
К. З.: У меня был забавный снимок в Чечне, когда во время выборов на участок пришло много молодых вооруженных людей в камуфляже непонятной принадлежности. Они отодвигали шторки и заглядывали в кабинку, а на их лице явно был написан вопрос: «Ты за кого там голосуешь, гад?» Эта картинка зафиксировала нарушения выборов, хотя я ее не режиссировал специально. Просто так получилось.