Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Украина потеряла право на существование

Будущее Украины может представлять собой как полную ликвидацию государственности и раздел территории соседями (как случилось с Речью Посполитой), так и частичный раздел под жестким контролем (как поступили с Германией в 1945 году).

14 комментариев
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

3 комментария
Игорь Караулов Игорь Караулов Сердце художника против культурных «ждунов»

Люди и на фронте, и в тылу должны видеть: те, кому от природы больше дано, на их стороне, а не сами по себе. Но культурная мобилизация не означает, что всех творческих людей нужно заставить ходить строем.

14 комментариев
6 февраля 2012, 18:20 • Политика

«Вирусно голосовать нельзя»

Роберт Шлегель: Вирусно голосовать будет нельзя

«Вирусно голосовать нельзя»
@ Артем Коротаев/ВЗГЛЯД

Tекст: Ирина Костюкова

«Мы точно не знаем, является ли этот человек гражданином России. Не знаем, человек он или программа... Этот механизм должен быть продуман от и до», – заявил газете ВЗГЛЯД член комитета Госдумы по культуре Роберт Шлегель. Так он прокомментировал призыв Владимира Путина собирать подписи в пользу законопроектов в Рунете.

Премьер-министр Владимир Путин в очередной предвыборной статье, опубликованной в понедельник, констатирует, что «сегодня наше общество совсем другое, чем в начале 2000-х годов», и уверяет, что власть это осознает. В частности, он призвал ввести обязательное рассмотрение в Госдуме тех общественных инициатив, которые соберут не менее 100 тысяч подписей в Интернете.

Очевидно, что с появлением этой нормы появится и ряд инициатив достаточно популистского характера

«Мы должны проявлять способность реагировать на запросы общества, которые все более усложняются, а в условиях «информационного века» – приобретают качественно новые черты. Огромное, постоянно возрастающее число российских граждан уже привыкли получать информацию мгновенно, «нажатием кнопки»... В этой связи предлагаю ввести правило обязательного рассмотрения в парламенте тех общественных инициатив, которые соберут 100 тысяч и более подписей в Интернете», – предлагает Путин.

По его словам, похожая практика уже действует, например, в Великобритании. «Разумеется, для этого анонимный Интернет не годится, хотя в других случаях он помогает выявлять настроения общества. Нужно будет разработать порядок официальной регистрации тех, кто хочет стать участником такой системы, – отмечает премьер. – Реализуется только «пассивное право» – возможность гражданина реагировать на те или иные идеи и проекты власти, субъектов законодательной инициативы. А нам нужно предусмотреть и «активное право» – дать возможность самим гражданам формировать законодательную повестку, выдвигать свои проекты и формулировать приоритеты».

О том, как эти идеи могут быть воплощены на практике, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал депутат Роберт Шлегель. Напомним, что идея о сборе тысяч подписей под петициями содержалась в законопроекте, который Шлегель внес в Госдуму еще в ноябре. Ранее призыв о развитии интернет-демократии звучал и в речи Дмитрия Медведева на Ярославском форуме.

ВЗГЛЯД: Роберт Александрович, как вам кажется, порог в 100 тысяч подписей граждан не слишком высок? Даже в обсуждении закона «О полиции» приняли участие лишь около 30 тысяч интернет-пользователей.

Роберт Шлегель: Эта цифра может еще варьироваться, хотя 100 тысяч человек – это абсолютно нормальная цифра. Но я предлагал, чтобы количество подписей было около 10 тысяч штук и чтобы все такого рода инициативы попадали в Госдуму уже после обсуждения в Общественной палате.

Но так как российский сегмент Интернета на сегодня представляет около 50–60 миллионов пользователей, учитывая активность россиян в социальных сетях, я думаю, что это абсолютно реальная цифра. Тем более что при обсуждении вопросов, имеющих значение для всех россиян, необходим некий количественный барьер, чтобы поддержка общественностью определенных инициатив была очевидна.

ВЗГЛЯД: Не приведет ли это к тому, что только популистские идеи будут поддерживаться таким большим количеством юзеров. Например, об упрощении некоторых правил дорожного движения.

Р. Ш.: Очевидно, что с появлением этой нормы появится и ряд инициатив достаточно популистского характера. Но для этого как раз и существует Государственная дума, и она вправе выносить на голосование все эти вопросы. С другой стороны, любые инициативы проходят обсуждения в комитетах Госдумы, на парламентских слушаниях. Таким образом и будут отфильтровываться некоторые из них.

ВЗГЛЯД: А каким образом, на ваш взгляд, может выглядеть регистрация пользователей, допущенных к законопроектной работе?

Р. Ш.: Наиболее удобной для этого системой, на мой взгляд, может стать регистрация через сайт госуслуг. Только он может предусматривать 100-процентную авторизацию пользователей. Может быть, имеет смысл предусмотреть и более простой механизм.

ВЗГЛЯД: Но если люди просто ставят «лайки» под вывешенным в Интернете законом, даже на сайте госуслуг, где гарантия, что пользователи действительно вчитались в законопроект и согласны с его предложениями, а не просто реализуют некий интернет-флешмоб или своего рода протестную акцию в Сети?

Р. Ш.: Если люди просто будут ставить галочку под тем или иным законопроектом, мы получим проблему. Так как мы точно не знаем, является ли этот человек гражданином России. Мы не знаем, человек он или программа, и в этом смысле я полагаю, что этот механизм должен быть продуман от и до. Так как это серьезный вопрос, собирать вирусно голоса будет нельзя.

ВЗГЛЯД: А как должен быть организован процесс подготовки самого законопроекта? Ведь каждый пользователь может предложить тысячи каких-то идей, но ведь кто-то все это должен обобщить в виде поправок?

Р. Ш.: Думаю, любая инициатива в разной степени проработанности сперва может быть предложена интернет-пользователям в виде некой идеи. После того как она будет поддержана неким количеством пользователей и некими экспертами, которые могут ее легко обсудить и дополнить, эта инициатива поступит в Государственную думу, где она уже будет проработана и оформлена в профильном комитете. Только после этого ее вынесут на обсуждение всей палаты.

ВЗГЛЯД: Но не приведет ли это к тому, что крупные компании будут использовать этот механизм для лоббирования своих интересов, например предлагая таким образом какие-то налоговые поблажки для самих себя? Тем более что, имея финансовые ресурсы, они легко соберут 100 тысяч подписей в Интернете...

Р. Ш.: Подобные попытки, конечно же, будут, так как создать большую сеть людей вполне естественно. И как от этого уберечься, мы сможем понять уже только в процессе работы над такого рода инициативами.

ВЗГЛЯД: Будут ли к инициативам интернет-пользователей в Думе относиться серьезно? Вот законопроекты оппозиционных партий часто зарубают еще на обсуждении в комитетах...

Р. Ш.: Во-первых, далеко не все инициативы оппозиционных фракций заворачиваются. Если же это и происходит, то скорее потому, что депутаты этих фракций идут на поводу у популистов. Во-вторых, как к инициативам россиян будут относиться депутаты, во многом будет зависеть от того, насколько серьезный резонанс в обществе эти проекты будут иметь. Никаких других гарантий здесь быть не может.

..............