Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариевСлово против слова
В Латвии пройдет референдум по статусу русского языка
Обстановка в Латвии накалилась накануне референдума о статусе русского языка, назначенного на субботу. Хотя эксперты уверены, что большинство проголосует против, считается, что атмосфера в стране изменится. Каждый поданный «за» голос станет для правящих кругов ярким сигналом протеста со стороны ущемленного российского меньшинства.
В субботу в Латвии пройдет референдум по вопросу предоставления русскому языку статуса второго государственного. Согласно законодательству, участвовать в плебисците могут все граждане Латвии, имеющие право голоса. Переданный на референдум законопроект считается принятым, если его поддержали более половины пришедших на участки избирателей.
Референдум изначально не может провалиться, потому что таким образом русская община сформулировала свою позицию. И другая сторона ее обязательно учтет
В Латвии проживают 2,4 млн человек, из них 556 тысяч русских. Всего же на русском как на родном языке говорят 660 тыс. Это самая крупная русскоговорящая община в прибалтийских республиках.
Более половины русских – 346 тысяч – уже получили гражданство Латвии, другая часть до сих пор числится в категории «неграждан». Всего в стране проживают 320 тыс. неграждан – кроме русских и русскоязычных, это представители других национальностей.
Голосуют все
В мае 2005 года Латвия ратифицировала Рамочную конвенцию Совета Европы о защите прав нацменьшинств, но с важными двумя оговорками. Рига отказалась соблюдать те положения конвенции, в соответствии с которыми нацменьшинства имеют право общаться на родном языке с властями в местах их компактного проживания и использовать родной язык в топографических названиях.
В июле 2010 года Сейм принял закон «Об электронных СМИ», согласно которому телеканалы обязаны вещать на латышском языке не менее 65% эфирного времени.
Высшее образование на русском языке в Латвии доступно только в негосударственных вузах, а в старших классах русских школ на русском языке можно преподавать только 40% предметов. В начале 2010 года националистическое объединение «Отечеству и свободе»/Движение за национальную независимость Латвии – «Все для Латвии!» выступило с инициативой по переводу оставшихся русских школ полностью на латышский язык.
Националисты так же, как и инициаторы нынешнего референдума, попытались вынести этот вопрос на всенародное голосование. Однако законопроект так и не сумел набрать необходимые для этого подписи десятой части избирателей (вместо необходимых 154 тыс. собрали только 10 тыс.), и затея провалилась.
Зато в ответ на кампанию «Все для Латвии!» в марте прошлого года лидеры общественной организации «Родной язык» Владимир Линдерман и Евгений Осипов начали сбор подписей за предоставление русскому языку статуса второго официального. На этот раз власти были вынуждены вынести законопроект на референдум, поскольку в его поддержку было собрано 187 тыс. подписей, что превышало необходимый по закону минимум.
#{smallinfographicleft=427336}Сторонники референдума опираются на два главных аргумента. Во-первых, победа на нем позволит русским наконец-то почувствовать себя полноценными жителями страны. Во-вторых, каждый голос «за», даже если не удастся набрать 50 процентов, станет ярким протестным сигналом правящим кругам со стороны ущемленного российского меньшинства.
Накануне голосования Линдерман заявил РИА «Новости» о своей уверенности в успехе.
«Референдум изначально не может провалиться, потому что таким образом русская община сформулировала свою позицию. И другая сторона ее обязательно учтет... Да, возможно, это произойдет не сейчас, не сию минуту, а после того как истерика по поводу языка, которая сейчас захватила общество, понемногу схлынет. Они (латышские политики) всегда говорили – проблемы с русскоязычным населением нет. Об этом они говорили и в Европе. Но теперь эту проблему не скрыть. Она встала в полный рост», – уверен Линдерман.
По его словам, русский язык могут поддержать около 300 тысяч граждан республики из 1,5 миллиона имеющих право голоса. «А это аргумент и для Европы, и для прагматично настроенных латышей, да и для нас самих тоже. Мы теперь не позволим обращаться с собой так, как раньше. Никакой драконовский законопроект со стороны латышских националистов больше не пройдет: мы – русскоязычные – показали, что нас много и что мы едины. Важно показать: русские в Латвии не чужаки!» – сказал Линдерман.
Русский мэр говорил надвое
Двойственную позицию по этому вопросу, однако, занимал мэр Риги Нил Ушаков, самый популярный в Латвии политик русского происхождения. Осенью он лично подписался под петицией, благодаря которой вопрос был вынесен в итоге на плебисцит. Однако его партия «Центр согласия» дистанцировалась от акции общества «Родной язык».
При этом Ушаков не раз заявлял, что во введении второго госязыка нет необходимости. Свою двойственную позицию он объяснял тем, что голосование будет знаком протеста против правительства.
На этой неделе Ушаков отверг колебания и все же заявил, что проголосует на референдуме «за». «Лично я пойду и проголосую «за». Потому что вопрос на самом деле уже давно не о статусе языков. Речь идет об отношениях власти и лингвистического меньшинства. И здесь очень важно подчеркнуть, именно власти и меньшинства, а не латышей и меньшинства. У русскоязычных латвийцев нет никаких проблем с латышами. А с властями и с правящими политиками есть, и много. И отношение к ним формулируется одним словом: «Достало!» – указал Ушаков.
#{ussr}«Отбрасывает нас назад»
Особый гнев по понятным причинам референдум вызвал у националистов. Спикер Сейма Солвита Аболтиня назвала даже сам вопрос, вынесенный на голосование, «антиконституционным». Группа депутатов-националистов попыталась через Конституционный суд запретить референдум, но суд отклонил ходатайство. Тогда большинство в Сейме выступило с заявлением, призывая сказать «нет» на референдуме.
Президент Латвии Андрис Берзиньш пригрозил покинуть пост, если русский язык станет вторым официальным. В специальном обращении к народу он заявил, что государственный язык как объединяющий общество фактор должен быть один.
«Мой жизненный опыт и убеждения позволяют сказать, что, протестуя и отрицая, мы не придем к общему мнению, не сможем построить процветающую Латвию, – уверен президент. – Сейчас происходят открытые попытки сделать вопрос государственного языка инструментом для раскалывания общества. Это опасный и недопустимый процесс. Если кто-то отрицает латышский язык как единственный государственный язык, он отрицает и Латвию».
В пятницу, накануне решающего дня, к народу обратился и премьер-министр Валдис Домбровскис. Он выразил уверенность, что большинство проголосуют против. По его предположению, явка на референдуме будет очень высокой и, возможно, самой высокой за всю историю референдумов в Латвии.
«Результат референдума будет ясным – подавляющее большинство граждан проголосует против... Каждый должен задуматься над вопросами, которые касаются сплочения общества и национальных меньшинств в Латвии», – отметил Домбровскис.
Как уже сообщала газета ВЗГЛЯД, его предшественник Валдис Затлерс, который сейчас возглавляет «Партию реформ Затлерса», выступил ранее на этой неделе с обращением к русскоязычному населению, причем на русском языке. «Мы часто были несправедливы друг к другу. Слишком часто шли на поводу у страха, а страх, как известно, плохой советчик. Неудачи прошлого и есть настоящая причина референдума», – признал он, добавив, что предстоящий референдум «отбрасывает нас назад, в прошлое, к старым обидам и недоверию». Он призвал «не поддерживать на референдуме введение второго государственного языка».
- В Латвии пройдет референдум по русскому языку
- Мэр Риги поддержал русский язык не из-за русского языка
- Европа потребовала от Эстонии изменить отношение к русским
- Госдума заявит о новых примерах русофобии в бывшем СССР
- Александр Соколов: Количество говорящих по-русски падает
Теория железнодорожного заговора
Оригинальную точку зрения, напоминающую о теориях заговора, высказал в пятницу эстонский политолог Пеэтер Тайм. По его мнению, всю затею тайком инициировала Россия, которая таким образом пытается сорвать мега-проект Rail Baltica – строительство железной дороги, которая должна связать прибалтийские столицы с Западной Европой.
По его мнению, язык стал лишь поводом и на самом деле Россия противится проекту Rail Baltica, чтобы вместо нее была построена железная дорога между Ригой и Москвой. «То есть в интересах России сейчас держать Латвию в своих руках настолько, насколько это возможно», – уверен политолог.
Словно в подтверждение слов Тайма о заговоре Москвы в пятницу у берегов Латвии произошел инцидент с участием российских ВВС. В нейтральном воздушном пространстве над Балтийским морем появился российский бомбардировщик Tу-22M, в связи с чем с находящейся в соседней Литве базы ВВС в Шяуляй в воздух были подняты два натовских патрульных истребителя.
Министр обороны Латвии Артис Пабрикс припугнул аудиторию, назвав происходящее над Балтикой «стратегическими военными учениями» России. Как передает «Интерфакс», министр связал полет Ту-22М с проведением референдума. «У нас возникает легитимный международный интерес, и мы просим по дипломатическим каналам выяснить, может ли Россия в рамках сотрудничества с НАТО предоставить дополнительную углубленную информацию в этой связи, чтобы не возникло недоразумений», – сказал Пабрикс, добавив, что без точных разъяснений о целях и задачах этих учений «жители Латвии могут подумать, что эти учения и проведение референдума в Латвии взаимосвязаны».
«Градус истерики зашкалил»
В отличие от оптимиста Линдермана, член Сейма от «Центра согласия» Борис Цилевич, однопартиец Ушакова, признает, что большинство голосов вынесенный вопрос на референдуме вряд ли наберет, поскольку русские все же составляют в Латвии гораздо менее 50 процентов. Однако интрига сохраняется вокруг активности населения. По его словам, правящие партии переборщили в своих попытках мобилизовать этнических латышей.
«Мне представляется, что градус истерики зашкалил настолько, что все эти усилия достигают противоположного результата и в итоге людей заставят не идти. Но понятно, что далеко не все русские будут голосовать за второй государственный язык и далеко не все латыши будут голосовать против русского языка. Процент диссидентов из каждых языковых общин будет примерно одинаков», – сказал Цилевич газете ВЗГЛЯД.
По словам политика, явка составит примерно 600–900 тысяч, а голоса распределятся в пропорции 70% «против» и 30% «за», что «прекрасно понимают все».
Тем не менее ситуация в стране после референдума может заметно измениться, полагает депутат.
«Обе стороны будут представлять результаты референдума как свою оглушительную победу. Но какие практические выводы будут сделаны? С одной стороны, элита, прежде всего премьерская партия «Единство», максимум заинтересована в усилении конфронтации между общинами просто для того, чтобы консолидировать свои позиции во власти. Но такая стратегия чревата расколом. Раскол по этническому признаку имеет далеко идущие последствия, как экономические, так и демографические», – отметил парламентарий.
Голос из Москвы
За плебисцитом будут внимательно следить и в России. Главный редактор портала «Русский обозреватель» Егор Холмогоров в своем блоге предложил латышам один оригинальный аргумент в пользу русского языка.
«Если вы проголосуете ЗА русский язык, то вы тем самым прибавите серьезный аргумент в копилку тех, кто выступает за свободную, демократическую политическую систему в России. Вы докажете миллионам живущих здесь, в России, русских людей, что демократия является более эффективным способом защиты интересов русского народа, чем всевозможные диктаторские, авторитарные и прочие режимы», – уверен Холмогоров.
По его словам, положительное решение на референдуме будет принято в России не как «торжество имперской политики России», а как «свидетельство превосходства того демократического стандарта, который избрала Латвия для собственных граждан». «Обеспечив равноправие русских граждан в Латвии, вы убедите большинство русских граждан России и в том, что политическое давление и посягательство на независимость Латвии не являются «лучшим» способом защитить права русского населения. А в демократической России это большинство русских граждан сумеет обеспечить проведение разумной внешней политики», – уверен Холмогоров.