Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Почему Европа никогда не пойдет против США

Никакого общеевропейского сопротивления Трампу по вопросу Гренландии нет. Никакой общеевропейской гибкой позиции по Украине (которая смогла бы вернуть Европе субъектность хотя бы в этом пункте) тоже нет.

3 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Как Зеленский зачищает политическую поляну на Украине

На фоне энергетического кризиса и провалов ВСУ на фронте политические позиции Зеленского слабеют. В такой ситуации репрессии – один из способов удержать власть. Но есть ли для этого у офиса Зеленского силовой и правоохранительный ресурс?

2 комментария
Илья Ухов Илья Ухов Национальную гордость осетин оскорбили пьянством

Важно защитить уникальное национальное разнообразие, не дать прорасти семенам нетерпимости, уничтожающей традиционный уклад на Северном Кавказе.

8 комментариев
13 ноября 2012, 16:40 • Политика

НАТО их рассудит

Скандал с пытками грузинских военных докатился до НАТО

НАТО их рассудит
@ Reuters

Tекст: Дмитрий Александров,
Тбилиси

Премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили предложил НАТО направить спецгруппу в его страну, чтобы изучить реальное положение дел в армии. Поводом для этого послужили громкие уголовные дела против бывших высокопоставленных военных страны: экс-министру Грузии предъявлено обвинение в пытках, его подчиненным – в превышении служебных полномочий.

С этой инициативой председатель правительства Грузии выступил после того, как генсек Североатлантического альянса Андерс Фог Расмуссен беспрецедентно жестко отозвался о серии громких арестов в Тбилиси, сказав, что не хотел бы видеть в них политическую составляющую. Речь идет о претензиях правоохранительных органов к бывшему министру обороны и МВД Бачо Ахалая, а также начальнику Объединенного штаба Георгию Каландадзе и комбригу Зазе Шаматаве.

Предложим генсеку НАТО сформировать рабочую группу и посмотреть, что происходит в нашей армии

Встреча Бидзины Иванишвили и генсека НАТО состоится в среду. В «Грузинской мечте» полагают, что президент Михаил Саакашвили, который встретился с Расмуссеном в Праге накануне, предоставил искаженную информацию о том, почему в Тбилиси преследуют Ахалая, Каландадзе и Шаматаву.

«Генсек был очень критичен. Я практически вообще не помню критического тона со стороны НАТО за последние годы в адрес Грузии, но такого тона я не слышал от генсека НАТО даже в отношении других стран. Сорвался визит военного комитета НАТО в Грузию в конце ноября. Я говорил с генсеком НАТО о том, чтобы хотя бы весной этот визит состоялся, чтобы хотя бы вопрос Грузии не сорвался на заседании министров обороны НАТО в декабре», – заявил по итогам переговоров Саакашвили.

Он напомнил, что дал правительству «Грузинской мечты» «шанс», восстановив в должности после освобождения под залог Каландадзе. «К сожалению, они этот шанс не использовали. Думаю, все должны понять, что эти вопросы не могут быть темой споров между правительством и президентом. Для Грузии жизненно важно стать членом НАТО», – сказал Саакашвили.

В «Грузинской мечте», с одной стороны, призывают не драматизировать ситуацию, а с другой, обвиняют Саакашвили в распространении ложной информации о Грузии.

Председатель комитета по обороне и национальной безопасности Ираклий Сесиашвили объяснил газете ВЗГЛЯД, что грузинская делегация в парламентской ассамблее НАТО – это в основном члены «Единого национального движения», партии Саакашвили, которые и лоббируют там президента, используя старые связи. Новый состав делегации укомплектован и начнет работу в этой международной организации в январе.

Ираклий Сесиашвили также заявил, что инициирует законопроект о создании института парламентского уполномоченного по делам Вооруженных сил, который будет обладать большими правами по защите солдат и офицеров. Министр обороны Ираклий Аласания, который в среду в Брюсселе примет участие в переговорах с генсеком НАТО Андерсом Фог Расмуссеном, а потом поговорит в военном комитете НАТО, заявил, что «полностью контролирует» ситуацию в Вооруженных силах после того, как под следствие попал начальник ОШ Георгий Каландадзе.

По словам Ираклия Аласании, между военными и гражданским персоналом Минобороны существует «абсолютная гармония». Он подчеркнул, что намечавшийся на конец ноября визит военного комитета не отменен, а перенесен.

Со своей стороны, Бидзина Иванишвили сказал, что «избирательного правосудия в Грузии, как прежде, не будет. Все будет с соблюдением закона, как никогда, и мы говорили об этом на встречах в Брюсселе».

«Предложим генсеку НАТО сформировать рабочую группу и посмотреть, что происходит в нашей армии, что это не сведение счетов, – сказал Бидзина Иванишвили. – Конечно, возмутительно, что главная прокуратура задержала начальника Объединенного штаба, бывшего министра обороны и МВД, это стыдно для всей страны, но это отражение того, что происходило в Грузии реально, и на Западе тоже знают, что было реальностью в Грузии».

Говоря о визитах президента Михаила Саакашвили в Прагу и Брюссель, премьер-министр сказал, что лидер Грузии «создает своими заявлениями иллюзию в США и Европе, непонятно, куда и зачем он ездит, ездит и распространяет ложь».

Что касается главной прокуратуры Грузии, она не уклоняется от избранного курса, демонстрируя, что мнение Запада важно, но нет ничего важнее правосудия в самой стране.

Во вторник обвинения против Ахалая и Каландадзе стали еще более весомыми и скандальными.

Главный прокурор Грузии Арчил Кбилашвили рассказал про инцидент, который произошел 18 февраля 2010 года. Тогда 17 водителей, которые под предлогом усталости и ночного дежурства отказались от утренней зарядки, были по приказу тогдашнего министра обороны Ахалая доставлены из Тбилиси в западногрузинский город Сенаки в 300 километрах от столицы Грузии, на территорию тамошней воинской части. Там Ахалая, Каландадзе и некоторые другие лица физически и морально оскорбили их и двух их взводных командиров, а потом экс-министр обороны приказал провинившимся оголиться по пояс и бегать на холоде час.

Затем по приказу экс-министра этих солдат заперли в бане воинской части, отключили им отопление, почти не кормили. Так в холоде они провели три дня и две ночи. Солдаты были без одеял или пледов и спали на кафельном полу. За эти деяния Ахалая грозит по одной статье от 7 до 10 лет, по другой – от 9 до 15, Каландадзе – от пяти до 8, и прокуратура ходатайствовала перед судом о его новом аресте. Есть показания 19 пострадавших и иных лиц.

Напомним, что решением тбилисского городского суда на основании ходатайства главной прокуратуры Грузии в минувшее воскресенье были приостановлены полномочия начальника Объединенного штаба и командира четвертой бригады, освобожденных в минувшую пятницу под залог в 20 тысяч лари (около 12 тысяч долларов). Рассмотрение дела Каландадзе и Шаматавы, а также Ахалая, обвиняемых в злоупотреблении служебными полномочиями, состоится в тбилисском городском суде 25 декабря.

В отношении Ахалая прокуратура до этого выдвинула еще одно обвинение в незаконном лишении свободы человека, поэтому суд оставил его в заключении на два месяца. Ни старых, ни новых обвинений Ахалая и Каландадзе не признают. Прокуратура хочет снова заключить Каландадзе под стражу.

Во вторник свою позицию по поводу ситуации в Вооруженных силах Грузии высказал посол США в Грузии Ричард Норланд. По его словам, американская сторона участвует в консультациях по подбору новой «квалифицированной кандидатуры» на пост высшего военачальника Грузии, и этот кандидат должен устроить и президента, и правительство. Он призвал стороны сотрудничать.

В настоящий момент Объединенным штабом руководит Вахтанг Капанадзе, являющийся ставленником нового министра обороны. Ранее он уже руководил Генштабом, потом учился в США, а в последнее время работал в грузинской СВР.

Военный эксперт Георгий Лилуашвили сказал газете ВЗГЛЯД, что «сразу же после «революции роз» к солдатам и офицерам министры обороны стали относиться как к «пушечному мясу». По его словам, «в НАТО не могут знать всей внутренней кухни нашей армии, изнанки. Натовцам важно, чтобы грузинские военные, которых посылали в Ирак, а сейчас посылают в Афганистан, служили хорошо». Он прогнозирует, что к Ахалая и его команде, а также к другим бывшим министрам обороны у следствия еще возникнут вопросы по поводу военных закупок, о том, как проводились тендеры на этот счет.