Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариевПринцессу мучают «очняки»
Юлия Тимошенко обрисовала подробности тюремного быта
В среду состоялось самое ожидаемое событие на суде по делу Юлии Тимошенко – допрос бывшего президента Виктора Ющенко. Экс-глава государства примкнул к хору обвинителей, правда, не сообщив ничего нового. Подсудимая отказалась с ним общаться. Политологи прогнозируют, что теперь обвинительный приговор – это вопрос времени, и Тимошенко ждет реальный тюремный срок.
У наблюдателей сложилось впечатление, что Тимошенко явно устала. Тринадцатый день в камере, ежедневные изматывающие заседания суда и, наконец, мучительная и долгожданная встреча в среду с «заклятым другом» Виктором Ющенко. Все это вконец измотало подсудимую. После обеденного перерыва она отказалась давать показания, мотивируя это «ненормальным режимом», из-за которого не успевает изучать материалы дела и готовиться к даче показаний.
Мое тело живет отдельной от души жизнью... Оно ходит по темным вонючим подвалам со звенящими железными запорами
«Сижу перед окном «в клеточку» на железном табурете, накрытом старой газетой с заголовком «Юлю осудят, но не посадят». Табурет накрыли газетой задолго до моего ареста, но я ничего не стала менять – пусть здесь все идет своим путем», – отметила Тимошенко в письме из тюрьмы, опубликованном во вторник в «Украинской правде».
«Камера примерно 15 квадратных метров. Слева, извините, «параша», а справа мирно спят две мои соседки – симпатичные интеллигентные женщины – киевлянка и львовянка, которые ничего не имеют общего с местным контингентом. Типичные представительницы среднего класса, которые для коррумпированного режима являются символическими жертвами показушной борьбы с коррупцией. Стены камеры измазаны каким-то специальным белым раствором от тараканов, за окном кто-то громко и нецензурно ругается», – так экс-премьер описала камеру, в которую ее поместили.
Как пишет Тимошенко, СИЗО, где она содержится, критически перегружен. «Мое тело живет отдельной от души жизнью... Оно ходит по темным вонючим подвалам со звенящими железными запорами в окружении впечатляющего количества вооруженных людей, ездит «автозаком» и обливается потом в бетонных мешках размером метр на метр, с решеткой толщиной с руку», – жалуется Тимошенко, утверждая, что душа при этом верит и надеется на лучшее:
«Каждая клетка пропиталась тюремным смрадом, и после СИЗО даже электрический свет в зале суда выглядит, как солнце. Нахожу силы не проявлять слабость ни взглядом, ни движением»...
- Ющенко на суде над Тимошенко: Путин сказал «хрен с вами»
- Прокуратура: Тимошенко может быть причастна к убийству
- Киевский суд дважды отказался выпустить Тимошенко на волю
- Тимошенко доставили в суд под конвоем
- Арест Тимошенко мобилизовал ее сторонников
Правовой проигрыш, политический выигрыш
Говоря о промежуточных итогах процесса после явления суду экс-президента Украины Виктора Ющенко, украинский политолог Вадим Карасев заявил газете ВЗГЛЯД, что Тимошенко юридически проиграла своему бывшему шефу, но политически выиграла.
«Таким образом, этот тайм сыгран вничью», – считает эксперт, поясняя, что Ющенко четко дал понять судье, что все «газовое дело» было заварено Путиным и Тимошенко.
«Однако политически Ющенко снова проиграл Тимошенко, поскольку после их встречи в суде в обществе укрепится впечатление, что именно он виноват во всех газовых авантюрах и их последствиях», – полагает Карасев.
Собеседник газеты ВЗГЛЯД также констатирует, что скандал вокруг ссоры двух бывших соратников не получился, следовательно, их оппоненты не получили желаемого, а именно – полной дискредитации «оранжевых» сил.
Напомним, в среду «газовая принцесса» отказалась опускаться до выяснений отношений с бывшим шефом, заявив: «Бог ему судья!».
«Я не хочу, чтобы здесь судили оранжевую революцию. Я не хочу, чтобы здесь было выяснение отношений между президентом и премьером, которые бок о бок выходили в 2004-м на площадь», – с горечью сказала она. Этого от нее никто не ожидал.
«Тут Тимошенко сыграла весьма грамотно, – комментирует Карасев. – Она не задавала вопросы Ющенко, потому что ей фактически не о чем его было спрашивать, но она красиво вышла из этой ситуации, мотивируя свое нежелание вступать в дискуссию тем, что не желает выяснять отношения с соратниками по Майдану».
По мнению эксперта, процесс набирает процедурный ход и близится к логическому финалу. «Скорее всего, Тимошенко будет осуждена на срок лишения свободы. И принимать участие в парламентских выборах 2012 года не будет, и, скорее всего, «Батькивщина» в том формате, в котором она существовала до процесса над Тимошенко, тоже существовать не будет, ибо, чтобы успешно участвовать в выборах, с их стороны будет необходимо предпринять какой-либо тактический, кадровый маневр», – прогнозирует собеседник газеты ВЗГЛЯД.
Промежуточной кульминацией, по мнению главы Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимира Фесенко, стал вовсе не приезд в суд Виктора Ющенко, а арест самой Тимошенко.
Напомним, Ющенко прибыл в суд в среду к 10 утра, в сопровождении милиции вошел в здание Печерского суда с черного хода. Толпа на улице скандировала в его адрес: «Позор! Позор!». Наблюдатели вспомнили, что всего шесть лет назад многие из тех активистов, что стояли возле суда, были на Майдане, и тогда кричали: «Ющенко, так!». После двухчасового допроса Ющенко вышел с черного хода и, когда его черный Mercedes с затемненными окнами проезжал мимо толпы, в него полетели яйца.
Накануне защита просила не проводить слушания каждый день, поскольку ни подсудимая, ни адвокаты не успевают подготовиться. Но суд просьбу отклонил. В среду судья допросил и советника Ющенко по газовым вопросам Богдана Соколовского, которого принудительно привезли в суд из санатория. Однако свидетель ничем не порадовал обвинение, по сути встав на сторону Тимошенко. Соколовский заявил, что экс-премьер имела право давать указания относительно переговоров главе Нафтогаза Олегу Дубине, а термина «директивы» тогда не существовало. Соколовский также убедил прокуроров, что Дубина мог и сам подписать газовые соглашения.
Также в среду судья восьмой раз подряд отклонил просьбу защиты освободить экс-премьера на поруки или под подписку о невыезде.
«Изменение меры пресечения с подписки о невыезде на арест стало рубиконом, который вызвал настоящие страсти и обострил конфликт вокруг этого процесса. Но, главное, он вызвал озабоченность зарубежных партнеров Украины. Это привело к активной волне критических заявлений в связи с арестом», – поясняет Фесенко.
Политолог считает, что процесс зашел в политический и правовой тупик: «Политический тупик в том, что любой приговор, который вынесут в рамках этого процесса, вызовет критику или неприятие той или иной части украинского общества. Дело в том, что значительная часть украинцев воспринимает происходящее через политические фильтры. То есть, их интересует не истина, а оправдают или осудят Тимошенко. Одни вне зависимости от приговора считают Тимошенко воровкой, которая обокрала Украину, другие, наоборот, считают ее жертвой политического режима».
Но, по словам Фесенко, в обществе проявилась и третья точка зрения. Часть украинцев воспринимают суд как политический фарс и критически к нему относятся, не вставая на сторону сторонников или противников экс-премьера. В результате какой-то доминирующей в обществе позиции относительно этого процесса просто нет.
«Есть и правовой тупик, – заметил Фесенко. – Обвинение, которое предъявлено Тимошенко, не позволяет мягко и неконфликтно выйти из ситуации с арестом Юлии Владимировны. По той статье, которая значится в обвинении, а именно – превышение полномочий, которое привело к особо тяжким последствиям, – невозможна амнистия».
Помиловать Тимошенко, предполагает аналитик, процедурно после такого приговора очень сложно. «Осужденный должен обратиться за помилованием, а она за ним никогда не обратится. Она даже сам факт приговора не признает. А, кстати, это требуется по амнистии. Что делать? Суровый приговор и тюремный срок означает продолжение внутриполитического конфликта и, самое главное, кризис в отношениях с Западом. Это создаст проблемы и в переговорах по соглашению об ассоциации с Европейским союзом. Все это плохо для прагматичной многовекторной внешней политики Украины», – заявил Фесенко в интервью газете ВЗГЛЯД.
Эксперт категорически не согласен с мнением, что Россия, как и Запад, защищает Тимошенко и симпатизирует ей.
«Думаю, руководство РФ мало волнует политическая судьба Тимошенко. Скажу больше, я думаю, что в Москве даже рады, что события так развиваются. Кремль и МИД РФ защищают не Тимошенко, а газовые соглашения 2009 года. И как раз Россия может получить политические дивиденды от того, что Тимошенко может быть осуждена. Ведь в результате возникнет кризис в отношениях Украины с Западом и появится шанс, что украинское руководство вновь переориентируется на Москву», – уверен собеседник газеты ВЗГЛЯД.
Тем временем очередное заседание суда закончилось, в четверг суд должен начаться не в 10 часов, а в 14, хотя защита просила два дня перерыва.