Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
5 комментариевПраво на «право»
Названы наиболее вероятные кандидаты в партию Прохорова
Бизнесмен Михаил Прохоров заявил о том, что двери его партии открыты для всех. Газета ВЗГЛЯД попыталась разобраться, кого может успеть привлечь создатель «ё-мобиля» для участия в выборах. И очень возможно, что соратниками Прохорова станут вовсе не либералы.
«Правое дело», которое так неожиданно возглавил Прохоров, стало очередной жертвой отечественной политической культуры, не делающей различий между «правыми» и «левыми» по водоразделу, принятому во всем мире.
«Правые», «левые» и другие
Альянс «Правого дела» с «демократической оппозицией» абсолютно электорально неоправдан
В современной политологии существует добрый десяток различных трактовок, из которых исходит разделение на политические лагеря. Мы возьмем за основу распространенную точку зрения о том, что «правые» везде, кроме России, отличаются от «левых» отношением к типу развития государства: первые говорят о том, что национальное государство жизнеспособней, чем «общность наций», а «левые» еще со времен Ленина утверждают, что международные институты (глобализация, явленная нам в ощущениях) гораздо важнее. В Европе и эти границы уже размываются, а в России классических «правых» всегда называли просто националистами, а «левыми» как раз являются сегодняшние «правые». Нынешние же наши «левые» во главе с являющейся по факту левоцентристской партией «Единая Россия» – это скорее вегетарианский тип европейского социализма с поправкой на местную специфику, когда бюджет страны, например, отдан Министерству финансов, а партии играют в его формировании и идеологическом наполнении вторые, третьи и четвертые роли.
Но мы по традиции будем называть «правыми» российских либералов, а «левыми» – российских социалистов умеренного толка, националисты, в свою очередь, останутся националистами.
Кто в помощь?
Все парламентские партии современной России – если не «левые», то близки к идеалам социальной справедливости, а «правые» последний раз оказывались в Думе во времена успеха Союза правых сил, в 1999 году. Прошедшие с тех пор 12 лет были полны созданием многочисленных либеральных организаций, их неизбежными расколами и безуспешными попытками создать некий «единый фронт демократических сил».
Заявление Прохорова о том, что к участию в «Правом деле» могут быть приглашены все желающие, открывает перед нынешними маргинальными либералами неожиданные перспективы, но и самой партии дает широкое пространство для маневра. Для того чтобы набрать 7% голосов, «Правому делу» придется опираться не только на бизнес, но и на уже существующие, в том числе на находящиеся вне системного политического поля, силы.
- Андрей Ашкеров: Розовые пузырьки Прохорова
- Владимир Мамонтов: Про ёПартию
- Николай Усков: Враги моего класса
- Михаил Прохоров: Как партия необходима лично вам?
По информации источника газеты ВЗГЛЯД в партии «Справедливая Россия», и справедливороссам, и членам ЛДПР в регионах рекомендуют «не заглядываться» в сторону «Правого дела», а строить политическую карьеру в рамках собственных партий. По мнению источника, массового исхода ни из одной из четырех думских партий в «Правое дело» «руководство не допустит»: коммунистов сковывает жесткая партийная дисциплина, да и Прохоров – явный политический враг КПРФ, а «Единая Россия» занята работой с ОНФ.
За вычетом парламентских партий и разного рода «левых» в потенциальном активе у «Правого дела» могут оказаться несколько относительно действующих и постоянно конфликтующих между собой либеральных организаций, то есть именно тех «правых», которые заняли собой в России нишу «демократической оппозиции». Последним ее осколком остается партия «Яблоко», возглавляемая после ухода Григория Явлинского Сергеем Митрохиным и растерявшая остатки своего политического влияния.
Главными активными противоборствующими сторонами у «правых» сегодня являются общественные движения «Объединенный гражданский фронт» Гарри Каспарова и «Демократический выбор» Владимира Милова. На этом же фланге существуют движение «Солидарность», управляемое федеральным политическим советом, представленным все тем же Каспаровым, Ильей Яшиным*, Борисом Немцовым etc, а также Народно-демократический союз экс-премьера Михаила Касьянова. Все, кроме Каспарова, входят в незарегистрированную Партию народной свободы (ПАРНАС). Особняком продолжает существование опять же незарегистрированная организация Эдуарда Лимонова.
Последний крупный скандал в рядах «правых», неплохо высвечивающий масштаб происходящих в рядах «демократической оппозиции» процессов, связан с митингом ПАРНАСа, после которого Владимир Милов обрушился с нецензурной критикой на своих коллег из «Солидарности». По мнению Милова, коллеги не профинансировали взятые на себя обязательства. Представители «Солидарности» в свою очередь обвинили Милова в неоплаченных долгах. Денежный спор ничем не закончился: коллеги ограничились взаимными оскорблениями и разошлись миром.
Не отстает от соратников и Гарри Каспаров, вступивший в яростную полемику с журналисткой «Эха Москвы» Антониной Самсоновой и главным редактором журнала GQ Николаем Усковым, которые усомнились в будущем нынешнего «демократического движения». «Однако если старшие товарищи еще пытаются либеральными словесами и заклинаниями как-то прикрывать свою тягу к авторитаризму, то новое поколение сторонников «либеральной» идеи в России не считает нужным прибегать к каким-то формам политической мимикрии», – пишет шахматист, обвиняя Самсонову и Ускова, вообще не являющихся членами ни одной из политических партий, в недостаточной идейности.
Неожиданные союзники
По мнению многих экспертов, мелочность и отсутствие реальных политических перспектив делают нынешнюю либеральную оппозицию очень неприятными и совершенно бесполезными союзниками. С другой стороны, существуют националисты, которые гораздо более вменяемы, готовы к компромиссам и не страдают наличием трех вождей на четырех членов организации.
В полном отсутствии будущего у либералов и опасности любого союза с ними убежден и главный редактор сайта «Русский обозреватель» Егор Холмогоров, заявивший газете ВЗГЛЯД, что настоящим прорывом для «Правого дела» было бы «привлечение на свою сторону национал-демократов»: «Только так Прохоров сможет нивелировать нелюбовь избирателей к представителям крупного капитала». Альянс же «Правого дела» с «демократической оппозицией», по мнению Холмогорова, «абсолютно электорально неоправдан»: «Весь негатив, который общество испытывает к нынешним «либералам», автоматически достанется Прохорову». По мнению эксперта, альянс националистов и «Правого дела» «сложен в практической плоскости, но сам тактический предвыборный союз вполне возможен».
Член политсовета Российского общественного движения, одной из самых заметных политических организаций националистов, Владимир Тор в комментарии газете ВЗГЛЯД отметил, что «никакой заинтересованности в идеологии национализма «Правое дело» не проявляло». По словам Тора, «Прохоров как политик нам неизвестен, он – олигарх, заработавший на приватизации разрушенной страны». Однако все может измениться, если в «Правое дело» придет Алексей Навальный, о котором Тор высказался гораздо комплиментарнее. Напомним, Навальный, возглавляя движение «Народ», участвовал в подписании рамочного соглашения с РОДом.
Напомним, что в интервью газете ВЗГЛЯД один из основателей «Правого дела» Борис Надеждин уже заявлял о том, что привлечение Навального к работе в партии представляется ему правильным, а переговоры Прохорова с известным блогером вполне могут состояться.
В свою очередь сопредседатель «Правого дела» журналист Георгий Бовт заметил в интервью газете ВЗГЛЯД, что не знает националистов, с которыми могла бы сотрудничать партия, но отметил важность обсуждения межнациональных проблем и подтвердил слова Надеждина о том, что сотрудничество с Алексеем Навальным может быть полезно «Правому делу». Правда, Бовт отметил, что не считает Навального националистом: «Он не предлагает мер, которые в терминах классической политологии являются националистическими», – заявил политик.
«Я вообще против термина «национализм», с ним связана плохая «кредитная история», но как раз обсуждение межнациональных проблем национализмом не является. Обсуждать их необходимо, потому что именно они составляют часть реальной повестки дня», – уверен Бовт.
Кроме того, сопредседатель «Правого дела» считает, что главным вопросом политической повестки дня является борьба с коррупцией и сотрудничать стоит «со всеми, кто борется с коррупцией, кем бы они ни были».
* Признан(а) в РФ иностранным агентом