Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

22 комментария
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
Игорь Горбунов Игорь Горбунов Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

3 комментария
16 июня 2011, 20:10 • Политика

«Пусть приезжают. Всех примем»

Софа Ландвер: Превращение в гражданина занимает 12 минут

«Пусть приезжают. Всех примем»
@ Reuters

Tекст: Александр Фишман,
Иерусалим

«Когда иммигранты приезжают в другие страны, то процесс превращения в полноценного гражданина страны иной раз растягивается на долгие годы. В Израиле все по-другому», – заявила газете ВЗГЛЯД министр абсорбции Израиля Софа Ландвер. Она также рассказала об опыте борьбы своей страны с бытовой ксенофобией.

В начале июня Москву с трехдневным визитом посетила Софа Ландвер глава министерства абсорбции Израиля, ведомства, курирующего прием и интеграцию новых жителей еврейского государства.

Причастность к событиям в стране человек начинает ощущать уже практически с первых минут возвращения на историческую родину

Ландвер – уроженка Ленинграда, эмигрировавшая из Советского Союза в 1979 году, бывший депутат кнессета четырех созывов, представлявшая в парламенте русскоязычный электорат. Целью поездки были переговоры по поводу выплаты российских пенсий репатриантам из бывшего Союза, живущим в еврейском государстве.

Современный Израиль напоминает библейский Ноев ковчег. Формально подавляющее большинство его жителей принадлежат к одному народу и одной религии, но общество делится на значительные общины. Выходцы из СССР на бытовом уровне называются «русскими», а многочисленные представители еврейской общины Марокко – «марроканцами». Кроме того, в самом Израиле, не считая территорию Палестины, живет огромная община арабов, постепенно интегрирующаяся в израильское общество.

Кстати, из миллиона «русских» примерно треть даже официально не называет себя евреями: это жены, мужья и родители тех, кто имел право на репатриацию.

Как и в России, в Израиле все больше появляется и нелегальных эмигрантов, которые берутся здесь за самую черную работу. Таким образом, на крошечной территории уживаются  выходцы из множества стран и представители самых разных культур.

О том, может ли израильский опыт служить примером для других стран, в которых проблема ксенофобии угрожает порой уже основам государства, корреспондент газеты ВЗГЛЯД побеседовал с министром абсорбции Софой Ландвер.

«Не пользуемся словом «иммиграция»

ВЗГЛЯД: Госпожа Ландвер, может ли израильский опыт приема и обустройства иностранцев служить примером для других стран?

Софа Ландвер: Я не знаю, может ли наш опыт служить примером для других стран, но то, что он является предметом гордости для самих израильтян, совершенно очевидно.

Посмотрите, в Израиле сегодня проживают 7,5 млн граждан. Из них почти половина родились в других странах. Но все они становятся неотъемлемой частью государства, чувствуют свою причастность к будущему страны и просто не представляют себе иной судьбы.

Меня часто спрашивают, существует ли квота на количество людей, которых готово принять государство Израиль. И я неизменно отвечаю: мы никогда не устанавливали и не будем устанавливать квоту на репатриантов, возвращающихся в государство Израиль. Пусть приезжают. Всех примем!

Правда, не стоит забывать, что речь идет не о незаконной иммиграции или иммиграции вообще. Мы принимаем и обустраиваем репатриантов людей, имеющих право на гражданство Израиля согласно «Закону о возращении».

В этом, наверное, и заключается главное отличие процесса абсорбции приезжающих. Мы словом «иммиграция» не пользуемся. Иммиграция – это в Канаде, США, Германии и вообще в Европе. А у нас репатриация.

ВЗГЛЯД: А как практически выглядит процесс обустройства новых жителей?

С.Л.: Когда приезжает человек, он получает специальное денежное пособие и набор льгот, которые мы называем «корзиной абсорбции». Такая помощь дает людям возможность арендовать квартиру, начать обучение на специальных языковых курсах и постепенно вести поиск работы. Всеми этими проблемами занимается наше министерство.

Мы помогаем людям не только в рабочей переквалификации, но и в продолжении научной или профессиональной карьеры. И вот во всех этих отраслях действительно можно брать пример с государства Израиль. Ярким примером тому могут служить такие цифры: 25 тысяч врачей продолжают работать в системе здравоохранения Израиля, а в промышленности и науке страны заняты свыше 100 000 инженеров и ученых, приехавших из других стран.

ВЗГЛЯД: Сколько шекелей дают по прибытии репатриантам и что можно купить на эти деньги?

С.Л.: Размеры «корзины абсорбции» зависят от состава семьи и возраста репатрианта.  В очень грубом приближении можно говорить о 20 тысячах шекелей (около 163 тыс. рублей примВЗГЛЯД) на человека. Этого должно хватить на обзаведение необходимым электрическим скарбом, съем жилья и на жизнь в первые месяцы. Есть еще несколько «переменных»: это и место проживания, и профессиональные критерии. Во всех этих случаях к базовой «корзине» добавляются разные суммы.

«Ровно 12 минут»

ВЗГЛЯД: Если с материальной стороной вроде бы все понятно, то как быстро входят новые жители в общественно-политическую жизнь страны? Как скоро они начинают ощущать себя полноправными гражданами, получают права участвовать в выборах?

Госпожа Ландвер утверждает, что полноценным гражданином Израиля можно стать за 12 минут (фото: пресс-служба министерства абсорбции Израиля)

Госпожа Ландвер утверждает, что полноценным гражданином Израиля можно стать за 12 минут (фото: пресс-служба министерства абсорбции Израиля)

С.Л.: Я специально засекала время. Процесс превращения репатрианта в полноправного гражданина государства Израиль занимает ровно 12 минут после приземления в аэропорту имени Бен-Гуриона.

ВЗГЛЯД: Как это?

С.Л.: Действительно, когда иммигранты приезжают в другие страны, то процесс превращения в полноценного гражданина страны занимает продолжительный период времени, иной раз растягивается на долгие годы. В Израиле все по-другому.

За время пребывания на нынешнем посту я внедрила специальную программу, результатом которой стало получение гражданства и всех необходимых документов паспорта, медицинской страховки, денежных пособий прямо в аэропорту.

Причастность к событиям в стране человек начинает ощущать уже практически  с первых минут возвращения на историческую родину...

Выходцев из разных стран, живущих в Израиле, объединяет самое главное – религиозная принадлежность. Хотя при этом они могут оставаться светскими людьми, и никто им не запрещает придерживаться культурных традиций страны исхода. Так, например, выходцы из России встречают Новый год по григорианскому календарю, «американцы» Сильвестр (31 декабря), а «марокканцы» празднуют мимуну.

ВЗГЛЯД: В то же время не секрет, что Израиль, как и другие развитые страны, страдает сегодня  и от нелегальной миграции...

С.Л.: Что касается нелегальной миграции, то работа с этой темой не входит в обязанности министерства абсорбции. Нелегалами у нас занимается министерство внутренней безопасности.

Мы занимаемся только теми, у кого есть основания для переезда в Израиль (согласно Закону о возвращении, переехать в Израиль могут лица, имеющие еврейскую национальность, а также их дети и внуки – примВЗГЛЯД).

А если есть основания, то государство вкладывает в прием новых граждан большие деньги, составляющие бюджет министерства абсорбции.

Все проекты, связанные с абсорбцией репатриантов, рассчитаны на десять лет. Мне кажется, это оптимальный период для нового гражданина, чувствующего необходимость в поддержке государства. Наше министерство, если можно так выразиться, дает путевку в жизнь.

«Все зависит от самого человека»

ВЗГЛЯД: Однако бывают и случаи неудачной абсорбции, ведь некоторые евреи возвращаются назад в Россию. По данным израильской газеты «Гаарец» за 2007 год, более 100 тысяч репатриантов вернулись на ПМЖ из Израиля в страны СНГ, и только в одной Москве проживают около 70 тысяч израильтян. Чего же им не хватает на исторической родине?

#{interviewpolit}С.Л.: Данные газеты «Гаарец» оставляю на ее совести. Тысячи, а, возможно, и десятки тысяч израильтян действительно живут в крупных городах СНГ, главным образом, в Москве, Санкт-Петербурге и Киеве. Объясняется это, как правило, тем, что на рубеже 90-х и 2000-х годов в этих городах появлялись соблазнительные возможности для образованных и энергичных людей, и многие этими возможностями воспользовались.

Но сейчас происходит обратный процесс, и очень многие из этих израильтян заинтересованы в возвращении домой, в чем им государство Израиль в лице министерства абсорбции и других ведомств всячески помогают. На моей встрече в Москве с заинтересованными в возвращении домой израильтянами буквально яблоку негде было упасть, и наша беседа длилась добрых три часа.

Что же касается того, почему абсорбция иногда происходит неудачно, то я всегда говорю, что переезд из страны в страну – дело нелегкое, и трудности тут неизбежны. Даже цветок, передвинутый с подоконника на подоконник, обживается на новом месте с трудом. А уж человек и подавно. Мы стараемся, как возможно, облегчить обустройство репатриантов в новой стране, но очень многое да, собственно, все зависит от самого человека, от его настроя, от умения не раскисать перед трудностями.

ВЗГЛЯД: Как идет абсорбция 300 тысяч русских, проживающих в Израиле, которые никак не относятся к религиозной общности репатриантов?

С.Л.: Абсорбция этих людей происходит точно так же, как и всех прочих – они полноправные граждане государства Израиль и наделены теми же правами, что и другие репатрианты. Другое дело, что эти люди ущемляются в таких аспектах жизни, как «регистрация актов гражданского состояния».

Дело в том, что согласно унаследованной еще со времен Британского мандата практике, в Израиле до недавнего времени отсутствовала практика гражданской регистрации браков и разводов: это делалось исключительно религиозными инстанциями еврейской, мусульманской, христианской и др.

На данном этапе мы добились создания инстанции гражданского регистратора браков и разводов, аналога российского ЗАГСа. Это огромный шаг. Пока полномочия этой инстанции ограничены, она обслуживает только те пары, в которых оба будущих супруга являются не евреями.

Расширение полномочий этой инстанции на всех желающих заключать и расторгать браки у гражданского регистратора является следующим этапом нашей борьбы, и я не сомневаюсь, что он очень скоро будет пройден.

«Заинтересовано само общество»

ВЗГЛЯД: В России нередки случаи конфликтов молодых людей из числа местных жителей и приезжих. Например, избивают дворников-мигрантов... А в Израиле по отношению к арабам, живущим вместе с евреями, случается что-то аналогичное?

С.Л.: 1 июня мы отметили 10-летие террористического акта в Тель-Авиве в помещении  клуба «Дельфинарий». В тот вечер наша молодежь пошла танцевать, а палестинский террорист, проникнувший в Израиль,  взорвал себя и унес жизни 21 молодого человека, более ста мальчиков и девочек получили тяжелые ранения. Многие из них на всю жизнь остались инвалидами.

Но при всем при этом дворников в Израиле «не мочат». К сожалению, очень часто в нашей истории происходило наоборот. И теракт в «Дельфинарии» тому пример.

ВЗГЛЯД: Но как властям удалось преодолеть рознь, которая доходила до драк и поножовщины, между разными общинами? Это заслуга государства, или общество само стремилось изжить ксенофобию?

С.Л.: Преодолевать рознь – не дело властей. Власти должны обеспечивать общественный порядок, что они, в общем, успешно делают. Что же касается борьбы с ксенофобией в обществе, в котором, конечно, заинтересовано само общество, то тут надо отметить два направления. Первое когда ксенофобские проявления принимают уголовный характер, в дело вступают органы правопорядка. Таких случаев, слава богу, немного. А бытовая ксенофобия изживается, что называется, явочным порядком. Когда община русскоязычных репатриантов встала на ноги, заявила о себе буквально во всех сферах жизни страны и общества, пренебрежительное и подозрительное отношение к ней стало, как говорил герой Высоцкого, крайне затруднительным.