Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
5 комментариев«Прогноз весьма неутешительный»
Ариэль Коэн: Обама начал в Ливии непонятную войну
«Открытие «третьего фронта» на Ближнем Востоке непопулярно среди американцев», – заявил в интервью газете ВЗГЛЯД ведущий американский эксперт Ариэль Коэн, аналитик Фонда Хэритедж («Наследие»), близкий к Республиканской партии США. По его мнению, гораздо большую угрозу интересам не только Запада, но и России несет в себе смута в монархиях Персидского залива.
Как уже сообщала газета ВЗГЛЯД, вечером в субботу началась воздушная война против Ливии – операция носит кодовое название «Одиссея. Рассвет». США и Великобритания в ходе первого этапа совместной операции по блокированию воздушного пространства Ливии поразили 20 из 22 намеченных целей, сообщает британская ВВС со ссылкой на представителя армии США.
Угроза общим интересам и Запада, и России с Китаем сейчас проистекает от нестабильности в Персидском заливе, а не в Ливии
В воскресенье руководство ливийской армии объявило о полном прекращении огня, однако коалиция нанесла еще несколько ударов по Триполи, уничтожив одно из зданий резиденции Муамара Каддафи.
Ранее аналогичным авиаударам подверглись ливийские города Триполи, Мисурата, Бенгази и Зауия.
Почти сразу после этого государственные ливийские телеканалы распространили информацию о десятках погибших в ходе воздушных рейдов международной коалиции. По последним данным из официальных источников в Триполи, являющегося оплотом верных Муамару Каддафи сил, число жертв среди мирного населения возросло до 64 человек, более 150 ранены.
Впрочем, в руководстве коалиции считают эти сообщения частью военной пропаганды режима Каддафи. «Телеканалы, распространившие такую информацию, являются пропагандистским инструментом режима Каддафи, – отметили в МИД Франции. – Операция (коалиции) сама по себе направлена как раз на то, чтобы избежать новых жертв репрессий режима».
Как передает ИТАР-ТАСС, после нанесения первой серии воздушных и ракетных ударов по позициям войск, верных Муамару Каддафи, формирования ливийской оппозиции перешли в контрнаступление в районе Бенгази. Как передает телестанция «Аль-Джазира», повстанцы направляются освобождать Адждабию.
Сам Каддафи в последних выступлениях сделал акцент на том, что «вторжение крестоносцев» в Ливию несет угрозу «всей исламской нации». Всего несколько недель назад глава Пентагона Роберт Гейтс на слушаниях в Конгрессе образно посоветовал обратиться к психиатру тому человеку, который скажет, что США хотят ввязаться уже в третью войну на Ближнем Востоке. Выступая в воскресенье, то есть после начала воздушной войны, глава американского Генштаба адмирал Майкл Маллен, по сути, признался, что не уверен в полной победе, когда не исключил, что интервенция может привести к тупиковой ситуации в Ливии.
О том, какие причины могли подтолкнуть Вашингтон к участию в нападении на Ливию, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал ведущий американский эксперт Ариэль Коэн, аналитик Фонда Хэритедж («Наследие»), близкий к Республиканской партии США.
Ариэль Коэн (фото: vesti.ru) |
ВЗГЛЯД: Г-н Коэн, почему США все же решились участвовать в интервенции в Ливии? Кроме того, что США вмешиваются во внутренние дела другой страны, это ведь само по себе крайне рискованная игра с неизвестным финалом. Ирак и Афганистан это уже доказали.
Ариэль Коэн: Гуманитарная катастрофа в Ливии была настолько остра, что Обама не выдержал давления как в Соединенных Штатах, так и из-за рубежа. Оно было как со стороны республиканцев и демократов, так и со стороны европейских союзников, в основном французов и англичан. Поэтому Соединенные Штаты решили поддержать военную акцию против правительства Каддафи, но руководители военных ведомств повторяют, что это будет акция без наземной операции, только с применением военно-воздушных и военно-морских сил.
Другой вопрос, не является ли комментарий адмирала Маллена о том, что не исключен результат «ничьей» в Ливии, сигналом того, что часть военных вообще не поддерживала решение открыть третий театр военных действий (ТВД) на Ближнем Востоке. Не уверен, что и министр обороны Гейтс с энтузиазмом поддержал эту идею.
- США рассказали о новом этапе войны с Ливией
- Западная коалиция продолжает бомбить Ливию
- США с союзниками начали войну против Ливии
- Саркози: ВВС Франции блокируют авиацию Каддафи
- Саудовский король наградил свой народ за верность
- Каддафи готов подчиниться ультиматуму СБ ООН
- Александр Рар: Каддафи уже победил в гражданской войне
ВЗГЛЯД: Глава международного комитета Госдумы Константин Косачев заявил, что воздушные удары в Ливии наносятся по танковым колоннам и другим наземным объектам, не относящимся к системам ПВО. По мнению депутата, действия коалиции уже нарушают резолюцию Совбеза ООН. Примерно в таком же духе выступил и генеральный секретарь Лиги арабских государств Амр Мусса...
А.К.: Резолюция, насколько я ее прочитал и понял, не говорит об объектах ПВО, она говорит о защите мирных жителей. Если для защиты мирных жителей необходима работа по наземным целям, включая танковые колонны, то это, естественно, все в рамках резолюции. Что не в рамках резолюции, так это призыв президента Обамы к Каддафи отвести войска из ранее занятых им городов и населенных пунктов. Язык резолюции такого не предусматривает, и непонятно, почему Обама, который является не просто юристом, а профессором права, сделал такое заявление.
Что касается Амра Муссы: он хочет, как говорят в поговорке, «и невинность соблюсти, и ...» Под его руководством Арабская лига поддержала операцию перед голосованием в Совбезе ООН. А теперь он хочет дистанцироваться, чтобы не потерять популярность в Египте, где он собирается баллотироваться на пост президента.
ВЗГЛЯД: «Одиссея» предусматривает столь масштабные бомбардировки, что жертвы среди мирного населения неизбежны. Если война затянется и число жертв от западных ударов вырастет, то насколько быстро западное общественное мнение может потребовать от своих правительств завершения интервенции?
А.К.: Не думаю, что сегодня наблюдается массовая поддержка войны в Ливии. Я не видел результатов опросов, не видел статистики, все происходит очень быстро. Даже такая война, как война в Афганистане, война, триггером которой было нападение на башни-близнецы в Нью-Йорке и на Пентагон в Вашингтоне, война, которую на протяжении длительного времени поддерживало большинство американцев, ныне уже непопулярна.
И президент Обама избирался под лозунгом окончания обеих войн – и в Ираке, и в Афганистане. Поэтому открытие «третьего фронта» на Ближнем Востоке непопулярно, и по заявлениям и военных, и администрации все бремя этой операции хотят переложить на плечи союзников и Арабской лиги.
Я также хочу обратить внимание на очень серьезное финансовое положение Соединенных Штатов – как с бюджетным дефицитом (более 2 триллионов), так и с государственным долгом (14 триллионов). Цифры заоблачные. Мало кто сейчас готов поддержать многомиллиардные траты на войну не только с непонятным исходом, но и с непонятным началом.
#{image=498185}Как сформулировал в свое время министр обороны Соединенных Штатов Каспар Уайнбергер, ныне покойный, и здравствующий бывший госсекретарь Колин Пауэлл, военные конфликты должны иметь не только понятные цели, не только пользоваться поддержкой населения, но также должны иметь четкие цели и задачи, стратегию окончания и выхода из этих конфликтов. Администрация Обамы абсолютно не применила эти постулаты к нынешнему конфликту.
ВЗГЛЯД: Сам Каддафи в последних речах сделал акцент на том, что «вторжение крестоносцев» коалиции «христианских государств» в Ливию несет угрозу «всей исламской нации». По оценке Би-би-си, пропагандистские усилия режима Каддафи «достаточно эффективны». Вы не опасаетесь, что интервенция даст обратный эффект и часть ливийской оппозиции даже вернется на сторону Каддафи во имя защиты независимости страны?
А.К.: Я не знаю, насколько эффективна пропаганда Каддафи. Все, что мы видели до сих пор, – это Ливия, расколотая на два лагеря. В Бенгази, на востоке страны, сосредоточились все, кто против Каддафи. Они этого Каддафи в гробу видали еще до начала этих военных действий, они частично остались преданны королю (Идрису, смещенному Каддафи в 1969 году), частично поддерживают исламистские силы.
А на западе страны, в Триполи, где и столица, и денежки нефтяные, там поддерживают Каддафи. Плюс раскол идет по племенным линиям. Есть племя «гаддафа», из которого происходит сам диктатор, есть другие племена, в том числе и вообще неарабский народ – это берберы, которые также не поддерживают Каддафи.
Насколько эффективной будет пропаганда Каддафи? Мне представляется, что она будет эффективной только среди тех, кто его уже поддерживает.
Я лично в эффективность достаточно грубой пропаганды господина Каддафи верю слабо, но при этом я понимаю национализм, антиколониальные настроения в Ливии, потому что колониальный режим в Ливии был итальянским, и был он очень неэффективным, непопулярным и неудачным. Поэтому я, конечно, понимаю и антизападные чувства.
Трудно мне себе представить, что Запад будет методично уничтожать военную мощь Каддафи, а он надолго сможет там удержаться. С другой стороны, повстанцы показали свою неорганизованность, отсутствие четкой платформы, отсутствие даже каких-то временных серьезных органов власти.
И главное. По большому счету, вообще непонятно, почему союзники сейчас выбрали именно Ливию для военной операции? Угроза общим интересам не только Запада, но и России с Китаем и так далее, сейчас проистекает от нестабильности как раз в Персидском заливе, который, как известно, расположен на две тысячи километров восточнее этого ливийского ТВД.
Конфликт в Персидском заливе может подбросить цены на нефть куда-то в район 150–200 долларов и вызвать новый крупнейший глобальный кризис. А это неинтересно ни для России, и вообще ни для кого.
Все эти военные силы, которые сейчас стянуты к Ливии, могут понадобиться не в Средиземном море, а в Персидском заливе. Мне совершенно неясно, почему их надо было задействовать в этой войне – именно сейчас и с совершенно непонятным исходом.
ВЗГЛЯД: Почему арабские союзники США и Франции Египет, Катар и Саудовская Аравия пока активно не примкнули к атакам на Ливию?
А.К.: У Саудовской Аравии и Катара плохие отношении с Ливией. Египет сейчас практически парализован из-за внутренних проблем. Саудовская монархия в любой момент может оказаться сама под ударом. Так что их роль сейчас достаточно минимальна.
Решение арабской лиги, поддержавшей резолюцию Совбеза и выступившей против Каддафи, может потом бумерангом возвратиться против тех правителей арабских стран, которые его принимали. Ведь приглашение западных сил для интервенции для многих простых людей на так называемой «арабской улице» несет очень плохие коннотации. Это может вызвать усиление поддержки радикальных исламистских кругов, в том числе и «Аль-Каиды*», и дополнительно дестабилизировать режимы от Бахрейна до Марокко, которые и так трещат по швам или, по крайней мере, испытывают колоссальное давление.
Землетрясение на Ближнем Востоке продолжается, и прогноз пока весьма неутешительный, с далекоидущими отрицательными последствиями для всего мира.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ