Сергей Миркин Сергей Миркин Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?

6 комментариев
Андрей Медведев Андрей Медведев Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

4 комментария
Игорь Караулов Игорь Караулов Новая война делает предыдущие войны недовоёванными

Нацизм был разгромлен, но не был вырван с корнем и уже в наше время расцвел в Прибалтике, возобладал на Украине. США, Великобритания и Франция, поддержав украинский нацизм, отреклись от союзничества времен Второй мировой войны, а денацификация Германии оказалась фикцией.

13 комментариев
22 декабря 2011, 18:55 • Политика

«Разумный барьер будет сохранен»

Александр Жуков: Кандидатов в губернаторы будут фильтровать

«Разумный барьер будет сохранен»
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Ирина Костюкова

«Выборность губернаторов будет не совсем прямой, так как сохраняются определенные фильтры отбора этих кандидатов партиями и президентом. Так что потери управляемости отдельными территориями не произойдет», – заявил в интервью газете ВЗГЛЯД Александр Жуков. Так он прокомментировал политические реформы, предложенные президентом Медведевым.

В четверг, выступая с четвертым посланием к Федеральному собранию, президент Дмитрий Медведев предложил комплексную реформу политической системы страны. Среди предложенных мер – возвращение к прямым выборам губернаторов, снижение требований к минимальной численности партий и к количеству подписей, которыми должен заручиться кандидат в президенты. Предложил президент изменить и порядок формирования самой Госдумы.

Люди, за которыми никто не стоит, баллотироваться в президенты не смогут. Для этого нужны и серьезные деньги, и организационные возможности кандидата

«Считаю целесообразным для укрепления связей депутатов с избирателями ввести пропорциональное представительство по 225 округам. Эта мера позволит каждой территории иметь своего непосредственного представителя в парламенте», – заявил он, добавив, что многие территории в настоящий момент не имеют ни одного собственного представителя в Госдуме.

О том, как могут быть реализованы инициативы президента, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал первый вице-спикер Госдумы от «Единой России», бывший вице-премьер Александр Жуков.

ВЗГЛЯД: Александр Дмитриевич, Дмитрий Медведев объявил о намерении снизить требования к минимальной численности партий до 500 человек. Не приведет ли это к появлению в России партий-однодневок, за которыми, кроме их лидеров, никто не стоит?

Александр Жуков: Высокие барьеры для партий ранее были установлены только для того, чтобы в России появились серьезные и солидные политические партии.

Эта задача была решена. У нас есть несколько партий, получивших поддержку серьезного числа избирателей, и они уже представлены в Госдуме. Поэтому опасности появления большого количества мелких партий, которые могут вытеснить все остальные, на данный момент уже нет. Мне кажется, что шаг в направлении либерализации – правильный. Даже если появятся несколько мелких партий, это никому не помешает. Ведь за принятие большинства решений все равно будут отвечать крупные партии, представленные в парламенте.

ВЗГЛЯД: Может, стоило снизить и порог для прохождения в Госдуму, например, до 3%?

А. Ж.: Все нужно делать постепенно. Вот сейчас мы снижаем требования к численности партий, а уже затем будем думать о последующих шагах в этом направлении.

ВЗГЛЯД: Что изменится с введением новой системы выдвижения кандидатов в депутаты Госдумы от 225 округов? Это частично возвращает нас к системе одномандатных округов? Правда, раньше в них могли баллотироваться и беспартийные самовыдвиженцы...

А. Ж.: Пока мы не видели конкретного законопроекта, который бы точно описывал, каким образом представители этих территорий будут избираться в Госдуму. На сегодня в разных странах существуют разные способы территориального представительства.

В одних государствах существуют прямые выборы одномандатников, которые уже существовали и в России. В этом случае зарегистрироваться кандидатом в депутаты может любой желающий. Есть также выборы одномандатников от партий. Это система существует в Германии. Можно выбрать любой из этих вариантов.

Главное, чтобы в парламент попадали не только представители партий, но и конкретные люди. Но какой конкретно механизм выдвижения кандидатов от территорий будет выбран в России, я сказать не могу. В любом случае это предложение абсолютно правильно.

Когда часть депутатов в Государственной думе представляют конкретных жителей определенных районов и городов, это очень полезно. Я сам четыре раза избирался по одномандатному округу в Госдуму и знаю, насколько серьезен этот отбор.

ВЗГЛЯД: Насколько, на ваш взгляд, обоснованно снижение числа подписей, которые теперь будет необходимо собрать кандидату в президенты?

А. Ж.: Каким-то кандидатам будет, действительно, проще зарегистрироваться на выборах президента. Но 300 тыс. подписей – не такая уж низкая планка. Тот человек, который не имеет реальной поддержки населения и собственной программы, собрать даже эти 300 тыс. подписей вряд ли сможет. Для этого нужны и серьезные деньги, и организационные возможности кандидата. Люди, за которыми никто не стоит, баллотироваться в президенты не смогут. Таким образом, разумный барьер на выборах президента будет сохранен.

ВЗГЛЯД: Президент объявил о возвращении прямых выборов губернаторов. Как это может отразиться на управляемости регионов?

А. Ж.: Выборность будет не совсем прямой, так как сохраняются определенные фильтры отбора этих кандидатов партиями и президентом. Так что, я думаю, потери управляемости отдельными территориями не произойдет.

Комментарии экспертов

Андрей Воробьев, руководитель Центрального исполнительного комитета «Единой России»
Андрей Воробьев, руководитель Центрального исполнительного комитета «Единой России»
Президент России высказался за отмену необходимости собирать подписи для участия в выборах в Государственную думу и в региональные законодательные органы. Необходимо предусмотреть временной ценз существования для партий, решивших участвовать в выборах. <br> После послания и принятия закона, который упрощает радикальным образом регистрацию партий, возникает опасность, чтобы у нас не появились партии-однодневки, которые регистрируются только накануне выборов, а потом исчезают. <br> Этого мы не должны допустить. Партия должна себя зарекомендовать, я так это вижу. У нас семь лет назад еще были эти партии-однодневки – их «обеспеченные ребята» покупали. В Магадан ангажировали на короткий период, например три месяца, избирались, «заходили» в парламент и бросали ее, не неся никакой ответственности и не соблюдая никакие процедуры. Это нельзя допустить, думаю, у нас будет общая позиция с оппозиционными партиями. // ER.RU

Алексей Пушков, Сенатор, политолог, кандидат исторических наук, профессор и преподаватель МГИМО
Алексей Пушков, Сенатор, политолог, кандидат исторических наук, профессор и преподаватель МГИМО
Не стоит опасаться, что упрощение регистрации партий приведет к новому появлению мелких, узко региональных партий, ряд которых могут продвигать даже сепаратистские идеи. Это принцип, который давно назрел. До сих пор у нас был достаточно строгий порядок регистрации. Как вы знаете, это вызывает вопросы и за рубежом, и внутри страны. Это вызвало вопросы граждан к Владимиру Путину во время прямой линии. И Дмитрий Медведев ответил на эти вопросы вот таким своим предложением. <br> Что касается сепаратизма, то с ним чисто юридическими методами бороться все равно невозможно. С сепаратизмом надо бороться методами политическими, идеологическими, а если он берется за оружие, то и силовыми. Поэтому мне не видится тут какой-то опасности. Как вы помните, Чечня, когда решила отделиться от Российской Федерации, не прибегала к созданию политических партий и к выборам. Все происходило по-другому. Поэтому если в России и будут какие-то сепаратистские движения, то они скорее будут напрямую апеллировать к своим сторонникам, чем пойдут юридическим путем оформления партий. <br> С другой стороны, Россия уже миновала этап «политического многоцветья», какой был в 1990-е годы, когда у нас было 45 партий. Наше общество сейчас более зрелое, в нем сформировались уже предпочтения значительные. Кроме того, надо учесть, что «поляны» уже заняты. Можно зарегистрировать новую партию левого социалистического толка, но ее организаторам надо учесть, что на этом фланге уже действует КПРФ, которая имеет 20% голосов, и достаточно сильная, как показали последние выборы, «Справедливая Россия». Такие мелкие партии существуют в западных странах, и они, например, могут соревноваться на местных, городских выборах... Я не вижу здесь большой беды. Если их запрещать, то у них возникает ощущение, что власть монополизирована. <br> Такова цена, которую приходится платить за существование гражданского общества. «А отсутствие гражданского общества означает отрыв общества от власти и даже антагонизацию власти и общества. Власть становится противником, потому что «они», говорят, противятся свободному самовыражению. <br> Если и появятся партии, то лишь те, ниши которых не заполнены. «Ниши их пока находятся частично в протестном движении, их потенциальные активисты пока входят в различные НПО, например потенциальные сторонники праволиберальной партии, – заметил депутат. – Но я не вижу здесь большой беды. В Германии, например, тоже есть небольшие радикально оппозиционные партии. Пока они действуют в рамках закона, никаких претензий к ним нет. Зато они имеют право свободно выражать свое мнение. И никакой беды я тут не вижу». // ВЗГЛЯД

Павел Салин, директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве
Павел Салин, директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве
На региональном уровне должны быть достаточно сильными партии и их представительство в региональных парламентах. <a href="http://actualcomment.ru/news/35327.html" target="_blank"><b>Читать далее</b></a>.

Дмитрий Орлов, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций, кандидат исторических наук
Дмитрий Орлов, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций, кандидат исторических наук
Последнее послание Дмитрия Медведева Федеральному собранию стало программой действий на серьезную перспективу. Предложения по реформе политической системы, предложения по эффективности работы системы госзакупок и те предложения, которые он адресовал обществу, – это все политическое послание. Обращение Медведева стало политическим завещанием президента. Это программа действий на серьезную перспективу. При этом она согласована с будущим, очевидно, президентом Владимиром Путиным. <br> Что касается предложения главы государства создать общественное телевидение на базе одного из федеральных телеканалов, то Орлов предположил, что для этого подходят Первый канал, НТВ или РЕН ТВ. При этом предложение по поводу нового механизма выборности губернаторов еще «нуждается в проработке». Медведев сказал о переходе к выборности губернаторов. Как будет осуществляться этот процесс, в какие сроки, как будет действовать президентский фильтр и по какой процедуре, – на эти вопросы необходимо найти ответ. Но сама воля власти, вектор демократизации – задан. <br> Я не разделяю точку зрения, что власть таким образом реагирует на лозунги Болотной площади. Медведев дает ответ на вызовы, которые перед российской властью ставит время и общество. Я думаю, что уже в легислатуру нового президента этот комплекс реформ будет постепенно, в течение нескольких лет реализован. Я не думаю, что Госдума начнет реформировать политическую систему в сверхоперативном режиме. Тем более что думские выборы прошли, а президентские пройдут по старым процедурам. Но, безусловно, президент продемонстрировал, что у него есть видение будущего и политического развития России на перспективу. <br> Что касается предложения Медведева изменить порядок формирования ЦИК и региональных избирательных комиссий, где представительство политических партий «должно быть расширено», то это вопрос более эффективного функционирования избирательных комиссий и их взаимодействия с оппозиционными партиями. Это развитие существующей практики. В избиркомах представители оппозиционных партий есть и сегодня. // ВЗГЛЯД

Алексей Чеснаков, глава общественного совета «Единой России» по взаимодействию со СМИ и экспертным сообществом
Алексей Чеснаков, глава общественного совета «Единой России» по взаимодействию со СМИ и экспертным сообществом
Послание было комплексным, но я бы не сказал, что оно было совершенно новым. Большинство вещей, которые сегодня были названы, уже отмечались и закладывались в логику действий власти и президента в первую очередь. Кроме того, хотелось бы отметить постепенность. И президент особо это отметил, говоря, что реформы должны учитывать состояние общества, состояние политических институтов. Это во многом ответ на те радикальные требования, которые звучали с телеэкранов и с различных площадей, о том, что все необходимо изменить мгновенно. Здесь нужно обратить на это внимание, потому что политическая система – достаточно хрупкий механизм. И менять его радикально каждые четыре года или каждые пять лет, конечно, не следует. Вопрос в том, как будет организовано положение о мажоритарной системе. Дело в том, что часть депутатов можно избирать по одномандатным округам, но при этом это могут быть те депутаты, которые идут только от политических партий.<br><br>Я бы хотел отметить, что предыдущая реформа политической системы, которая была проведена в 2003–2004 годах, была создана в том числе и для того, чтобы стимулировать развитие крупных политических партий. Сегодня мы видим итоги последних выборов – четыре парламентские партии, это крупные партии, и это партии, которые имеют свои представительства практически во всех субъектах РФ, это партии, которые имеют полновесные комитеты в Госдуме. Партии, которые имеют возможности влияния на принятие решений на региональном уровне. И я думаю, что дальше нужно будет смотреть, насколько партии смогут соревноваться в борьбе по мажоритарным округам. Если будет сделан упор на то, чтобы партии предлагали своих кандидатов и именно эти кандидаты соревновались между собой, то есть это ближе к такой классической мажоритарной системе, то, мне кажется, это будет хорошим стимулом для развития конкуренции и открытости на уровне регионов. // ВЗГЛЯД

Леонид Радзиховский, политолог, постоянный автор деловой газеты ВЗГЛЯД
Леонид Радзиховский, политолог, постоянный автор деловой газеты ВЗГЛЯД
Это наиболее интересное послание Медведева за четыре года. С одной стороны, очевидное политическое недовольство в обществе, демонстрации. С другой стороны, вызов личный. Медведев уходит с поста президента. Хотя объявлено, что он будет премьером, но его политическое будущее в такой ситуации достаточно туманно. Я думаю, что по совокупности этих двух причин Медведев хотел показать политическую энергетику – и общесистемную, и свою личную. Ну и в какой-то мере ему это удалось. По существу предложенных мер. Это «открутка» того, что накрутили в 2000-е годы. Половина Думы будет избираться по мажоритарным спискам. Объявлено, хотя и в общей форме, о прямых выборах глав регионов. То есть фактически все, что было в рамках реформы или контрреформы 2000-х годов, возвращается туда, откуда ушли. В общем, в этом нет ничего необычного, ничего трагичного. Тот тренд, который начал Путин своими более осторожными высказываниями на известной конференции, продолжен. А именно: лобового столкновения с требованиями выступающих не будет. Египта не дождетесь.<br><br>Будет попытка взаимодействия, интеграции, ассимиляции. То есть пойдем по вменяемому европейскому пути. К чему это приведет, угадать довольно трудно. Потому что очевидно, что аппетит приходит во время еды. И если одни из выступающих этим удовлетворятся, то другие придут в дополнительное возбуждение. Соответственно, требования будут увеличиваться. И какая тенденция будет преобладать, зависит от ловкости одной стороны и от ловкости другой стороны. Но пока политическое руководство – и Путин, и Медведев – продемонстрировало достаточную гибкость и достаточную способность воспринимать ситуацию. // ВЗГЛЯД

Михаил Ремизов, президент Института национальной стратегии
Михаил Ремизов, президент Института национальной стратегии
Расширенное правительство уже существует. Расширенным правительством в контексте этого послания выглядят Медведев и Болотная площадь. Взаимодействие между ними непростое. Потому что те люди, которые были на Болотной площади, без сомнения считали косметическими те реформы политической системы, которые предлагал Медведев в своих первых посланиях. Сам Медведев говорил о том, что это реформы значимые, задающие вектор, которые способны вызвать определенные изменения в структуре общества. Глава государства предлагал новый стиль управления – более интерактивный, вовлекающий, пробуждающий гражданское общество.<br><br>Сегодня можно сказать, что то, что происходит в сфере общественного мнения, изменения общественной атмосферы, оживления уличной политики, новый градус и уровень дискуссии в СМИ являются в том числе и результатом того политического тренда, который он заявил в начале своей президентской легислатуры. Да, речь шла о косметических мерах, да, речь шла о системе сигналов, но мы видим, что так или иначе это подействовало.<br><br>Эти изначально аккуратные предложения в сторону демократизации катализируют спрос на политическое участие. Насколько будут эти предложения интересны для тех, кто сегодня находится в протестном тренде? Я думаю, что они вызовут определенное расслоение несистемной оппозиции. Одна часть будет ставить максималистские цели смены власти здесь и сейчас. И она будет вынуждена руководствоваться не очень популярной моделью смены власти через улицу. А другая часть оппозиции может увидеть, что сегодня, возможно, гораздо более радикальной, гораздо более амбициозной стратегией является стратегия точечного давления на власть по определенным вопросам. К числу таких вопросов политолог отнес контроль над расходами чиновников, перераспределение миграционных потоков по стране, политические реформы и другие. // ВЗГЛЯД

Леонид Поляков, доктор философских наук, замдекана факультета политологии ГУ-ВШЭ
Леонид Поляков, доктор философских наук, замдекана факультета политологии ГУ-ВШЭ
Самое большое впечатление на меня произвела стилистика послания, которая целиком и полностью соответствует настроению общества. Мне вообще нравится эта новая стилистика власти в целом, повышенная отзывчивость, понимание того, что решения власти не могут навязываться сверху. Это послание символично в том, что оно завершает четырехлетний срок президентства Дмитрия Медведева, но вместе с тем оно открывает новую политическую эпоху. Эпоху открытого, широкого, всестороннего взаимодействия власти и общества. Когда чуткость со стороны власти оформляется в конкретные прагматичные политические решения, когда предлагаемый политический и экономический курс основывается на том, в чем действительно заинтересовано сегодняшнее общество.<br><br>Кроме того, очевидно, что мир вступает в полосу глобальной неопределенности. Медведев ее именует депрессией, основываясь на прогнозах достаточно большого количества специалистов. Это послание – превентивная мобилизация, готовность к тому, что может прийти непредсказуемо. Поэтому самое главное не в конкретных мерах, которые могут быть приняты ситуативно, самое главное в качестве нашего общества. Вот это качество зависит целиком и полностью от степени и уровня открытости власти и общества, которое осознает свою ответственность. // ВЗГЛЯД

Михаил Виноградов, политолог, президент фонда «Петербургская политика»
Михаил Виноградов, политолог, президент фонда «Петербургская политика»
В этот раз послание оказалось содержательнее и интереснее, чем диктовала политическая традиция. Я бы выделил три ключевых аспекта. Первый аспект – сигналы элитам. У российской власти, безусловно, есть задача недопущения фрагментации элит. Соответственно, элитам дается ожидание относительно и губернаторских выборов, и муниципальных, и региональных бюджетов, и децентрализации. И элиты такой сигнал получили.<br><br>Второе. Обращение Дмитрия Медведева к протестному тренду. Прозвучал целый ряд сигналов о выборах, об отказе от искусственных ограничений и фактически запретительных процедур регистрации партий и регистрации кандидатов. Думаю, что эти сигналы будут восприняты протестным электоратом как недостаточные. Тем более что многие из шагов предполагается реализовать в 16–18-м годах. Важно, что этот сигнал прозвучал, но я думаю, что темпы радикализации протестного тренда выше. <br><br>Третий аспект. Дмитрию Медведеву было важно показать, что он остается в политике. Что разговоры о возможности его досрочного ухода с поста президента не имеют оснований, что разговоры о том, что он не будет премьером, не имеют оснований, разговоры о том, что расширенное правительство – это просто элемент психотерапии, не имеют оснований. Медведев показывает, что он намерен быть премьером и намерен вносить коррективы в работу кабинета министров. // ВЗГЛЯД
..............