Оксана Синявская Оксана Синявская Опыт 1990-х мешает разглядеть реальные процессы в экономике

Катастрофичность мышления, раздувающая любой риск до угрозы жизнеспособности, сама становится барьером – в том чтобы замечать возникающие риски, изучать их природу, причины возникновения, и угрозой – потому что мешает искать решения в неповторимых условиях сегодняшнего дня.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

2 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

8 комментариев
17 сентября 2010, 20:28 • Политика

Море согласия

Появился шанс решить спор России и Украины о границах

Море согласия
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Андрей Резчиков,
Мария Сусликова

Украина предложила сдвинуть с мертвой точки переговоры вокруг Керченского пролива. Киев предложил пользоваться им на паритетных началах и сообща разрешать проход зарубежных судов, в том числе и военных кораблей. По мнению экспертов, дело остается за президентами, которые должны обсудить эту тему в субботу.

В пятницу Украина предложила России использовать Керченский пролив на паритетных основах. Это заявление сделал министр иностранных дел Украины Константин Грищенко, встречаясь в четверг в Москве со своим российским коллегой Сергеем Лавровым.

#{smallinfographicright=433415}Несмотря на потепление отношений после прихода на президентский пост Виктора Януковича, проблема до сих пор упиралась в долголетний спор вокруг Керченского пролива и демаркации морской границы между двумя странами.

Киев настаивал до сих пор, что линия раздела должна пройти по старой советской административной границе между Крымской областью УССР и Краснодарским краем РСФСР. В Москве же напоминали, что в СССР никогда не проводилось водных границ между республиками и указываемое Киевом разграничение – это формально лишь раздел зон ответственности. По украинской версии граница должна пройти возле самого российского берега, так что большая часть пролива оказывается украинской. Соответственно и проходившие через пролив суда оказывались целиком в украинских водах и должны были платить за это Киеву.

Как рассказал газете «Коммерсантъ» один из переговорщиков с российской стороны, в таком случае Украине отойдут остров Тузла и судоходные каналы, а Россия лишится собственного выхода из Азова в Черное море. Однако в украинском МИДе газете напомнили, что Тузла, которая «принадлежит Украине», расположена к востоку от Керчь-Еникальского канала. «Как же может в таком случае граница проходить западнее? Тузла что, анклавом останется?» удивились в Киеве.

Остров Тузла находится ближе к российскому берегу Керченского пролива, и мелководное пространство между ним и берегом для судоходства непригодно. Когда-то он был косой, которая начиналась от нынешнего российского берега, но позднее морское течение отрезало ее от большой земли и превратило в остров. При передаче Крыма Украине в 1954 году остров стал уже частью Крымской области.

#{image=439452}Предпринятая осенью 2003 года властями Краснодарского края попытка искусственно восстановить до острова песчаную дамбу вызвала гнев Киева. На Тузле высадились украинские пограничники. В конце октября 2003 года президенты Владимир Путин и Леонид Кучма договорились прекратить строить дамбу, которой оставалось до соединения с островом 230 м, и условились вместе использовать Керченский пролив. Затем эта тема на Украине всякий раз активировалась в периоды избирательных кампаний. Президент Виктор Ющенко говорил, что за проход российских судов Украина должна брать многомиллионную плату.

В пятницу президенты России и Украины Дмитрий Медведев и Виктор Янукович начали двухдневную встречу. Началась она на границе двух республик, поводом стал очередной этап Международного авторалли в ознаменование столетия первого автопробега на Приз императора Николая II по маршруту Санкт-Петербург – Киев. В субботу лидеры проведут переговоры в резиденции Медведева в Завидово, где затронут тему раздела Азово-Керченской акватории.

Теперь же Грищенко дал понять, что все вопросы решаемы и требуется только политическое решение. По его словам, которые приводит УНИАН, если Керченский пролив станет эксплуатироваться на паритетных основах, то проход любых иностранных военных и специальных судов будет возможен только с согласия обеих сторон. Отметим, что в 2003 году, когда стороны подписали договор о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива, вопрос совместного использования этих акваторий урегулирован не был.

2003 год. Работы по укреплению косы Тузла, предпринятые краснодарской администрацией. Были остановлены после протестов Украины, ибо в случае их завершения меняли бы российско-украинскую границу вставлять перед абзацем: Предпринятая осенью 2003 года властями Краснодарского края (фото: ИТАР-ТАСС)

2003 год. Работы по укреплению косы Тузлы, предпринятые краснодарской администрацией. Были остановлены после протестов Украины, ибо в случае их завершения меняли бы российско-украинскую границу (фото: ИТАР-ТАСС)

Постпред России при НАТО Дмитрий Рогозин, который в 2003 году в качестве главы международного комитета Госдумы активно вел с украинской стороной переговоры по Тузле, заявил газете ВЗГЛЯД, что любое предложение Украины будет внимательно изучено Москвой. «Хорошо уже то, что есть новые предложения со стороны Украины. Это говорит о том, что любой сложный дипломатический вопрос имеет возможность быть разрешенным, в случае если есть политическая воля», сказал Рогозин.

Дипломат пообещал в пятницу вечером уточнить предложения Киева во время встречи в Брюсселе с послом Украины в Бельгии, который также выполняет функции постпреда при НАТО. «Будем изучать. Наше министерство иностранных дел и переговорщики, которые много лет ломают копья по поводу, казалось бы, простого вопроса: убедить наших украинских коллег в том, что Азовское море является внутренним и общим, как для России, так и для Украины», подчеркнул Рогозин.

Слияние Ялты и Сочи

В свою очередь в посольстве России на Украине надеются на реализацию проекта строительства моста через Керченский пролив. По словам советника-посланника российской дипмиссии Всеволода Лоскутова, это «в интересах и России, и Украины». Он также добавил, что блокирования идущих переговоров со стороны Украины не наблюдается. Вопрос может обсуждаться в ходе Черноморского форума, который готовится в Крыму к октябрю.

С начала 90-х годов было разработано более десятка предварительных проектов моста, как по инициативе Крымской стороны, так и по российской. Как ранее говорил российский посол на Украине Михаил Зурабов, главная проблема в вопросе делимитации морских границ связана с использованием Керчь-Еникальского судоходного канала в Керченском проливе и решать ее нужно без ущемления интересов обеих сторон.

Зурабов тоже высказывался за строительство моста через канал. Дипломат уверен, что это сооружение сделает Крым и российскую часть Черноморского побережья Кавказа единым курортным регионом и станет первым шагом к реализации более крупного проекта – строительства кольцевой магистрали вокруг Черного моря. Москва планирует завершить стройку моста в рекордные сроки уже к 2014 году, когда в Сочи пройдут Зимние Олимпийские игры.

Депутат Госдумы от «Единой России», директор Института политического анализа и международных исследований Сергей Марков уверен, что Керченский пролив обе страны вполне могут использовать на паритетных основах. Однако что касается прохода судов, в особенности военных, то пока этот вопрос требует дополнительных консультаций между Москвой и Киевом. «России нужно больше свободы в действии ее вооруженных сил», сказал Марков газете ВЗГЛЯД.

По словам директора украинского Института политического анализа и международных исследований Сергея Толстова, позиция Грищенко, по сути, состоит из двух пунктов: признания границы и установления режима использования Керченского канала как внутренних вод двух государств, находящихся в совместном использовании при равенстве прав партнеров.  «Мы видим, что прекращается давний спор. Ранее Сергей Лавров подтвердил, что Россия отказывается от претензий на эти территории, в частности, на Тузлу, и признает советские линии территориального размежевания. Линия будет проведена и по дну, и по поверхности», сказал Толстов газете ВЗГЛЯД.

По словам киевского эксперта, эксплуатация судоходного фарватера канала на равных правах в дальнейшем исключит возможность разногласий между Москвой и Киевом. Говоря о требовании прежних украинских властей брать с России плату за проход ее кораблей через пролив, Толстов отметил, что «тарифы никогда не были дискриминационными». Он напомнил, что тогда речь шла о создании совместного предприятия. Так или иначе, уверен эксперт, платежи все равно неизбежны, поскольку необходимо содержать лоцманскую, навигационную и другие службы. Тем не менее расценки для коммерческих судов, скорее всего, будут одинаковые, а для военных «будет предпринят какой-то льготный режим».

«Что касается моста через Керченский пролив, то здесь у меня есть некий скепсис, рассказывает Сергей Толстов. Проект не носит прямое хозяйственное значение с точки зрения рентабельности. Длина морской его части составляет около 56 км, район сложен с точки зрения климата и подводных течений. Не думаю, что он будет реализован в течение трех лет».

«Проект носит эмоционально-политическую окраску, его цель – создать имидж. Хотя присутствует и определенный экономический интерес. Если строительство будет связано с определенными ассигнованиями из федерального бюджета, то это в условиях кризиса, когда строительная индустрия находится в стагнации, достаточно выгодный проект. Как известно, бизнес Елены Батуриной рассчитывал на контракт», подчеркнул он.

Однако Сергей Марков видит хорошие шансы у проекта, добавив, что нужно строить вообще дорогу вокруг Черного моря. Говоря о вопросе демаркации границы, депутат считает, что это больше нужно Украине, «чтобы ставить перед Евросоюзом вопрос о Шенгенской зоне и прочих таких вещах». Напомним, что для приема в ЕС странам необходимо урегулировать все пограничные вопросы со всеми своими соседями.

Эксперты сходятся во мнении, что на встрече в Завидово президенты могут выразить политическую готовность разрешить спор по Керченскому проливу и найдут компромиссную формулировку в интересах двух стран. «Если в ближайшее время будет подписан договор, содержащий жесткие рамки, то даже с приходом нового украинского президента изменить условия станет практически невозможно. Кроме того, какие-то моменты уже прописаны в двустороннем соглашении 2004 года по Азовскому морю», подытожил Толстов.

Комментарии экспертов

Константин Косачев, председатель комитета Совета Федерации по международным делам
Константин Косачев, председатель комитета Совета Федерации по международным делам
То, что отношения между Россией и Украиной за последние полгода изменились самым кардинальным образом, видно невооруженным глазом. <a href=http://actualcomment.ru/theme/1491.html target=_blank><b>Читать далее</b></a>
..............