Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

7 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

7 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Зачем галициец обещал Америке русские меха

По сравнению с немцами, французами и старинными шведами нынешние киевские куклы на веревочках, конечно, мелочь. Зато теперь понятно, что всю стаю западные дрессировщики специально на русский мех науськивали. На нефть, газ и алмазы. Учили. Готовили.

17 комментариев
14 июля 2010, 20:22 • Политика

«90% взяточников не получают срок»

Андрей Назаров: 90% пойманных взяточников не получают срок

«90% взяточников не получают срок»
@ Дмитрий Коротаев/ВЗГЛЯД

Tекст: Мария Шувалова

Президент России провел в среду заседание Совета законодателей, в ходе которого озвучил ряд новых предложений по борьбе с коррупцией. Насколько эффективными окажутся новые идеи для искоренения в стране мздоимства и какую роль в этом может сыграть российский парламент, рассказал газете ВЗГЛЯД зампред комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, депутат от «Единой России» Андрей Назаров.

ВЗГЛЯД: Президент заявил, что в борьбе с коррупцией нам до сих пор так и не удалось достичь видимых результатов. В чем, Андрей Геннадьевич, причина этого?

Сейчас 90% взяточников, пойманных с поличным, так и не получают тюремный срок

Андрей Назаров: Действительно, противодействие коррупции у нас по большей части выражается в борьбе с самим этим словом. Поэтому неудивительно, что большинство мер, по сути, носит декларативный характер. Не секрет, искоренить это зло удастся лишь в том случае, если сделать упор не только на борьбу с проявлениями коррупции, но и на предотвращение ситуаций, порождающих малейшие возможности для мздоимства.

ВЗГЛЯД:  Отбить у чиновника охоту брать взятки должно дальнейшее ужесточение уголовного наказания за коррупционные преступления?

А.Н.: Безусловно, мы должны пойти по пути дальнейшего ужесточения уголовной ответственности за подобные преступления. Ведь сейчас 90% взяточников, пойманных с поличным, так и не получают тюремный срок. Такие дела либо разваливаются еще до суда, либо прекращаются уже на стадии расследования, а чаще всего обвиняемым просто заменяют уголовное наказание на более мягкое. Вместе с тем хотел бы отметить, что, ратуя за ужесточение наказания за коррупцию, необходимо прислушиваться к сигналам, идущим от общества.

ВЗГЛЯД: А само общество, по словам президента, тоже грешит коррупционной «ментальностью»?

Депутат Госдумы от «Единой России» Андрей Назаров ()(фото: dumainfo.ru)

Депутат Госдумы от «Единой России» Андрей Назаров (фото: dumainfo.ru)

А.Н.: С одной стороны, действующая бюрократическая система вынуждает граждан давать взятки, создавая для них ситуации по принципу «клиент созреет». Но у этой «медали» есть и оборотная сторона. Дело в том, что дать на лапу в нашей стране – это зачастую единственный способ заставить чиновника оперативно делать свою работу. Люди к этому давно привыкли и воспринимают подобную практику чуть не как данность. Хотя, если взять рядовых европейцев, им и в голову не придет решать бюрократические проблемы с помощью взятки, в «умасливании» не нуждаются, в свою очередь, и тамошние бюрократы.

ВЗГЛЯД: Снизится ли коррупция в случае реализации предложения о взимании с мздоимцев штрафов, кратных сумме взятки?

А.Н.: На мой взгляд, наказание в виде лишения свободы сроком на пять лет и штраф в 500 тыс. рублей могло бы стать хорошим жизненным уроком для мздоимца-чиновника. Но я бы предостерег от введения таких штрафов в качестве самостоятельной меры наказания. В этом случае мы рискуем получить ситуации, когда чиновник будет спокойно собирать конверты и лишь примерно раз в месяц попадаться на взятке.

 ВЗГЛЯД: И все-таки не получится ли так, что после суда с проворовавшегося бюрократа и взять будет нечего? Действующий закон запрещает конфисковывать имущество за коррупционные преступления, а имущество многих коррупционеров обычно записано на его близких родственников...

А.Н.: Никто не запрещает продать такому чиновнику свой дом, чтобы расплатиться по штрафу. Или вы искренне считаете, что осужденному придется отдать государству последнее? Сомневаюсь, хотя бы потому, что поимке с поличным наверняка будет предшествовать не одна успешно проведенная операция по вымоганию денег у добропорядочных граждан. Да и кого из нынешних обвиняемых спрашивают перед посадкой в тюрьму: а кто у тебя дома остался и комфортно ли ты себя чувствуешь? Что же касается введения института конфискации за коррупционные преступления, то к этому вопросу следует подойти предельно аккуратно.

ВЗГЛЯД: Принято решение распространять механизм опубликования деклараций о доходах на региональный и муниципальный уровень. Но ведь достоверность таких сведений все равно некому пока проверить?

А.Н. Тем не менее это вещь необходимая. Декларации дисциплинируют и заставляют осознавать саму необходимость подобных отчетов. Да и потом, осилить дорогу способен только идущий! К примеру, наша судебная система тоже несовершенна, но если она есть, то будет и само правосудие.

К тому же сам президент не исключил возможности привлечения к проверке деклараций налоговых органов. Конечно, можно сказать, что и тут чиновник может оказаться чистым, переписав все свое имущество на третьих лиц. Но в этом случае рискует исключительно он сам. Где гарантия, что через пару лет подставное лицо в виде троюродного брата или дяди Васи – пенсионера не решит само поживиться за счет чиновничьего якобы непосильно нажитого имущества?

ВЗГЛЯД: Президент также высказался за усиление контрольных функций законодательных органов, в том числе за более широкое применение института парламентского расследования в качестве способа выявления коррупции. Насколько это реально, притом что инициировать такое расследование парламентариям зачастую оказывается сложнее, чем собственно его провести?

А.Н.: Этот механизм может оказаться эффективным при расследовании так называемых статусных ситуаций, когда в силу своего мандата депутаты могут поставить вопрос, в том числе о кадровых изменениях в структуре исполнительной власти.

Так происходит, к примеру, в Китае. Аналогичный опыт может оказаться востребованным и в российском парламенте, который перестанет лишь мониторить принятые законы, а начнет выявлять конкретные пробелы, выступая одновременно с предложениями по их устранению, а также возможным кадровым решениям. Это и будет означать установление действенного  парламентского контроля.

..............