Андрей Колесник Андрей Колесник Немецкая философия подтверждает русскую правоту

Российская политика является политикой кантианских моральных принципов. В то время как Запад, породивший Канта, эти принципы предал.

0 комментариев
Глеб Кузнецов Глеб Кузнецов Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.

4 комментария
Борис Акимов Борис Акимов Как лечить расстройство трудовой идентичности

Ожидается, что Россия в ближайшие годы будет испытывать дефицит кадров. Однако его не получится покрыть механически за счет трудовой миграции и ввоза низкоквалифицированной рабочей силы.

18 комментариев
24 декабря 2010, 14:27 • Политика

«Медвежьих углов быть не должно»

Андрей Турчак: Бюджетников ждет повышение зарплаты

«Медвежьих углов быть не должно»
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: отдел политики

«Следующий год должен стать годом реализации тех намеченных планов и тех проектов, которые были заложены в конце 2009-го и в 2010 году», – заявил в интервью газете ВЗГЛЯД губернатор Псковской области Андрей Турчак, говоря о стоящих перед региональной властью задачах. Он также рассказал об областных приоритетах и о том, что ждет бюджетников в следующем году.

ВЗГЛЯД: Андрей Анатольевич, в преддверии Нового года принято подводить итоги года уходящего и строить планы на будущий год...

Андрей Турчак: Я считаю, что 2010 год для Псковской области заканчивается достаточно позитивно, невзирая на те процессы, которые регион переживал в 2009 году, в пиковый кризисный период, последствия которых мы ощущали и в 2010 году. При первоначальном плановом дефиците бюджета нам удалось выйти на окончание финансового года с хорошими остатками, которые позволят нам начать 2011 год без кассового разрыва и без привлечения коммерческих и бюджетных кредитов.

Я сказал в начале нашей встречи, что испытываю некий дефицит общения именно с этим уровнем власти

В 2010 году был запущен ряд крупных инвестиционных проектов, сроки реализации по которым наступят в 2011 году. Это проекты, связанные с сельским хозяйством, с транспортно-логистическим комплексом. Это также проекты, которые мы запустили в преддверии вступления в большую программу модернизации здравоохранения, и проекты, связанные с развитием сети спортивных сооружений в Псковской области. Поэтому следующий год должен стать годом реализации тех намеченных планов и тех проектов, которые были заложены в конце 2009-го и в 2010 году.

ВЗГЛЯД: Андрей Анатольевич, вы много путешествуете по районам и практически в каждом бюджетном учреждении задаете людям один и тот же вопрос: знают ли они, какую зарплату они получат в новом году, после введения новой системы оплаты труда работников бюджетной сферы (НСОТ). Что вас в этом вопросе так волнует? Вы переживаете, что, не дай Бог, люди получат меньше или выделенный миллиард из областного бюджета осядет в чужих карманах, или вы чувствуете недоверие, и это вас беспокоит? Почему вы уделяете этому вопросу так много внимания?

А. Т.: Действительно, этот вопрос является для нас одним из главных на сегодняшний день. Мы очень много внимания уделили разработке этого закона, в этой работе принимали участие коллективы бюджетных учреждений, профсоюзных организаций. Было много дискуссий и несколько раундов переговоров с нашим облсовпрофом и отраслевыми профсоюзами, с депутатами, которых также приходилось убеждать. Еще раз повторю две основные составляющие этого закона: первая – это равная оплата за равный труд. Та диспропорция, которая у нас наблюдалась в одних и тех же отраслях, в одних и тех же учреждениях разных районов, подвигла нас на разработку этого законопроекта. Второе условие – при введении НСОТ заработная плата работников не должна уменьшиться, а по нашим расчетам, она должна увеличиться. Тот объем финансирования, который мы дополнительно выделили в 2011 году на фонд оплаты труда бюджетных учреждений, – это больше 1 млрд рублей. Простым математическим подсчетом надо понимать, что этот миллиард не может «раствориться».

Да, у нас есть опасения по ряду учреждений, и, к сожалению, они подтверждаются на данный момент. Этот миллиард действительно мог бы распределиться не по самим работникам, а, скажем, по административной составляющей этих учреждений: директорам, бухгалтерам, категориям вспомогательного или административного персонала. За каждым работником по НСОТ закреплены персональные выплаты, компенсационный и стимулирующий пакеты. Так вот, мы столкнулись с тем, что в процессе уведомления работников, которое проводится сейчас во всех учреждениях области, людям выдают для ознакомления и подписи листки, которые не учитывают фонд стимулирующих выплат, а он у нас 15%. Мы осознанно пошли на то, чтобы распределение этого фонда отдать на уровень руководителей учреждений, чтобы они сами решали, кого и как стимулировать. Фонд стимулирующих выплат для самих руководителей мы забрали на уровень учредителя. В каком-то случае это район, если это учреждение здравоохранения (например, Центральная районная больница), если это учреждение социальной защиты – учредителем является область. Но в итоге мы столкнулись с тем, что директоры этот фонд оставляют у себя и на данный момент не раскрывают перед работниками, как он будет распределяться, говоря о том, что это вопрос нового, 2011 года и с 1 января мы это распределение покажем. Поэтому действительно у некоторых категорий работников, по тем расчетным листкам, которые они получили, произошло снижение. Но мы вводили стимулирующий фонд как один из основных инструментов повышения заработной платы. Подчеркиваю – повышения! Речь идет в первую очередь о среднем и младшем медперсонале, о воспитателях и педагогах дополнительного образования. Как раз эти категории бюджетников и получили расчетные листки без учета стимулирующих выплат.

Поэтому при каждом посещении бюджетных учреждений я и работникам задаю вопрос, какая у них будет зарплата с 11 января, и непосредственно директорам, как они рассчитали зарплаты своим сотрудникам? Стоит сказать, что по учреждениям социальной сферы такой ситуации нет, потому что Госуправлением социальной защиты населения была проведена соответствующая работа. Везде были произведены перерасчеты и везде отмечен рост зарплаты по учреждениям социальной сферы в среднем на уровне 18%. Не за счет сокращений, а за счет фонда стимулирующих выплат! Мы директоров всех учреждений соцсферы предупредили: если до конца года не произойдет уведомление работников, мы с 1 января 2011 года заберем функцию распределения стимулирующего фонда на свой уровень. И этот вопрос будет решать не директор конкретного учреждения, а учредитель – Управление образования либо Управление социальной защиты, либо Госкомитет по здравоохранению. Сейчас эта работа ведется, руководители органов госвласти образования, соцзащиты, здравоохранения по учреждениям проводят встречи с трудовыми коллективами, разъясняют.

Этот миллиард действительно мог бы распределиться не по самим работникам, а, скажем, по административной составляющей этих учреждений

У нас во многом боязнь чего-то нового связана с недостатком информации. Когда начинаешь с людьми нормально изъясняться и на конкретных примерах все объяснять, большинство вопросов отпадает. Поэтому эта боязнь будет сохраняться до тех пор, пока сотрудники соцучреждений не получат свои первые и вторые расчетные листки. Мы понимаем, что пик недовольства постепенно будет сходить на нет. Потому что я уверен в том, что как минимум потерь в заработных платах не будет, а будет рост, и этот рост будет опережать процент инфляции по факту 2010 года. Мы понимаем и говорим о цифре 7%. Категория социальных учреждений – средний рост 18%.

ВЗГЛЯД: Какие приоритетные направления работы администрации области на 2011 год вы для себя определили?

А. Т.: Если говорить о приоритетах, то я их обозначил в бюджетном послании на 2011 год и плановый период 2012–2013 годов. Это, прежде всего, решение демографической проблемы. Главный приоритет на ближайшие два года – модернизация областного здравоохранения. Если мы этого не сделаем, то демографический крест, который сложился не вчера и не позавчера, мы никак не изменим и качественного рывка сделать не сможем, как бы мы ни оживляли экономику и прочие сферы. Некому будет работать – некому будет потреблять.

ВЗГЛЯД: Депутаты областного собрания на днях проголосовали за региональный бюджет во втором и третьем чтениях. Это бюджет дефицитный. Есть ли у региона резервы для повышения доходной базы за счет средств федерального бюджета, за счет налогообложения?

А. Т.: За счет федеральных средств, которые выделяются на реализацию тех или иных программ, мы можем в короткий период обеспечить качественный рывок по тому или иному направлению: по здравоохранению, по сельскому хозяйству, там, где речь идет о софинансировании из федерального бюджета. Для нас главной задачей является повышение собственной доходной базы, и все понимают, что это можно сделать за счет привлечения новых инвестиций в регион, за счет появления новых рабочих мест, и эта работа в плановом режиме в хорошей динамике проводится на территории области. Я сказал, что конец 2009 и конец 2010 годов стали стартовыми для многих инвестпроектов, большинство из них будут окончены уже в 2011 году.

#{interviewpolit}Первый крупный инвестпроект с участием иностранного капитала, который реализуется на территории Псковской области, – австрийский завод по производству сигаретных фильтров. Здесь важное значение имеет не объем инвестиций, которые в этот проект были вложены, и не количество рабочих мест, которые в результате будут созданы, а то, что это первый опыт прохождения иностранным инвестором пути от подачи заявки на проект до его конечной реализации. Это хорошая реклама для будущих иностранных инвестиций. Без этого нам нечего было бы показывать, так как проекты, которые реализуются российскими компаниями или компаниями из ближнего зарубежья, – не показатель для иностранных инвесторов. Проект завода по производству сигаретных фильтров реализуется без каких-либо административных задержек. Собственник или инвестор, который в этом проекте участвовал, уже ведет широкую рекламу наших инвестиционных возможностей. Это путь для пополнения доходной части регионального бюджета, и, естественно, в этом направлении мы будем двигаться, не рассчитывая на безвозмездные дотации со стороны Москвы. Государство руководствуется целевым методом финансирования. Тот же метод мы принимаем в бюджете 2010–2013 годов, и в этой части никаких подарков нам ждать не от кого. Целевые вложения с понятным достаточно коротким результатом.

ВЗГЛЯД: Недавно между Псковской областью и Октябрьской железной дорогой было подписано соглашение о сотрудничестве. Значит ли это, что в регионе будут сохранены пригородные железнодорожные перевозки в полном объеме?

А. Т.: Моя позиция – на территории области «медвежьих углов» быть не должно, будь то медицинская, образовательная, социальная услуга или транспорт. Сейчас ведутся тяжелейшие переговоры с ОАО «РЖД» и Министерством финансов. Размер компенсации за сохранение пригородных перевозок, названный РЖД, составляет порядка 700 млн рублей ежегодно. В региональном бюджете таких средств нет. Мы просчитали цифру, которую необходимо будет компенсировать при сокращении сети на 50%, – это 260 млн рублей. В этом случае 50% пригородных перевозок будут заменены автобусным сообщением. Для бюджета области такое решение будет обходиться в порядка 120–130 млн рублей ежегодно. Это то, к чему мы можем прийти: сокращение пригородных железнодорожных перевозок в два раза и замещение сокращенных маршрутов автобусными маршрутами. Есть также решение федерального правительства о том, что субъектам часть компенсационных выплат будет предоставляться из федерального бюджета. Методики расчета этих компенсаций разрабатываются. Все мои коллеги, главы субъектов, держат этот вопрос на личном контроле, и я  рассчитываю, что в ближайшее время такая методика появится. Я уверен, что решение будет найдено.

Все маршруты, которые могут выпасть, наше областное автопредприятие ППО «Псковпассажиравтотранс» компенсирует: они это уже рассчитали, возможность такая есть. Мы к этому готовы, и с 1 января не получится никакого обвала в организации пригородных перевозок. Половину железнодорожных маршрутов – предварительное соглашение достигнуто – мы в любом случае сохраним. Решение о замещении железнодорожных маршрутов автобусными будет приниматься Государственным комитетом по транспорту и связи Псковской области, РЖД и главами районов.

Когда начинаешь с людьми нормально изъясняться и на конкретных примерах все объяснять, большинство вопросов отпадает

ВЗГЛЯД: На недавнем совещании с органами местного самоуправления вы коснулись вопроса необходимости более тесного сотрудничества с главами сельских волостей. В чем оно будет выражаться?

А. Т.: Я сказал в начале нашей встречи, что испытываю некий дефицит общения именно с этим уровнем власти. Мы на протяжении последних полутора лет выстраивали коммуникацию с главами районов, с профсоюзами, общественными организациями, с депутатским корпусом и на областном уровне, и на уровне районов, но именно коммуникация с главами сельских поселений не была выстроена. Настал момент, чтобы всю эту вертикаль до конца выстроить для качественного прохождения информации, продуманного принятия решений. Поэтому первое совещание с главами волостей в первую очередь направлено на выстраивание информационного канала, системы обратной связи, потому что для населения именно главы волостей являются обличием власти – со всеми своими проблемами гражданин в первую очередь идет к ним.

Такие встречи будут проводиться ежеквартально, повестку этих совещаний будут формировать сами главы волостей. Будут рассматриваться проблемы, актуальные для всех районов. Не «хотелки», а системные вопросы: учет граждан, межбюджетные отношения, работа налоговых органов. Последнее очень актуально: практически в три раза увеличивается население области в летний период, а мы до сих пор не имеем полной картинки того, кто чем владеет. Соответственно, не собирается земельный налог, а это доходная база непосредственно поселенческая. Поэтому приобретаются мобильные комплексы для налоговой, чтобы они вместе с главами волостей объезжали поселки, ставили на учет, учитывали и здесь же выдавали квитанцию на оплату этого налога. Сейчас по федеральной программе на условиях областного софинансирования заложен один мобильный комплекс, второй будем покупать за свой счет. Один будет работать на севере области и в центральной части, другой – в центре и на юге. Надеемся, что доходная база поселений вырастет за счет этого.

ВЗГЛЯД: Вот уже год работает сайт turchak.ru. Как вы оцениваете его работу, какие выводы делаете о его использовании чиновниками?

А. Т.: По-прежнему использование недостаточно активно. Ресурс занял свою нишу на этом информационном рынке. Он является хорошим подспорьем в работе лично для меня, для моих заместителей и, самое главное, для руководителей муниципалитетов, потому что многих из них он держит в тонусе и заставляет более оперативно реагировать на обращения граждан, чем это они делали бы, получая письменные обращения и запросы. На встрече с руководителями волостей я попросил их также включиться в работу. Не уверен, что мы будем создавать для них отдельный раздел, но, по крайней мере, попрошу их зарегистрироваться на сайте, чтобы они были титрованы в комментариях как глава той или иной волости. За год работы этого ресурса большое количество точечных, персонифицированных проблем было решено. Часть из них являются общесистемными для области, и благодаря сайту они получили свое решение. Часть решить не удалось, часть стала предметом постоянной дискуссии, обмена мнениями аудитории, чиновников, что тоже хорошо: это позволяет ту или иную ситуацию держать на контроле. Я думаю, что и для журналистского сообщества этот ресурс является большим помощником, всегда можно зайти, посмотреть что-то «жареное», взять себе в проработку. Это ресурс для всех: для СМИ, для населения, для власти. Думаю, что мы сохраним его работу и будем его использовать, может быть, несколько шире. Например, последнее появление ресурса о ценовой политике «Цена под контролем» – один из примеров. Такие тематические ответвления мы будем создавать и дальше.

ВЗГЛЯД: В своем бюджетном послании областному собранию вы сказали, что сельское хозяйство области представляет широкое поле для инвесторов. Какие проекты вы считаете наиболее благоприятными?

А. Т.: Те проекты, которые были названы, по которым были подписаны соглашения в 2010 году: Великолукский мясокомбинат со своим Великолукским мясным комплексом по откорму свиней на 480 тыс. голов, строительство комбикормового завода, расширение перерабатывающих мощностей. Объем инвестиций тоже всем известен. Это крупнейший инвестиционный проект на территории области, цифры переваливают за 14 млрд рублей, причем инвестор сам решает вопросы с банками и не обращается к области за дополнительными гарантиями или поручительствами. Продолжается реализация датского проекта по 80-тысячному откормочному свинокомплексу. Это крупные проекты, которые уже прошли стадию подписания соглашений. Проекты, по которым готовится подписание соглашений, – это реанимация группы «Экосельхозинвест» с Островским молочным заводом. У них появился свой инвестор, с ним ведется работа, есть определенная динамика в решении вопроса погашения задолженности по заработной плате: только на прошлой неделе они погасили порядка 3,5 млн рублей. Но главное не это, а стратегия, которую они готовят и в ближайшее время будут защищать, по реанимации всего комплекса.

Есть понимание, что Гатчинский молочный завод из Ленинградской области придет к нам в регион именно для строительства мегаферм, подобных «Слактису», в северных районах области. Главное условие для инвесторов – сохранение малых хозяйств, средних молочно-товарных ферм по 100–200 голов по европейскому принципу: строить либо реконструировать то, что есть у действующих СПК. Все наши социальные программы по селу будут продолжены: это и доплаты молодым специалистам на селе, и строительство жилья, агрогородков, развитие социальной инфраструктуры. Определенная динамика в этой отрасли есть, но нас пока не очень устраивает то, что большая часть проектов сосредоточена в молочной отрасли. В области неплохо развиты птицеводство и свиноводство. Нам не хватает в регионе производства мясного крупного рогатого скота. Учитывая дефицит говядины на рынке, мы могли бы быть одними из первых, но пока все это на уровне переговоров, четкого понимания по запуску этих проектов нет. Радует, что полноценные комбикормовые мощности появятся после решения вопроса Псковского мелькомбината. Надеемся, что в начале 2011 года состоится сделка и мелькомбинат получит новую жизнь, но самое главное то, что работники предприятия, перед которыми есть задолженность по зарплате, смогут получить свою зарплату и продолжить работу.

ВЗГЛЯД: В учреждениях здравоохранения, действующих в районах области, остро стоит вопрос обеспечения кадрами. Есть ли перспективы на то, чтобы в районных центрах появились молодые специалисты?

А. Т.: Мы уже подсчитали, что в ходе реализации программы модернизации здравоохранения будет определенный дефицит врачебных кадров. По разным оценкам – от 200 до 400 узких специалистов нам понадобится дополнительно. Естественно, мы этот дефицит планируем восполнять в первую очередь специалистами местными, псковскими. Когда будет окончательное понимание методики финансирования программы, будут понятны детали по каждой центральной районной больнице. Для того чтобы привлечь специалистов, мы планируем решать жилищную проблему врачей, в бюджете заложены на это значительные средства – 170 млн рублей. Иссякнет поток наших кадров – будем привлекать специалистов извне. Однако уже сейчас мы понимаем, что для реализации программы сосудистых центров мы своими специалистами не обойдемся. Жилье должно являться решающим фактором привлечения специалистов помимо зарплаты. Будем покупать, строить жилье, средства на это заложены.

ВЗГЛЯД: Когда в Псковской области будет реализовано право многодетных родителей на получение земельных участков?

А. Т.: Есть поручение президента Дмитрия Медведева, и оно в самое ближайшее время будет выполнено. Работа над региональным законопроектом уже ведется, наша задача состоит в том, чтобы на январской сессии Псковского областного собрания этот закон был принят. Мы расширим меры поддержки. Помимо выделения участка предполагается и областная единовременная выплата при рождении третьего ребенка и последующих детей.

..............