Александр Носович Александр Носович Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

0 комментариев
Андрей Медведев Андрей Медведев Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

4 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?

6 комментариев
2 декабря 2010, 22:30 • Политика

Астана не стала Хельсинки

Нурсултану Назарбаеву не удалось примирить спорщиков в ОБСЕ

Астана не стала Хельсинки
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Геннадий Савченко,
Астана

В столице Казахстана Астане завершился 35-я встреча в верхах ОБСЕ. Встреча доказала, что ОБСЕ находится в глубоком кризисе. Лидеры 38 стран не нашли никакого компромисса и согласовали беззубую по сути декларацию, которую эксперты тут же раскритиковали за отсутствие конкретики по разрешению территориальных споров.

В саммите Организации безопасности и сотрудничества в Европе приняли участие главы 38 государств и главы многих международных организаций, в том числе ООН. Эта первая за десять лет встреча в верхах стала также первой, местом проведения которой был выбран Казахстан. Поэтому казахский лидер Нурсултан Назарбаева изо всех сил старался продемонстрировать, что республика достойна оказанного доверия

Мы разделяем озвученное разочарование, что нам не удалось добиться большего в разрешении некоторых наиболее насущных вопросов нашей повестки дня, включая неурегулированные конфликты

Принятие экспертами заключительного документа саммита затянулось почти на 10 часов. Нурсултан Назарбаев, объявляя в четверг перерыв в пленарном заседании, предпринял последнюю попытку добиться хоть какой-то общей итоговой резолюции, напомнив, что в ходе двухдневных дискуссий главы государств и правительств подчеркнули важность принятия такой декларации.

Накануне Россия в лице главы МИДа Сергея Лаврова предупредила, что не поддержит формулировки итоговых документов саммита, в которых будет идти речь о «конфликте в Грузии».

Однако поздно вечером Назарбаев все-таки объявил, что саммит ОБСЕ завершен принятием Астанинской декларации. «Есть ли у глав государств возражения? Нет. Если нет возражений, предлагаю принять документ. Могу ли я считать, что имеется консенсус по проекту документа? Возражений нет. Объявляю о принятии Астанинской декларации «Навстречу сообществу безопасности», – сказал Назарбаев.

По его словам, принятие декларации стало «общим историческим успехом», что «открывает новый этап в жизни организации». Назарбаев выразил надежду, что «Астанинская декларация даст старт построению сообщества евроатлантической и евразийской безопасности».

Впрочем, сразу после заявления Назарбаева группы стран и отдельные участники саммита огласили собственные, особые мнения. Так, Евросоюз в своем заявлении по итогам саммита не смог не заявить о поддержке территориальной целостности Грузии.

«В том, что касается Грузии, ЕС подтверждает свою твердую и постоянную приверженность суверенитету и территориальной целостности Грузии в рамках ее международно-признанных границ при полном соблюдении европейского права и заключительного Хельсинского акта», – говорится в документе. В том же заявлении ЕС есть и призыв возобновить переговоры по урегулированию Приднестровского конфликта. В свою очередь вице-премьер Молдавии Виктор Осипов также остался недоволен декларацией. Он назвал ее «далекой от совершенства», поскольку в ней нет «адекватного» отражения «важнейших озабоченностей» Кишинева и других стран ОБСЕ. «Однако неспособность согласовать на этом саммите какой-либо документ вообще нанесла бы серьезный урон авторитету нашей организации», – добавил он.

#{smallinfographicleft=328927}Как передает «Интерфакс», свою досаду от провала попытки согласовать план действий не скрывали США. По словам представителя Вашингтона, никак не отражены серьезные основные проблемы безопасности – «затяжные конфликты в Грузии, Молдавии, Нагорном Карабахе». «Поскольку нам не удалось прийти к соглашению, мы решили, что лучший путь вперед – это принятие Астанинской декларации, где подтверждены основные принципы ОБСЕ», – отметил представитель США.

А в российской делегации констатировали, что «компромисс стал невозможным из-за проявленного отдельными участниками переговорного процесса идеологизированного подхода». «Мы также не можем забывать об ответственности государств за свои действия на международной арене, а забвение такой ответственности будет вновь и вновь превращать ОБСЕ в заложника политических предпочтений. Наши предложения сформулированы по ходу переговоров и известны нашим партнерам. В них содержались все необходимые элементы для достижения согласия», – сказал источник в делегации России.

«Мы разделяем озвученное разочарование, что нам не удалось добиться большего в разрешении некоторых наиболее насущных вопросов нашей повестки дня, включая неурегулированные конфликты», – сказал, подытоживая выступления экспертов, действующий председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Казахстана Канат Саудабаев. Вместе с тем, сказал он, «эта декларация вновь подтверждает нормы, принципы и обязательства, лежащие в основе нашей организации».

Праздник для рядовых горожан

По мнению многих гостей, Назарбаев несколько переусердствовал по части обеспечения безопасности мероприятия. На гостей и участников саммита столица Казахстана произвела неоднозначное впечатление. Если не считать тысяч милиционеров, шикарные улицы казахской столицы были почти пустыми. 1–2 декабря в большинстве госучреждений города были объявлены выходными, на время которых многим астанинцам настойчиво рекомендовали уехать куда-нибудь. У пресс-центра саммита журналистов приветливо встречала бронетехника: милицейские посты были усилены БТР, иногда замаскированными, а иногда и нет.

Вместе с тем нельзя не отметить, что казахские власти постарались компенсировать жителям города причиненные неудобства, попробовав создать вокруг саммита атмосферу праздника. В Астане прошли сразу несколько концертов, а плакатов с приветствиями участникам саммита было немногим меньше, чем плакатов с поздравлениями с наступающим Новым годом.

Таким образом, апофеозом всенародного ликования, вероятно, стоит считать широко освещаемое казахским телевидением событие – регистрирование загсом столичного района Сарыарык новорожденного с необычным именем Саммитхан. Так родители отца ребенка (дедушка и бабушка по казахской традиции присваивают имя первенцу) решили отметить встречу в верхах. По сообщению казахского телевидения, некий житель Астаны решил пойти еще дальше, обратившись к мэру Астаны по Интернету с просьбой премировать каждую семью, у которой 1–2 декабря родятся дети. Мэрия инициативу отклонила.

К сожалению, не до праздника было самим участникам саммита. Ожидалось, что на нем будет принята итоговая декларация. В этом документе предполагалось наконец сформулировать цели и задачи организации, а главное, те принципы, которыми она должна руководствоваться при разрешении региональных конфликтов (а именно эта задача стала основной для ОБСЕ после окончания холодной войны).

В частности, наблюдатели ожидали разрешения вопроса, что сейчас важнее – территориальная целостность государств или право наций на самоопределение, государственный суверенитет или права человека? От декларации ожидали если не ответа, то хотя бы намека на ответ. Но и его не прозвучало из-за несовпадения позиций стран – участников ОБСЕ по трем конфликтам: вокруг Грузии, Нагорного Карабаха и внутри Киргизии.

Ностальгия по Хельсинки

Тему конфликта вокруг Южной Осетии первым поднял накануне в своей речи российский президент. Дмитрий Медведев озвучил свою давнюю идею о необходимости заключения новый договора о безопасности в Европе взамен нынешнего, неработающего. Как выразился президент, «нужна более четкая правовая база и универсальные правила использования ресурсов организации».

Перейдя к конкретике, Медведев сказал, что в основе урегулирования конфликтов должно лежать неприменение силы, достижение согласия самими сторонами, уважение согласованных переговорных и миротворческих форматов и обеспечение прав гражданского населения, оказавшегося в зоне конфликта. «Повторю, что урегулирование по таким вопросам действительно должно быть абсолютно мирным. Применение военной силы, как это пыталось сделать руководство Грузии в отношении Южной Осетии в августе 2008 года, является абсолютно недопустимым», – заявил Медведев.

#{ussr}Оппонировать ему взялась госсекретарь США Хилари Клинтон. Она, напомнив, что Саакашвили уже взял на себя обязательство не применять силу для «возвращения» Южной Осетии, перевела разговор в другую плоскость: призвала Москву снять свое вето на продление миссии ОБСЕ в Грузии. Эту тему развил сам Саакашвили. Помимо ярко-зеленого галстука грузинский лидер поразил собравшихся частым повторением цифр 80 и 20. «Даже в ситуации, когда Россия отказывается вывести свои войска с 20% нашей территории, Грузия будет применять право на самооборону лишь в случае нового вторжения на 80% грузинской территории», – заявил Саакашвили.

Впрочем, к моменту произнесения речи главный потенциальный ее адресат – то есть Дмитрий Медведев – в зале заседаний уже отсутствовал. Уже в среду он отбыл из Казахстана, так и не услышав лично, как Клинтон и Саакашвили поддержали участники саммита из Прибалтики, например министр иностранных дел Литвы Аудронюс Ажубалис и премьер-министр Эстонии Андрус Ансипп. Оба прибалтийских политика упорно именовали конфликт вокруг Южной Осетии и Абхазии внутригрузинским.

Между тем, как пояснил после ухода Медведева министр иностранных дел России Сергей Лавров, именно формулировка «конфликт в Грузии», которую планировалось включить в текст итоговой декларации, заставляет россиян отказаться от ее подписания.

Ошский разлом

Следующей была пикировка между главой Киргизии Розой Отунбаевой и министром иностранных дел Узбекистана Владимиром Норовым. Киргизский президент подчеркивала, что трагические события на юге республики в июне этого года, когда в столкновениях между узбеками и киргизами в городе Ош погибли тысячи человек, вызваны политической нестабильностью в республике. Теперь же, как заверила Отунбаева, временное правительство взяло ситуацию под контроль, порядок восстанавливается в том числе благодаря полицейской миссии ОБСЕ, направленной в республику этой осенью.

Однако Норов заявил, что узбекские власти, напротив, считают усилия Организации безопасности и сотрудничества в Европе для урегулирования ситуации в Киргизии совершенно неудовлетворительными.

«Надо признать, что, к сожалению, ОБСЕ и ее структуры практически никакой позитивной роли в предупреждении и нейтрализации кровавых событий в июне этого года на юге Киргизии не сыграли», – сказал узбекский дипломат. Норов поднял и крайне болезненный для Бишкека вопрос: о необходимости наказания виновников бойни в Оше и расследования июньских событий международной комиссией под эгидой ОБСЕ.

Собственно, такая комиссия во главе со спецпредставителем Парламентской Ассамблеи ОБСЕ по Центральной Азии Киммо Кильюненом уже была создана еще этим летом. Но Норов усомнился в том, что она действительно способна провести расследование. «Хотелось бы отметить, что практически эта комиссия, собственно, не имеет никаких полномочий ни от ООН, ни от ОБСЕ, возникает вопрос: кто и на каком уровне будет рассматривать результаты этой комиссии?» – задался риторическим вопросом узбекский министр.

Любопытно, что негативная оценка узбекской стороны нисколько не помешала действующему председателю ОБСЕ Канату Саудабаеву заявить о том, что происходящее в Киргизии полностью подтвердило востребованность этой организации.

Окончательно загнали в тупик ситуацию с принятием декларации президенты Азербайджана и Армении Ильхам Алиев и Серж Саргсян. Азербайджанский лидер подтвердил, что на переговорах по Нагорному Карабаху его страну устроит только такой итог, «который будет основан на нормах и принципах международного права в рамках территориальной целостности Азербайджана». А Саргсян выступил с крайне резкой отповедью, фактически пригрозив азербайджанцам войной, если те предпримут попытку вернуть Карабах силой.

«В случае если Азербайджан прибегнет к военной агрессии, у Армении не будет другого выбора, как признание Нагорно-Карабахской Республики, ее юридического статуса и усиление ее возможности с целью обеспечения безопасности народа Арцаха», – сказал Саргсян, произнеся армянское название Нагорного Карабаха, являющееся абсолютным «табу» в лексиконе азербайджанских политиков.

При этом Саргсян добавил, что «Нагорный Карабах обречен как территориальная единица в рамках Азербайджана. И каким бы ни было решение конфликта, оно должно основываться на доброй воле народа Карабаха». Понятно, что после такого заявления обсуждать какие-либо общие подходы к решению конфликта представлялось крайне затруднительным.

..............