Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

5 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

13 комментариев
8 ноября 2010, 22:18 • Политика

Не технический вопрос

Румыния и Молдавия договорились о границе

Не технический вопрос
@ Reuters

Tекст: Андрей Резчиков,
Мария Сусликова

Кишинев и Бухарест заключили соглашение о режиме госграницы. В Румынии пояснили, что документ технический и нужен ради поддержки нынешних властей Молдавии в их поединке с коммунистической оппозицией. Между тем еще в январе президент Румынии Траян Бэсеску заявлял, что «ни один румынский политик никогда не подпишет договор о границе с Молдовой».

Торжественная церемония прошла в понедельник в столице Румынии Бухаресте, куда приехал молдавский премьер Влад Филат. По его словам, появление документа послужит «делу укрепления отношений дружбы и добрососедства между нашими странами».

Мы можем лишь гадать, о чем стороны договорились, поскольку документ остался в разряде секретных и не прошел через парламентские комиссии

Отметим, что вопрос подписания договора о границе между Молдавией и Румынией обсуждается более десяти лет. Всего состоялось 11 раундов переговоров. Будучи у власти, Партия коммунистов Молдавии в 2000–2009 годах обвиняла Бухарест в нежелании подписывать документ, что, по мнению лидера коммунистов, экс-президента Молдавии Владимира Воронина, «говорит о существовании территориальных претензий Румынии к Молдавии».

Подписывая в понедельник документ, Филат напомнил, что за все годы «никаких проблем на границе не возникало». «Важно желание сторон развивать сотрудничество, строить, а не разрушать мосты, как это делали бывшие коммунистические власти Молдовы», – приводит слова Филата «Интерфакс».

В свою очередь министр иностранных дел Румынии Теодор Баконски заявил, что «это технический документ, определяющий режим государственной границы и порядок контроля границы со стороны обеих государств». «С момента провозглашения независимости Молдавии, которую первой признала Румыния, мы не сделали столько, сколько смогли сделать за последний год активного сотрудничества», – сказал Баконски.

Как рассказали агентству «Новости-Молдова» в пресс-центре погранслужбы Молдавии, договор определяет взаимоотношения пограничных ведомств. Сам документ разрабатывался в министерстве иностранных дел и европейской интеграции республики, «его особенности до пограничников пока не доведены». «Однако договор о пограничном режиме никак не подменяет собой договор о границе между Молдовой и Румынией. Это разного уровня документы», – подчеркнули в пресс-службе ведомства.

В свою очередь румынский ресурс Evenimentul Zilei, ссылаясь на источник в румынском МИДе, пояснил, что теперь появился технический инструмент для обозначения и обслуживания границ и определения порядка использования приграничных вод.

Однако в ведомстве прямым текстом пояснили и подлинную цель сделки двух правительств. Источник признался, что в Бухаресте пошли на подписание договора с чисто политической целью – поддержать правящий в Молдавии «Альянс за европейскую интеграцию» (АЕИ) в канун очередных выборов. Бухарест явно не заинтересован в том, чтобы к власти в Кишиневе вернулась нынешняя оппозиция, то есть Компартия во главе с Ворониным. Напомним, досрочные парламентские выборы в Молдавии – после неудачных попыток выбрать президента – состоятся 28 ноября.

Филат, который идет на выборы во главе Либерально-демократической партии, объявил появление документа большим достижением. «Подписание документа является завершением работы, проделанной на протяжении этого года. Документ подписан в европейском контексте, который установит на границе и европейские стандарты», – сказал Филат.

В самой Румынии тема договора, который бы узаконил границу с Молдавией, тоже считается болезненной и активно используется националистами в своей риторике. В конце января этого года в ходе визита в Кишинев президент Румынии Траян Бэсеску заявил, что «ни один румынский политик никогда не подпишет договор о границе с Молдовой», так как, по его мнению, «это означало бы признать пакт Молотова – Риббентропа и его последствия для Молдовы и Румынии».

Однако после октябрьского визита в Бухарест канцлера Германии Ангелы Меркель настроения там изменились на прямо противоположные. Бэсеску вдруг заявил, что «договор готов к подписанию и его нужно подписать до парламентских выборов в Молдавии, чтобы выбить козырь из рук коммунистов, которые обвиняют Румынию в нежелании признавать государственную границу с Молдавией».

#{interviewpolit}За несколько часов до церемонии подписания в Бухаресте представители коммунистов заявили, что документ не прошел, согласно необходимой процедуре, через профильные комиссии парламента. Один из лидеров Компартии, бывший советник президента Владимира Воронина Марк Ткачук заявил газете ВЗГЛЯД, что содержание документа так и не раскрыто для молдавского общества, поэтому вряд ли факт подписания соглашения поможет Филату переманить на свою сторону представителей левоцентристского электората.

«Во-первых, подписано некое техническое соглашение о режиме границ, а не договор, соответственно границы между Молдавией и Румынией в нем не обозначены. Во-вторых, мы можем лишь гадать, о чем стороны договорились, поскольку документ остался в разряде секретных и не прошел через парламентские комиссии, как этого требует закон, – заявил Ткачук. – Ситуация не отвечает элементарным нормам современной дипломатии».

По словам Ткачука, попытка премьера использовать этот документ в электоральных целях малоэффективна, поскольку его избиратель не относится к числу сторонников закрепления между Румынией и Молдавией твердого пограничного режима.

«Исторически соглашение о границе требовала только одна партия – Партия коммунистов, при этом никогда с подобными инициативами не выступала Либерально-демократическая партия нынешнего премьера, – говорит политик. – В этом смысле вряд ли этим документом ему удастся перетащить на свою сторону представителей левоцентристского электората, потому что для этой части общества очевидно, что Филат, скорее всего, подписал нечто сопоставимое с очередным актом национальной измены, а не отстаиванием национального государственного суверенитета республики».

Ткачук подчеркнул, что условиях предвыборной кампании крайне сложно делать прогнозы о возможности подписания полномасштабного договора о границе.

«Непонятно, какую позицию займет румынское руководство в дальнейшем, поскольку стране предстоит вхождение в Шенгенскую зону, – поясняет Ткачук. – Эта амбициозная задача предусматривает наличие ясных договорных отношений в вопросах государственной границы с соседями. Вместе с тем Румыния уже неоднократно преодолевала эту проблему. В 2004 году она стала членом НАТО, а в 2007 году вступила в Евросоюз».

Добавим, что играть на руку политикам из правящего в Молдавии альянса также не намерены в Приднестровье. В понедельник лидер этой непризнанной республики Игорь Смирнов вновь отверг идею воссоединения Тирасполя и Кишинева.

«Для объединения с Молдавией необходимо соблюдение общих основополагающих принципов – географического, национального, идеологического, культурного. А главное – желание политических и бизнес-элит на обоих берегах Днестра», – заявил Смирнов. Смирнов отметил, что «за два десятилетия и в Приднестровье, и в Молдавии выросли новые поколения. «Разве у них есть общие идеалы или национальные интересы?» – задался вопросом Смирнов.

Таким образом, обе границы Молдавии: и западная, с Румынией, и восточная, с Приднестровьем и Украиной – остаются спорным, первая – де-юре, вторая – де-факто.

..............