Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Ирану без шаха лучше, чем с шахом Пехлеви

Мухаммед Реза Пехлеви очень хотел встать в один ряд с великими правителями прошлого – Киром, Дарием и Шапуром. Его сын, Реза Пехлеви, претендует на иранский трон сейчас. Увы, люди в самом Иране воспринимают его внуком самозванца и узурпатора и сыном авантюриста.

8 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Нефтяные активы как барометр мира

Никто сейчас не может сказать, когда произойдет серьезная подвижка по украинскому кризису. Нет ни сроков, ни дат. Но зато они есть в кейсе «ЛУКОЙЛа» – 28 февраля.

2 комментария
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Почему Европа никогда не пойдет против США

Никакого общеевропейского сопротивления Трампу по вопросу Гренландии нет. Никакой общеевропейской гибкой позиции по Украине (которая смогла бы вернуть Европе субъектность хотя бы в этом пункте) тоже нет.

5 комментариев
21 августа 2009, 14:46 • Политика

Ташкент готовит базу

Узбекистан может вернуть базу США

Ташкент готовит базу
@ uzbekistan.usembassy.gov

Tекст: Юлия Малышева

Узбекистан думает над своим ответом на планы России разместить военную базу в Киргизии, вблизи границы двух среднеазиатских республик. В первую очередь Ташкент намерен усилить военное сотрудничество с Вашингтоном, соглашение о чем было подписано накануне между представителями двух стран. В дальнейшем наблюдатели не исключают, что Узбекистан может позволить военным США вернуться на закрытую четыре года назад авиабазу Карши-Ханабад, чтобы не допустить усиления в регионе России и Киргизии.

США и Узбекистан договорились о расширении военного сотрудничества между двумя государствами. Соответствующее соглашение было подписано накануне во время визита в Ташкент главы Центрального командования США генерала Дэвида Петрэуса.

Визит Петреуса нужно также рассматривать в контексте недавней российско-узбекской стычки по поводу базы в Киргизии

«Мы готовы к расширению конструктивного двустороннего и многостороннего сотрудничества на основе принципов взаимного уважения и равноправного партнерства», – заявил на встрече президент Ислам Каримов.

Слухи о том, до какой степени Узбекистан согласен расширить сотрудничество с США, курсируют все последние месяцы. Речь, в частности, может идти о размещении на территории республики новой американской военной базы.

Напомним, четыре года назад узбекские власти демонстративно выдворили американские подразделения с авиабазы Карши-Ханабад в 2005 году, оскорбившись на высказанную Белым домом критику решения Ташкента расстрелять демонстрантов в Андижане.

Однако после появления информации о возможном закрытии киргизской авиабазы «Манас» разговоры о возвращении США в Узбекистан усилились. «США недавно обратились к руководству Узбекистана с предложением разместить на своей территории военную базу, которая могла бы стать альтернативой базе «Манас», – в свое время заявлял член американского совета по международным отношениям, ассоциированный директор исследований в области международной безопасности Йельского университета Джеффри Манкофф.

За последние недели решимость Узбекистана вернуть американских военных могла только усилиться из-за планов России построить в Киргизии свою военную базу. «Узбекская сторона не видит какой-либо необходимости и целесообразности в реализации планов по размещению на юге Киргизии дополнительного контингента российских Вооруженных сил», – комментировал новости МИД страны.

При этом официальный Бишкек, напротив, настаивал на том, чтобы база была размещена как можно ближе к узбекско-киргизской границе. «Все зло исходит со стороны границы. Поэтому наше пожелание, чтобы предполагаемая военная база была именно ближе к границе», – заявлял посол Киргизии в России Раимкул Аттакуров.

В связи с чем, полагают наблюдатели, желание Ташкента уравновесить американской базой российское присутствие, вполне понятно. «Визит Петреуса нужно также рассматривать в контексте недавней российско-узбекской стычки по поводу предполагаемой российской базы в Киргизии», – приводит Trend News мнение ведущего научного сотрудника Финского института международных отношений Игоря Торбакова.

Тем более, по его мнению, Узбекистан совершенно не устраивает перспектива усиления Киргизии, являющейся его региональным соперником. США в свою очередь считает Узбекистан одной из ключевых стран, необходимых военным для ведения операции в Афганистане. «И, что, возможно, важнее для США, Каримов является самым активным из пяти центральноазиатских лидеров в поиске путей устранения угрозы исламского экстремизма», – добавляет эксперт по Центральной Азии Брюс Паньер.

Добавим, что Узбекистан в последнее время все чаще демонстрирует приверженность вектору на сотрудничество с Западом в ущерб отношениям с Россией. В частности, Ташкент отказался участвовать в Коллективных силах оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ, проект которых активно продвигает Москва.