Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
2 комментарияТашкент готовит базу
Узбекистан может вернуть базу США
Узбекистан думает над своим ответом на планы России разместить военную базу в Киргизии, вблизи границы двух среднеазиатских республик. В первую очередь Ташкент намерен усилить военное сотрудничество с Вашингтоном, соглашение о чем было подписано накануне между представителями двух стран. В дальнейшем наблюдатели не исключают, что Узбекистан может позволить военным США вернуться на закрытую четыре года назад авиабазу Карши-Ханабад, чтобы не допустить усиления в регионе России и Киргизии.
США и Узбекистан договорились о расширении военного сотрудничества между двумя государствами. Соответствующее соглашение было подписано накануне во время визита в Ташкент главы Центрального командования США генерала Дэвида Петрэуса.
Визит Петреуса нужно также рассматривать в контексте недавней российско-узбекской стычки по поводу базы в Киргизии
«Мы готовы к расширению конструктивного двустороннего и многостороннего сотрудничества на основе принципов взаимного уважения и равноправного партнерства», – заявил на встрече президент Ислам Каримов.
Слухи о том, до какой степени Узбекистан согласен расширить сотрудничество с США, курсируют все последние месяцы. Речь, в частности, может идти о размещении на территории республики новой американской военной базы.
Напомним, четыре года назад узбекские власти демонстративно выдворили американские подразделения с авиабазы Карши-Ханабад в 2005 году, оскорбившись на высказанную Белым домом критику решения Ташкента расстрелять демонстрантов в Андижане.
Однако после появления информации о возможном закрытии киргизской авиабазы «Манас» разговоры о возвращении США в Узбекистан усилились. «США недавно обратились к руководству Узбекистана с предложением разместить на своей территории военную базу, которая могла бы стать альтернативой базе «Манас», – в свое время заявлял член американского совета по международным отношениям, ассоциированный директор исследований в области международной безопасности Йельского университета Джеффри Манкофф.
- Минск вернется, Ташкент не ждите
- «Это узбекский сигнал Западу»
- Узбекистан опять против
- Узбекистан воюет на условиях
- Узбекистан поворачивает на Запад
За последние недели решимость Узбекистана вернуть американских военных могла только усилиться из-за планов России построить в Киргизии свою военную базу. «Узбекская сторона не видит какой-либо необходимости и целесообразности в реализации планов по размещению на юге Киргизии дополнительного контингента российских Вооруженных сил», – комментировал новости МИД страны.
При этом официальный Бишкек, напротив, настаивал на том, чтобы база была размещена как можно ближе к узбекско-киргизской границе. «Все зло исходит со стороны границы. Поэтому наше пожелание, чтобы предполагаемая военная база была именно ближе к границе», – заявлял посол Киргизии в России Раимкул Аттакуров.
В связи с чем, полагают наблюдатели, желание Ташкента уравновесить американской базой российское присутствие, вполне понятно. «Визит Петреуса нужно также рассматривать в контексте недавней российско-узбекской стычки по поводу предполагаемой российской базы в Киргизии», – приводит Trend News мнение ведущего научного сотрудника Финского института международных отношений Игоря Торбакова.
Тем более, по его мнению, Узбекистан совершенно не устраивает перспектива усиления Киргизии, являющейся его региональным соперником. США в свою очередь считает Узбекистан одной из ключевых стран, необходимых военным для ведения операции в Афганистане. «И, что, возможно, важнее для США, Каримов является самым активным из пяти центральноазиатских лидеров в поиске путей устранения угрозы исламского экстремизма», – добавляет эксперт по Центральной Азии Брюс Паньер.
Добавим, что Узбекистан в последнее время все чаще демонстрирует приверженность вектору на сотрудничество с Западом в ущерб отношениям с Россией. В частности, Ташкент отказался участвовать в Коллективных силах оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ, проект которых активно продвигает Москва.